Файл: Развитие малого бизнеса в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1378

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы по главе:

За последние годы количество вновь зарегистрированных предприятий малого бизнеса почти равно количеству ликвидированных предприятий в том же периоде. При этом общее число предприятий имеет тенденцию к увеличению. Из чего можно сделать вывод о том. что количество малых предприятий увеличивается не за счет открытия новых, а, возможно, за счет реорганизации предприятий категории среднего бизнеса.

‏ㅤ

Положительная роль малого бизнеса выражается в том, что он более гибок, быстрее реагирует на изменения внешней среды, создает дополнительные рабочие места, а современном этапе развития именно предприятия малого бизнеса играют большую роль в жизни страны, представляя собой многогранное явление. Проанализировав динамику развития данного субъекта экономики можно говорить о том, что у малого бизнеса в России имеются широкие перспективы дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности малых предприятий.

3. Проблемы ‏ㅤ и ‏ㅤперспективы ‏ㅤ развития ‏ㅤ малого ‏ㅤ бизнеса ‏ㅤ в ‏ㅤ России

3.1. Основные проблемы малого бизнеса

Малые предприятия являются достаточно специфическим объектом управления. Среди основных особенностей можно выделить: небольшой масштаб деятельности малых предприятий, их мобильность, срок деятельности, как правило, небольшой, действуют данные предприятия в условиях риска и подвержены влиянию угроз со стороны внешней среды.

Среди основных внешних факторов, которые негативно влияют на деятельность малых предприятий, следует выделить следующие:

  • снижение уровня доходов населения;
  • нестабильность курсов основных валют;
  • значительное увеличение цен на аренду помещений, повышение стоимости товаров и услуг;
  • продолжающийся рост уровня инфляции;
  • повышение цен на коммунальные услуги;
  • повышение цен поставщиков товаров и оборудования;
  • введение санкций, ограничивающих поставки из США, Европы;
  • изменение правил таможенного контроля и рост таможенных пошлин.

Исходя из данных факторов, деятельность субъектов малого бизнеса подвергается угрозам со стороны макросреды организации. Данные факторы, подкрепленные внутренней составляющей управления малыми предприятиями, могут сформировать угрозу для их дальнейшего развития.

Основные факторы, которые сдерживают процесс развития малого и среднего бизнеса, представлены на рисунке 6.

Рис. 6. Проблемы развития малого бизнеса [16]

Данные рисунка показывают основные проблемы малого бизнеса:

  • слаборазвитая инфраструктура в регионе;
  • административные барьеры, коррупция;
  • недоступность кредитов и других источников финансов;
  • высокое налоговое бремя;
  • острая конкуренция.

Действующая налоговая нагрузка является препятствием для развития бизнеса. Уплата налогов и страховых взносов изымает эти средства из оборота предприятия, что, с учетом проблемы доступа к внешнему финансированию и снижению спроса на товары и услуги, приводит к неустойчивости функционирования бизнеса.

Выделим основные проблемы, которые формируют угрозы для развития малого бизнеса:

Угрозы для развития малого бизнеса

недостаток финансирования

коррупционные барьеры

нестабильность в применении налогообложения

недостаток развития законодательной базы

Рис. 7. Основные проблемы малого бизнеса

Из рисунка 7 можно сделать вывод о том, что существует:

  • недостаток финансирования со стороны государственных и региональных органов власти, в результате чего становится невозможным реализация потенциала развития предприятий малого бизнеса;
  • недостаток развития законодательной базы, регулирующей деятельность предприятий малого бизнеса;
  • нестабильность в применении налогообложения (например, с 2013 г. в двукратном размере увеличился размер страховых взносов) [16];
  • коррупционные барьеры, с которыми сталкиваются предприятия малого бизнеса.

Исследования РБК выделяют четыре основные проблемы, которые являются преградами для развития малого бизнеса. Для проведения исследования компания собрала 10151 анкету в 82 регионах, а также взяла 578 комментариев предпринимателей о проблемах их бизнеса. Были выделены следующие проблемные зоны:

основные проблемы развития малого бизнеса

отсутствие специализированных кадров

ограниченность доступа к финансовым ресурсам

региональные различия в ведении бизнеса


неблагоприятный бизнес-климат

Рис. 8. Основные проблемы малого бизнеса (по исследованиям РБК)

  • Из рисунка можно определить, что для малого бизнеса основными препятствиями являются:
  • ограниченность доступа к финансовым ресурсам (оценка, проведенная предпринимателями, показала, что это является основным источником проблемных зон в развитии малого бизнеса;
  • неблагоприятный бизнес-климат, что основывается на высоких издержках («нереально высокая стоимость присоединения к электросетям», «повышение тарифов на электроэнергию»);
  • региональные различия в ведении бизнеса (Самыми благоприятными регионами для ведения бизнеса по результатам опроса стали Республика Адыгея, Воронежская область и Чукотский административный округ. В конце рейтинга субъектов РФ оказались Магаданская область, Республика Бурятия и Курская область);
  • отсутствие специализированных кадров.

Таким образом, наличие данных недостатков является преградой для развития малого бизнеса в России. Для устранения существующих преград необходимо формирование действенной политики государственной поддержки развития малого бизнеса.

3.2. Перспективы развития малого бизнеса в России

Перспективы малого бизнеса в России зависят не от объемов гос­поддержки, а от создания благоприятных условий для его ведения — без навязчивого контроля, административного давления и чрезмерной фискальной нагрузки. На современном этапе экономического развития Россия все еще медленно и достаточно противоречиво идет по пути рыночных преобразований. В значительной степени причиной таких тенденций отечественной экономики является недооценка роли и значения малого бизнеса. Сейчас во многих развитых странах мира малое предпринимательство является структурообразующим элементом рыночной экономики.

