Файл: Организация и разработка бизнес-плана организации (Теоретические основы организации и разработки бизнес-плана организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации и разработки бизнес-плана
1.1. Роль бизнес-плана в современных условиях
1.2. Структура и содержание бизнес-плана
2. Анализ деятельности организации на примере предприятия розничной торговли ООО «АРГО»
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия розничной
2.2. Анализ финансового состояния предприятия розничной торговли ООО «АРГО»
2.3. Анализ финансовых результатов предприятия розничной торговли ООО «АРГО»
3. Разработка бизнес-плана по новому виду деятельности предприятия розничной торговли ООО «АРГО»
3.2. Описание отрасли (рынка) и предприятия
Раздел 5. План маркетинга.
План раздела маркетинга включает в себя стратегию проникновения на рынок, подробнейшее описание продукта (работы, услуги), разработка и обоснование ценовой политики, каналы сбыта и распределения, а также систему маркетинговых коммуникаций[12].
Раздел 6. Производственный план.
Данный раздел несет в себе значительную информативную нагрузку в связи, с чем и является одним из самых объемных разделов. В производственном плане указывается местоположение производства, анализируется стоимость производства одной партии товаров и определяется стоимость производства одной единицы продукции, дается описание всего имеющегося производственного оборудования. Здесь также излагается процесс производства с технологической точки зрения, то есть указывается, какой вид сырья требуется, описываются транспортные операции, которые непосредственно связаны с изготовлением и производством. Кроме того, здесь важно представить список персонала указать заработную плату каждой единицы имеющегося штата[13].
Раздел 7. Организационный план.
Здесь рассматриваются некоторые организационные вопросы, а также предусматриваются нормативные документы и график реализации.
Раздел 8. Финансовый план.
Финансовое планирование – это процесс разработки системы планов, обеспечивающих оптимальное формирование финансовых ресурсов, эффективное их использование с целью получения максимального финансового результата[14].
Финансовое планирование необходимо осуществлять посредством рассмотрения и составления основных финансовых документов – они включают в себя план доходов и расходов, сроки реализации проекта, план движения денежных средств и так далее.
Раздел 9. Оценка эффективности проекта.
Экономическая эффективность реализации бизнес-плана - это категория, отражающая соответствие проекта целям и интересам его участников.
Цели оценки эффективности реализации бизнес-плана в целом:
- определение потенциальной привлекательности бизнес-плана для возможных участников;
- поиск источников финансирования[15].
Для оценки эффективности проекта необходимо произвести расчет таких показателей, как чистый дисконтированный доход, индекс прибыльности, дисконтированный срок окупаемости.
Раздел 10. Приложения.
В раздел включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться: копии всех относящихся к делу контрактов; результаты маркетинговых исследований; фотографии или видеоролик образцов продукции; список основных клиентов с указанием объемов годовых продаж и их условий; список основных поставщиков с указанием объемов закупок и их условий; любые другие относящиеся к делу официальные документы[16].
Так, структура и содержание бизнес-плана представляют собой основные составляющие, от которых зависит многое в процессе реализации проекта.
Таким образом, структура бизнес-плана и степень его детализации зависят от таких факторов, как вид бизнеса, организационная форма предприятия, размер предполагаемого рынка, наличие конкурентов и др. Так, объем и содержательная часть бизнес-плана будут существенно различаться для сфер деятельности, в которых первоначальные инвестиционные издержки минимальны и крупном бизнесе, который требует значительных вложений.
2. Анализ деятельности организации на примере предприятия розничной торговли ООО «АРГО»
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия розничной
торговли ООО «АРГО»
ООО «АРГО» было создано 12 февраля 2004 года. Это организация, предметом деятельности которой является розничная торговля продуктами питания.
Расчет основных технико-экономических показателей ООО «АРГО» за 2015-2017 года произведем на основе данных бухгалтерской отчетности (Приложения 1-4). Анализ данных показателей представим в табл. 1.
