Файл: Счета и двойная запись (Счета бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Каждая организация имеет ряд финансовой документации, и через нее она ведет учет своей деятельности. Бухгалтерский учет-это можно сказать информационная система предприятий, через нее отображается хозяйственная деятельность предприятий. Данная система может предоставить данные, которые используют инвесторы, владельцы, директора организаций. Полученные результаты используют для принятия решений, которые помогут привести предприятия к неотрицательным результатам хозяйственной деятельности, выявить риски и устойчивые финансовые моменты деятельности того или иного предприятия. От данных решений зависит курс производства услуг, товаров, заработной платы рабочим, стоимость выпускаемой продукции и полученная прибыль организации.

Когда ведут бухгалтерский учет, то формируют полную и достоверную информацию об имущественном положении, а также об деятельности организации. Одним из методов ведения данного учета являются счета и двойная запись. Современный бухгалтерский учет построен из существующих счетов, и каждый бухгалтер знает правила и принципы ведения учета при помощи счетов. Поэтому крайне важно рассмотреть и изучить, какую классификацию эти счета имеют в бухгалтерском учете.

В данной работе я постараюсь раскрыть следующие темы:

-исследование свойств и особенностей счетов, которые используются в бухгалтерском учете для отображения результатов хозяйственной жизни того или иного предприятия;

-рассмотреть, как классифицируются счета, по каким признакам в разных срезах;

-раскрыть сущность, структуру и назначение планов счетов бухгалтерского учета.

1. Счета бухгалтерского учета

Счета бухгалтерского учета позволяют нам наблюдать за хозяйственные операции предприятия, и контролировать изменения состава имущества организации.

Счет бухгалтерского учета – это способ группировки, а также текущее отражение и контроль над состоянием и движением хозяйственных средств, источников их формирования, а также происходящие хозяйственные процессы и результаты этой хозяйственной деятельности.[1]

Признак счета является квалификационным и имеет следующие свойства:

-Может ответить на вопрос «Что?»,

-Может дать ответ, какой объект хозяйственной деятельности отобразили на счете.[2]


Например, для учета количества товара на складе применяется счет «Товары», для учета поступления выручки в кассу организации применяется счет «Касса», для учета поступления этой выручки из кассы организации на ее расчетный счет в банке используют счет «Расчетные счета»

Счет имеет вид таблицы с графами «Дебет» и «Кредит».

Дебет (Дт) 

 Кредит (Кт)

Счета в бухгалтерском учете делятся на активные и пассивные. Бухгалтерский баланс так же делится на актив и пассив.

Активные счета – это счета, предназначенные для учета имущества организации. Пассивные счета — это счета отображающие обязательства организации, то есть, из каких источников предприятие сформировало свое имущество.[3]

К активным счетам, например, относятся: «Основные средства», «Материалы», «Валютные счета», «Касса», «Расчетные счета», «Основные средства», «Нематериальные активы», «Готовая продукция», «Финансовые вложения».

К пассивным счетам относят: «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», «Уставной капитал», «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», «Добавочный капитал», «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Резервный капитал», «Расчеты по налогам и сборам», «Прибыли и убытки», «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Начало счета записывается в сальдо. В сальдо мы записываем начальный остаток хозяйственных средств или значения их источников образования. В активных и пассивных счетах сальдо отображается по-разному. В активном счете сальдо записывают в дебет, а в пассивном в кредит.[4]

После этого записывают все счета, которые могут вызвать изменения начального остатка. Используя правило записывания таких остатков, мы запишем сумму, увеличивающую начальный остаток на стороне остатка, а сумму, уменьшающую начальный остаток, — на противоположной стороне. Далее в активном счете, увеличение будет отображать по дебету счета, а уменьшение — по кредиту; в пассивных же счетах, увеличение — по кредиту счета, уменьшение — по дебету.[5]

Оборот по счету – это сумма всех операций, которые были произведены на этом счете.[6]

Итоговая сумма, которую записывают по дебету счета, называют дебетовым оборотом, а сумму, записанную в кредит счета, называют кредитовым. Когда подсчитывают обороты по счету, его начальный остаток во внимание не принимают.


Механизм определения конечного сальдо по счету следующий. Берем начальное сальдо и прибавляем к нему оборот той же стороны счета, после из полученного итога вычитаем оборот противоположной стороны. Записывают конечный остаток на той же стороне, где и начальный остаток. Следовательно, если у нас счет активный, то надо к начальному сальдо прибавлять оборот по дебету, а оборот по кредиту вычитать, при этом новый остаток записываем только по дебету счета. Если у нас пассивный счет, то к начальному сальдо прибавляют оборот по кредиту, а оборот вычитают по дебету и конечный остаток записывают строго по кредиту счета. Ниже схема вышесказанного:

Активный счет

Пассивный счет

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начальное сальдо

Начальное сальдо

Увеличение(+)

Уменьшение(-)

Уменьшение(-)

Увеличение(+)

Конечное сальдо

Конечное сальдо

Открыть счет – это значит отразить на нем данные хотя бы одной хозяйственной операции.