Исследователи отмечают, что для перехода экономики России на новый уровень развития, прежде всего, необходимо глубокое реформирование малого бизнеса. Его всестороннее проникновение в экономическую систему в настоящее время является необходимым условием становления рыночных отношений, а развитие малых предприятий – одно из приоритетных направлений экономической политики любой экономически развитой страны [8].

Поэтому государство должно всячески способствовать развитию мелких субъектов хозяйствования как важной составляющей экономики. Это поможет создать положительный имидж РФ, что является важным для дальнейшей ее интеграции в европейскую и мировую экономическую систему.


На данный момент существует множество актуальных вопросов, которые связаны с развитием малого и среднего бизнеса, оценки состояния, возможностей и прогнозирования перспектив развития.

Следует отметить, что малому и среднему бизнесу в России в последние годы уделялось достаточное внимание со стороны государственных структур власти. Был принят Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1]. Данный закон определяет основные положения развития малого бизнеса в РФ.

В июле 2015 г. была утверждена концепция развития малого бизнеса сроком до 2030 г. Данная концепция (стратегия) насчитывает ряд положений, которые определяют поэтапное развитие малого бизнеса, создание плана мероприятий, относительно повышения состояния малого бизнеса РФ.

Относительно данной концепции, малым бизнесом признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики. Собственники малого бизнеса это и производители, и потребители всего многообразия товаров и услуг. Благодаря своим небольшим размерам имеют технологическую, производственную и управленческую гибкость.

Существует ряд государственных структур, которые регулируют деятельность субъектов малого бизнеса:

  • правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства;
  • координационные органы по развитию малого бизнеса;
  • департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития РФ (далее МЭР РФ).

На данный момент создан ряд комиссий относительно регулирования деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, реализованы рекомендации в пользу финансового обеспечения и поддержания их деятельности на территории России.

С 2005г. правительством ежегодно выделяются средства в местные бюджеты на поддержание сферы малого бизнеса.

В рамках государственной программы Министерства Экономического развития ежегодно выделяются значительные объемы средств на развитие субъектов малого бизнеса. Объемы финансирования представлены на рисунке 8.

Рис. 8. Объем финансирования программы Министерства экономического развития, 2005-2016 гг.

Многие проблемы развития малого бизнеса связано с недостатками государственной политики. Основные ориентиры, которые следует учитывать в новых условиях, представлены следующими положениями:

  • формирование и широкое применение инструментов акселерации роста бизнеса как инструмента поддержки достаточно динамичного развития малых и средних предприятий (МСП);
  • внедрение механизмов обратной связи, включая общественный мониторинг решений;
  • расширение программ поддержки молодёжного предпринимательства, создание стимулов для открытия новых предприятий;
  • тиражирование лучших практик поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) как на региональном, так и муниципальном уровне.
  • Также новыми сложностями для бизнеса могут стать ухудшение внешних факторов. Согласно оценкам Минэкономразвития, количество субъектов малого и среднего предпринимательства в России достигает 5,5 млн. Данный сегмент создает более 16,4 млн рабочих мест и обеспечивает до 20% отечественного ВВП. С помощью господдержки количество МСП до 2018 года увеличится до 6 млн. Реализация данной инициативы позволит создать до 2,2 млн дополнительных рабочих мест.

Со стороны предпринимательства, каждый субъект малого бизнеса должен ориентировать свою деятельность на развитие следующих направлений деятельности:

  • развитие творческого потенциала персонала;
  • развитие маркетинговой составляющей работы предприятия.

Персонал предприятия является важным стратегическим ресурсом организации. Важность человеческого ресурса для развития предприятия объясняется необходимостью реализации системы стратегического планирования, необходимого в условиях развития конкурентного рынка. Развитие его умений и навыков способствует повышению конкурентного положения организации на рынке.

Основные методы повышения эффективности человеческого ресурса основываются на следующих целенаправленных действиях:

  • повышение мотивации деятельности персонала;
  • повышение заинтересованности персонала в результатах труда;
  • повышение квалификации работников организации;
  • расширение круга ответственности работников организации с целью повышения их умений и навыков;
  • совершенствование системы управления персоналом предприятия;
  • развитие системы материального и нематериального поощрения.

Ещё одним направлением повышения конкурентного положения субъекта малого бизнеса необходимо совершенствование маркетинговой деятельности. Отметим, что маркетинговые инструменты малого предприятия имеют ряд специфических особенностей, которые следует учитывать.

Маркетинг малого бизнеса должен учитывать следующие направления (рисунок 7).

Рис. 9. Направления развития маркетинговой деятельности субъекта малого бизнеса [7]

Важно отметить, что крупные фирмы, определив значимость данного направления, вкладывают огромные средства в развитие маркетинговой деятельности. Малый бизнес не располагает большими финансовыми средствами, поэтому нет возможности создания отдельного подразделения маркетинга или штатной единицы маркетолога.

Для каждого малого предприятия маркетинговая деятельность сводится к трем последовательным этапам:

1. Исследование рынка и составление ассортиментной программы производства продукции. Данный этап начинается с всестороннего и глубокого анализа рынка и изучения его возможностей. Осуществляется это с помощью, проведениям сегментации ранка с учетом определенных особенностей потребителей.

2. Разработка маркетинговой программы. На основе проведенного исследования определяется вид маркетинговой стратегии. То есть, если всем сегментам рынка присущи одинаковые черты, то используется массовый (недифференцированный) маркетинг и принимается решение выпускать однотипную продукцию.