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели ООО «АРГО» за 2015-2017 года
Показатели |
Сумма |
Изменение |
|||||
абсолютное (+, -) |
темп роста, % |
||||||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2016г. от 2015 г. |
2017 г. от 2016 г. |
за 2016 год |
за 2017 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1.Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
39395 |
58513 |
66286 |
19118 |
7773 |
148,53 |
113,28 |
2.Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
37995 |
51946 |
57898 |
13951 |
5952 |
136,72 |
111,46 |
3.Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. |
1400 |
6567 |
8388 |
5167 |
1821 |
469,07 |
127,73 |
4. Чистая прибыль, тыс. руб. |
5943 |
10063 |
13745 |
4120 |
3682 |
169,33 |
136,59 |
5.Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
35333,5 |
40774 |
44195,5 |
5440,5 |
3421,5 |
115,40 |
108,39 |
6. Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб. |
12748 |
15784 |
18648 |
3036 |
2864 |
123,82 |
118,14 |
Продолжение таблицы 1 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
7. Фондоотдача, руб./руб. |
1,115 |
1,435 |
1,500 |
0,320 |
0,065 |
128,71 |
104,51 |
8. Производительность труда, тыс. руб./чел. |
393,95 |
591,04 |
669,56 |
197,09 |
78,52 |
150,03 |
113,28 |
9. Средняя заработная плата, руб. за мес. |
10623,33 |
13286,20 |
15696,97 |
2662,86 |
2410,77 |
125,07 |
118,14 |
10. Численность работников, чел. |
100 |
99 |
99 |
-1 |
0 |
99,00 |
100,00 |
11.Рентабельность продаж, % |
15,09 |
17,20 |
20,74 |
2,11 |
3,54 |
114,00 |
120,57 |
12. Рентабельность затрат, % |
15,64 |
19,37 |
23,74 |
3,73 |
4,37 |
123,85 |
122,55 |
Из табл. 1 следует, что выручка от реализации продукции в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилась на 19118 тыс. руб. или на 48,53%, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом выросла на 7773 тыс. руб. или на 13,28% и составила в 2017 году 66286 тыс. руб. Рост выручки в течение исследуемого периода обусловлен ростом цен на выпускаемую продукцию.
Себестоимость реализованной продукции росла на протяжении всего анализируемого периода, так в 2016 году по сравнению с 2015 годом она выросла на 13951 тыс. руб. или на 36,72%, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 5952 тыс. руб. или на 11,46% и составила 57898 тыс. руб.
Увеличение выручки от реализации привело к росту прибыли от реализации на 5167 тыс. руб. и на 1821 тыс. руб., соответственно в 2016 и 2017 годах.
Чистая прибыль в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилась на 4120 тыс. руб. или на 69,33%, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом возросла на 3682 тыс. руб. или на 36,59% и составила в 2017 году - 13745 тыс. руб.
Среднегодовая стоимость основных средств в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилась на 5440,5 тыс. руб. или на 15,40%, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом произошло ее увеличение на 3421,5 тыс. руб. или на 8,39% и составила в 2017 году – 44195,5 тыс. руб.
Фондоотдача в 2015 году составляла 1,115 руб./руб., в 2016 году произошло увеличение фондоотдачи на 0,32 руб./руб. и составила 1,435 руб./руб., а в 2017 году по сравнению с 2016 годом возросла до 1,50 руб./руб. Рост фондоотдачи говорит о повышении эффективности использования основных средств и свидетельствует о том, что в 2017 году на 1 руб. вложений в основные средства приходится 1 руб. 50 коп. с продаж.
Анализируя производительность труда можно сделать вывод о том, что она в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилась на 197,09 тыс. руб./чел., а в 2017 году по сравнению с 2016 годом возросла на 78,52 тыс. руб./чел. и составила в 2017 году 669,56 тыс. руб./чел., то есть на одного работника приходится 669,56 тыс. руб. с продаж.
Средняя заработная плата за месяц на протяжении анализируемого периода росла, так в 2016 году по сравнению с 2015 годом она выросла на 2662,86 руб., а в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 2410,77 руб. Рост средней заработной платы за месяц связан с увеличением годового фонда оплаты труда в 2016 году на 3036 тыс. руб. или на 23,82%, а в 2017 году на 2864 тыс. руб. или на 18,14%.
Рентабельность продаж в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилась на 2,11% и составила 17,20%, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличилась на 3,54% и составила 20,74%. Увеличение рентабельности продаж в 2016 году говорит о том, что каждый рубль продаж стал приносить на 2,11 коп. больше чистой прибыли, чем в 2015 году, а в 2017 году каждый рубль продаж стал приносить на 3,54 коп. чистой прибыли больше, чем в 2016 году.
Рентабельность затрат в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилась на 3,73% и составила 19,37%, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличилась на 4,37% и составила 23,74%. Увеличение рентабельности затрат в 2016 году говорит о том, что на каждый рубль затрат стало приходиться на 3,73 коп. больше чистой прибыли, чем в 2015 году, а в 2017 году каждый рубль затрат стал приносить на 4,37 коп. чистой прибыли больше, чем в 2016 году.
Таким образом, из анализа технико-экономических показателей можно сделать вывод о том, что деятельность предприятия эффективна, о чем свидетельствует увеличение выручки от реализации продукции, прибыли от реализации, чистой прибыли, фондоотдачи, производительности труда, а также показателей рентабельности.
2.2. Анализ финансового состояния предприятия розничной торговли ООО «АРГО»
Анализ финансового состояния начнем с анализа имущественного состояния предприятия.
В табл. 2 представлен анализ динамики имущества предприятия ООО «АРГО» за 2015-2017 гг.,
Таблица 2
Анализ динамики имущества предприятия ООО «АРГО»
за 2015-2017 гг.