Записав хоть одну операцию на счет, говорят, что таким образом его открыли.[7]

Рассмотрим пример активного счета. Согласно кассовой книге на начало отчетного периода было 2500 руб., кассир произвел следующие хозяйственные операции:

- получил с расчетного счета деньги в сумме 30000 руб.;

- выдал в подотчет на покупку хозяйственных товаров 2000 руб.:

- выдал зарплату работникам 25000 руб.;

- получил в кассу неиспользованные деньги в сумме 500 руб.;

- выдал премиальные 5000 руб.

Высчитаем конечное сальдо: Ск=2500+30000-2000-25000+500-5000=1000.[8]

Счет 50 "Касса"

Дебет

Кредит

Сн=2500

30000

2000

500

25000

5000

Ск=1000

Приведем пример пассивного счета. Перед другим предприятием «В», некое предприятие «А» на начало месяца имеет задолженность в сумме 84000 руб. За отчетный период перечислили с расчетного счета в счет долга Предприятию «В» 40000 руб.


Высчитаем конечное сальдо: Ск=84000-40000=44000.[9]

Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Дебет

Кредит

Сн=84000

40000

Ск=44000

Если на счете одновременно отображается и имущество организации и его источники формирования, то перед нами активно-пассивный счет.[10]

Активно-пассивные счета подразделяются на два вида.

-Активно-пассивный счет с односторонним сальдо, то есть сальдо будет или дебетовое или кредитовое. К таким счетам относится счет 99 «Прибыли, убытки». Если у предприятия прибыль, которая образуется в результате превышения суммы доходов над расходами, то сальдо счета будет кредитовым. В данном случае в пассиве баланса отразится прибыль. Если же, сумма расходов больше суммы доходов, то в разнице мы получаем убыток и сальдо по счету будет дебетовым.

-Активно-пассивный счет с двусторонним сальдо имеет его как дебетовое, так и кредитовое одновременно. К таким счетам относят счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Дебиторская задолженность отображается в сальдо по дебету этого счета, а кредиторская отражается в сальдо по кредиту. Активно-пассивный счет может иметь разные значения по дебету: либо увеличение дебиторской задолженности, либо уменьшение кредиторской. Разное значение имеет также и запись по кредиту счета: или уменьшение дебиторской задолженности, или увеличение кредиторской.[11]

Аналитический учет позволяет нам контролировать состояние расчетов с каждым кредитором и дебитором отдельно.[12]

Схема строения активно-пассивного счета

Дебет

Кредит

Остаток хозяйственных средств на начало периода

Остаток источника хозяйственных средств на начало периода

Увеличение(+)

Уменьшение средств(-)

Уменьшение источника(-)

Увеличение источника(+)

Остаток хозяйственных средств на конец периода

Остаток источника хозяйственных средств на конец периода


2. Система двойной записи

Все хозяйственные операции отображаются на счетах бухгалтерского учета по правилу двойной записи.

Двойной записью называется взаимозависимое занесение изменений объектов бухгалтерского учета в дебете и кредите счетов в одной и той же сумме.

Каждая хозяйственная операция вызывает изменения в двух статьях баланса или более на одну и ту же сумму. Вследствие чего возникает взаимосвязь между объектами бухгалтерского учета: хозяйственными средствами, источниками их формирования, хозяйственными процессами. Взаимосвязь между всеми экономическими явлениями обусловила необходимость двойной записи.[13]

Например, если организация приобретает основные средства, то с одной стороны, увеличивается имущество организации, а с другой – уменьшаются денежные средства на расчетном счете, за счет которых они приобретены.

Сущность двойной записи в том, что каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов. Текст, указывающий наименование дебетуемого и кредитуемого счетов на сумму отражаемой хозяйственной операции, называется бухгалтерской статьей. Бухгалтерские статьи часто называют бухгалтерскими проводками. Составить бухгалтерскую проводку — значит указать, на какую сторону каких счетов нужно записать сумму операции.[14]

У двойной записи есть контрольное значение. Сумма дебетовых оборотов по всем синтетическим счетам за отчетный месяц должна быть равна сумме кредитовых оборотов. Отсутствие равенства свидетельствует об ошибке, допущенное при отражении операций на синтетических счетах.[15]

Все операции записываются на счетах только на основании данных первичных документов с указанием ссылки на них.

Соответственно если нам надо провести какую-нибудь операцию, то мы должны сделать запись на двух счетах одновременно.[16]

Например, если надо выдать работнику в подотчет на покупку материалов сумму 10000 руб. Первая операция – это поступление денег с расчетного счета в банке в кассу. Операция вызывает изменения сразу на двух счетах: «Касса и расчетный счет». Оба счета являются активными, так как содержать информацию об имуществе организации. Так как в кассе произошло увеличение денежных средств, то данную сумму мы записываем в дебет счета «Касса». В связи с тем, что на расчетном счете произошло уменьшение денежных средств, то ту же самую сумму мы записываем в кредит счета «Расчетные счета».[17]