Файл: Развитие малого бизнеса в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1367

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях хозяйствования развитие малого бизнеса в России должно быть одним из приоритетных направлений государственной, региональной и муниципальной политики, поскольку имеет отношение к решению ряда вопросов не только экономического, но и социального характера. Именно поэтому активизация малого бизнеса и рост масштабов и эффективности функционирования данного сектора экономики является одним из главных факторов положительных структурных изменений и модернизации национального хозяйства России.

Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к общей институциональной перестройке общества. Формирование экономики рыночного типа в отечественных условиях объективно требует становления малого бизнеса как полноценного субъекта рынка, укрепление его позиций в условиях конкурентной среды. С развитием данного сектора экономики связывается возможность решения ряда важных проблем общегосударственного, регионального и местного значения.

Открывая собственное дело, необходимо понимать, что процветание или крах будут зависеть от ряда факторов – внешних и внутренних. Весь спектр возникающих сложностей можно условно разделить на несколько групп: проблемы с материально-техническим обеспечением, организационные и финансовые проблемы.

Многочисленные исследования показывают, что ряд препятствий, с которыми современное предпринимательство сталкивается, касаются и финансового обеспечения, и бюрократических проволочек: высокие налоговые ставки, большая стоимость страхования, общее отрицательное состояние экономики, бумажная волокита – все то, что мешает активно и успешно развивать собственное дело.

Путь, по которому идет развитие малых форм предпринимательства в РФ, имеет свою специфику. Связано это, в первую очередь, с менталитетом, нестабильной экономикой, отсутствием культуры ведения бизнеса.

Исследователи отмечают, что нормальная жизнедеятельность любого предприятия возможна только при условии гармоничного сочетания интересов потребителей, предпринимателей и государства.

Актуальность темы исследования заключается в необходимости развития сектора малого бизнеса как основного фактора преодоления ряда проблем, таких как: обеспечение занятости и рост уровня деловой активности населения, укрепление экономического потенциала регионов и муниципальных образований, повышения уровня и качества жизни людей. Ограниченность внутренних возможностей и возрастающие угрозы внешней среды становятся препятствием для развития данного сектора экономики.


Существуют определенные трудности выхода на рынок, в том числе растущие транспортные расходы и низкая покупательная способность населения, неплатежеспособность потенциальных производственных потребителей продукции малых предприятий.

Степень изученности данной темы достаточно высока. Многие исследователи обращались к данной тематике, рассматривая различные аспекты малого бизнеса. Наличие проблемных зон, которые являются препятствием к развитию малого бизнеса, актуализируют вопрос поиска методов повышения эффективности деятельности предприятий малого бизнеса.

Исходя из вышесказанного, целью данной работы является изучение малого бизнеса, как элемента современной рыночной экономики.

В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:

- Раскрыть сущность и понятие малых предприятий;

- Рассмотреть их преимущества и недостатки;

- Изучить современное состояние и тенденции развития малых предприятий.

Объект исследования – малые предприятия России.

Предмет исследования – особенности развития малых предприятий.

В качестве методов исследования выступают сравнительный анализ, анализ литературы и документов, обобщение, статистические и графические методы.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды ученых по исследуемой проблеме, таких как: Т.А. Глинова, И.Н. Герчикова, В.А. Райзберг, Р.И. Голик и других авторов. Использованы публикации в периодических журналах «Общество и экономика», «Российское предпринимательство», электронном журнале «Концепт», а также материалы сайтов сети Интернет.

1. Теоретические аспекты развития малого бизнеса

1.1. Сущность и содержание малого бизнеса

Малые предприятия играют одну из ведущих ролей в развитии частного сектора и постепенно становятся важным фактором экономического роста, создания новых рабочих мест, структурной перестройки и укрепление экономики.

Малые предприятия играют одну из ведущих ролей в развитии частного сектора и постепенно становятся важным фактором экономического роста, создания новых рабочих мест, структурной перестройки и укрепление экономики.


Справедливо отмечают исследователи в области менеджмента и маркетинга, то, что в настоящее время предпринимательство проникает во все сферы социально-экономической жизни: производство, торговлю, образование, науку, здравоохранение, консультирование и др. В реализации предпринимательской деятельности находят свое проявление заложенные в человеке от природы стремление к самореализации и самоутверждению [3, с.134].

Следует отличать понятия бизнеса и предпринимательской деятельности. Так, Т.А. Глинова подчеркивает, что бизнес – это понятие более широкое, чем предпринимательская деятельность, поскольку бизнесом считается осуществление любых единичных рисковых коммерческих дел в любой сфере деятельности, направленных на получение дохода (прибыли) [7, с.46-50]. По мнению Е.Б. Крылова «под малым бизнесом подразумеваются такие фирмы, которые характеризуются следующими параметрами: являются юридически самостоятельными и независимыми в принятии хозяйственных решений (не представляют собой часть крупного предприятия)» [12, с. 131-135].

Интересен подход А.В. Виленского, который считает, что «малое предпринимательство – это целый набор экономических, социальных, культурологических, политических свойств и характеристик некрупных субъектов хозяйствования» [5, с. 104 - 112].