Показатели |
Абсолютные величины |
Изменения |
|||||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
в абс. величинах |
темп роста, % |
|||
2016г. к 2015г. |
2017г. к 2016г. |
2016г. к 2015г. |
2017г. к 2016г. |
||||
1. Внеоборотные активы, в том числе: |
38921 |
44157 |
45764 |
5236 |
1607 |
113,45 |
103,64 |
- основные средства |
38156 |
43392 |
44999 |
5236 |
1607 |
113,72 |
103,70 |
- финансовые вложения |
4 |
4 |
4 |
0 |
0 |
100,00 |
100,00 |
- прочие внеоборотные активы |
761 |
761 |
761 |
0 |
0 |
100,00 |
100,00 |
2. Оборотные активы, в том числе: |
46593 |
51572 |
60183 |
4979 |
8611 |
110,69 |
116,70 |
- запасы |
33396 |
34918 |
40734 |
1522 |
5816 |
104,56 |
116,66 |
- дебиторская задолженность |
11462 |
14804 |
17740 |
3342 |
2936 |
129,16 |
119,83 |
- денежные средства |
745 |
693 |
502 |
-52 |
-191 |
93,02 |
72,44 |
- прочие оборотные активы |
990 |
1157 |
1207 |
167 |
50 |
116,87 |
104,32 |
Итого активов |
85514 |
95729 |
105947 |
10215 |
10218 |
111,95 |
110,67 |
Коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов |
1,20 |
1,17 |
1,32 |
-0,03 |
0,15 |
97,56 |
112,60 |
Из табл. 2 можно сделать вывод о том, что имущество предприятия в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилось на 10215 тыс. руб. или на 11,95%, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом выросло на 10218 тыс. руб. или на 10,67% и составило 105947 тыс. руб.
Увеличение имущества вызвано ростом внеоборотных активов в 2016 году на 5236 тыс. руб., а в 2017 году на 1607 тыс. руб. и оборотных активов в 2016 году на 4979 тыс. руб., а в 2017 году на 8611 тыс. руб.
Увеличение внеоборотных активов в течение исследуемого периода вызвано ростом основных средств. По остальным видам внеоборотных активов изменений не происходило.
Что касается оборотных активов, то они увеличились вследствие:
- роста запасов в 2016 году на 1522 тыс. руб. или на 4,56%, в 2017 году на 5816 тыс. руб. или на 16,66%;
- увеличения дебиторской задолженности в 2016 году на 3342 тыс. руб. или на 29,16%, а в 2017 году на 2936 тыс. руб. или на 19,83%;
- роста прочих оборотных активов в 2016 году на 167 тыс. руб. или на 16,87%, а в 2017 году на 50 тыс. руб. или на 4,32%.
Необходимо отметить, что в течение рассматриваемого периода на предприятии наблюдалось снижение денежных средств, так в 2016 году относительно 2015 года они снизились на 52 тыс. руб. или на 6,98%, а в 2017 году на 191 тыс. руб. или на 27,56%.
Коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизился с 1,20 до 1,17, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился до 1,32. На предприятии ООО «АРГО» в течение 2015-2017 гг. преобладают оборотные активы, о чем свидетельствует значение коэффициента соотношения оборотных и внеоборотных активов.
В табл. 3 представлен анализ структуры имущества ООО «АРГО» за 2015-2017 гг., из которой следует, что наибольший удельный вес имущества приходится на оборотные активы, доля которых в 2015 году составляла 54,49%, в 2016 году по сравнению с 2015 годом произошло ее снижение на 0,61% до 53,87%, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом доля оборотных активов увеличилась на 2,93% и составила 56,80%.
Таблица 3
Анализ структуры имущества ООО «АРГО» за 2015-2017 гг.
Показатели |
Абсолютные величины |
Удельные веса (%) в общей величине активов |
Изменения в уд. весах |
|||||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2016г. к 2015г. |
2017г. к 2016г. |
|
1. Внеоборотные активы, в том числе: |
38921 |
44157 |
45764 |
45,51 |
46,13 |
43,20 |
0,61 |
-2,93 |
- основные средства |
38156 |
43392 |
44999 |
44,62 |
45,33 |
42,47 |
0,71 |
-2,85 |
- финансовые вложения |
4 |
4 |
4 |
0,005 |
0,004 |
0,004 |
-0,001 |
0,000 |
- прочие внеоборотные активы |
761 |
761 |
761 |
0,89 |
0,79 |
0,72 |
-0,09 |
-0,08 |
2. Оборотные активы, в том числе: |
46593 |
51572 |
60183 |
54,49 |
53,87 |
56,80 |
-0,61 |
2,93 |
- запасы |
33396 |
34918 |
40734 |
39,05 |
36,48 |
38,45 |
-2,58 |
1,97 |
- дебиторская задолженность |
11462 |
14804 |
17740 |
13,40 |
15,46 |
16,74 |
2,06 |
1,28 |
- денежные средства |
745 |
693 |
502 |
0,87 |
0,72 |
0,47 |
-0,15 |
-0,25 |
- прочие оборотные активы |
990 |
1157 |
1207 |
1,16 |
1,21 |
1,14 |
0,05 |
-0,07 |
Итого активов |
85514 |
95729 |
105947 |
100 |
100 |
100 |
0,00 |
0,00 |