Изучение литературы по теме показало, что в большинстве случаев, под бизнесом принято понимать деятельность субъектов экономических отношений по производству экономических благ и удовлетворения общественных потребностей, а также получения экономической выгоды на этой основе. Предпринимательством чаще всего считается производственно-коммерческая деятельность, основанная на способности к инновационным решениям и идеям. Практическая реализация предпринимательской способности индивидов формирует основу для существования бизнеса, предполагает активное присутствие на рынке, выступает гарантом стабильности экономики и повышения уровня жизни граждан.

Отметим значимость малого бизнеса в аспекте занятости населения. В странах, где малый и средний бизнес достаточно развит, эта сфера экономики устойчиво создает до 50-60% ВВП. По данным экспертов ООН, в мире малым бизнесом занято более 50% населения. А в России в сфере малого бизнеса численность занятых составляет 24,9% населения трудоспособного возраста [4].

Малый бизнес, в свою очередь, играет важную роль в процессе организации работы экономики различных стран (рисунок 1).

Рис 1. Доля малого бизнеса в ВВП стран, 2016 г. [4]


Исходя из данных рисунка 1, можно предположить, что развитие данного сектора необходимо для поддержания экономики страны.

Рассмотрим показатели, характеризующие значение малых предприятий в экономике отдельных стран (таблица 1).

Таблица 1 – Основные показатели развития малых предприятий в развитых странах, 2016 г. [6]

Страны

Количество малых предприятий (в тыс.)

Количество малых предприятий в ранге на 1000

жителей

Доля работающих в общей численности занятых, %

Доля малых предприятий в ВВП страны, %

Великобритания

2630

46,00

49,0

50-53

Германия

2290

37,00

46,0

50-54

Италия

3920

68,00

73,0

57-60

Франция

1980

35,00

54,0

55-62

США

19300

74,20

54.0

50-52

Япония

6450

49,60

78,0

52-55

Россия

836,2

5,65

9,6

10-11

Таким образом, Россия существенно отстаёт от развитых стран, что говорит о недостаточном развитии малого бизнеса в стране и слабой поддержке со стороны государства.

Изменение внешней среды, введение санкций со стороны западных государств даёт возможность для более активного развития предпринимательства в России.

Общее количество индивидуальных предпринимателей в России представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Количество индивидуальных предпринимателей

за период 2016 – 2017 гг. [21]

Данные рисунка 2, показывают, что за 2016-2017 гг. наблюдается рост числа индивидуальных предпринимателей. Несмотря на данное увеличение, существует масса проблем в развитии малого бизнеса.

Многие исследователи подчёркивают важную роль малых предприятий в организации рыночных отношений, поскольку они:

  • формируют определенную структуру насыщения рынка товарами и услугами;
  • решают проблемы занятости населения.

Среди основных причин появления негативной тенденции можно назвать следующие:

  • рост административных и финансовых барьеров;
  • сложность и нестабильность налогового законодательства;
  • отсутствие информированности субъектов малого бизнеса об изменениях в законодательстве РФ.

Предприятия малого бизнеса должны отвечать следующим основным условиям:

  • доля участия в основном уставном капитале малого или среднего предприятия РФ, ее субъектов должна составлять не более 25%;
  • предельное количество кадров, работающих на предприятии в предшествующем календарном году не должно быть больше 100 человек, а на микропредприятиях не более 15 человек;
  • размеры балансовых активов предприятия или выручки от реализации работ (товаров, услуг), за исключением НДС, за прошедший год не должны превышать предельных значений, которые устанавливаются исключительно Правительством РФ. Так, для малых предприятий предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость – 800 млн. рублей.

Основные критерии определения малого предприятия, которые определены Федеральным законом № 209-ФЗ ОТ 24.07.2007 представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Критерии определения малого предприятия [2]

Критерий

Среднее предприятие

Малое предприятие

Микро-предприятие

Предельные значения «выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость»

2 млрд. руб.

800 млн. руб.

120 млн. руб.

Численность сотрудников

101 - 250 человек

100 человек

15 человек

Малый бизнес играет исключительно важную роль в социально-экономической жизни любого государства. Мировая практика считает нормой государственное поощрение малого предпринимательства для достижения целей общества и государства.

Государственная задача при этом состоит не только в том, чтобы передать малому бизнесу финансовые, технические и другие ресурсы, но и в том, чтобы поддержать его любой ценой, создавая экономические, социальные и правовые условия выживания, способности к росту и саморазвитию.

Малый бизнес принято рассматривать в качестве социального явления, которое обеспечивает:

  1. занятость и самозанятость,
  2. реализация предпринимательской инициативы,
  3. внедрение инноваций,
  4. наполнение бюджета и др.

При наличии устойчивого экономического и политического общественного развития мелкие предприниматели наиболее подвержены принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы.

При этом часть мелких собственников способна проявлять максимальную активность (иногда агрессивность) в случае появления угрозы в отношении собственности, поскольку для владельцев малых предприятий принадлежащая им собственность часто - единственное средство существования и важнейший способ самовыражения.

Развитие малого и среднего бизнеса - важнейший показатель степени успешности рыночных реформ, а также степени эффективности конкурентной экономики. Анализируя экономическую литературу и имеющиеся статистические данные о деятельности малых предпринимателей, можно говорить о росте значения малых предприятий даже в государствах с развитой рыночной экономикой, но при этом их устойчивость все же остается относительно низкой.

Рост численности малых фирм, развитая инфраструктура и государственная поддержка малого бизнеса способствуют эффективному решению социально-экономических задач, включая вопрос занятости населения.