Файл: Обобщение данных бухгалтерского учета и порядок составления бухгалтерской отчетности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 611

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статистическая отчетность, осуществляющая контроль над объемом и качеством произведенной продукции или услуг, представляет собой систему качественных и количественных показателей, характеризующие состояние предприятия за отчетный период.[20]

Налоговая отчетность составляется на основании данных бухгалтерского учета и специальных расчетов. По данным налоговых расчетов проверяется полнота налоговых отчислений.[21]

Оперативная отчетность содержит минимальное количество показателей, характеризующая результаты работ по отдельным видам деятельности за короткий промежуток времени, составляется на основании данных оперативного учета и предназначена для текущего контроля.[22]

Государственная отчетность содержит круг показателей, характеризующих наиболее важные стороны деятельности организации.

Специальная отчетность включает совокупность определенных показателей.

Внутренняя отчетность содержит данные, необходимая для повседневного оперативного руководства производственно-финансовой деятельностью организации.[23]

Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую — промежуточной бухгалтерской отчетностью. Еще ее называют периодической, так как надо ее составлять регулярно через определенные промежутки времени.

Годовая отчетность — это отчеты за год, отображающие деятельность организации соответственно за год.

Первичная отчетность составляется организациями.

Сводная отчетность составляется вышестоящими или материнскими организациями на основании первичных отчетов.[24]

5. Актив и пассив баланса и их экономическая интерпретация

Организация в хозяйственном обороте выступает как юридическое лицо, которое владеет определенной суммой хозяйственных средств. Активы организации – это ее основные и оборотные средства, при помощи которых она выполняет возложенные на нее задачи. Когда создается организация, она наделяется финансовыми ресурсами из взносов учредителей, банковского кредитования и т.д. Финансовые ресурсы вкладываются в основные и оборотные средства.[25]


Сам по себе состав активов динамичен. В процессе функционирования организации структура активов постоянно претерпевают изменения. Правильно вложенные финансовые средства в активы обеспечивает организации ее устойчивое финансовое положение.

Активы – это ресурс, который приносит в будущем экономическую выгоду, под контролем организации. Будущие экономические выгоды могут наступить в следующих случаях:

- используя активы обособленно или в группе для производства готовой продукции, работ, услуг;

- обмен одних активов на другие, например приобретение за денежные средства основных средств;

- используют для погашения своих обязательств, например оплата поставщику за доставленные материалы;

- распределяют между собственниками, например при выплате дивидендов.[26]

Если в активе баланса показано, какой состав хозяйственных средств, то пассив показывает, за счет каких источников они образованы. Пассив баланса – это сумма обязательств. [27]

В бухгалтерской отчетности активы отражаются в различных частях отчетов. Но наибольшее отражение находится в активе баланса. Существует несколько экономических интерпретаций активов баланса: предметно-вещностная, затратно-результативная .

Предметно-вещественная трактовка гласит, что в активе баланса отображены состав, размещение и фактическое использование средств организации. На что были потрачены финансовые ресурсы компании, какое у них назначение. Более простым языком, это то, что можно потрогать руками, то, что поддается физическому пересчету и может быть отображено в инвентаризациях.[28]

Затратно-результативная трактовка показывает величину затрат организации в активе баланса, понесенные расходы ради будущих доходов. Сумма актива в данной трактовке также рассматривается как сумма минимального дохода, соответственно мы можем предположить, какой доход может получить компания после расчета с поставщиками, кредиторами.[29]

В пассиве отображаются источники средств или обязательства организации. Обязательства могут быть перед собственниками организации – это собственные средства организации, или перед третьими лицами – это заемные средства. Данное деление принципиальное. Так как перед собственниками организации не надо обязательства погашать сиюминутно, оно постоянно будет в балансе статьей. А вот заемные средства подлежат обязательному погашению в короткие периоды меньше 12 месяцев или же долгосрочные – более 12 месяцев.[30]


Актив и пассив баланса уравновешиваются путем соответствующих статей в пассиве и активе. Прибыль можно трактовать как сумму возросших, а убыток, как сумму израсходованных собственных средств.

6. Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей

Бухгалтерский баланс – это способ группировки и отражения состояния имущества, собственного капитала и обязательств в денежной оценке на определенную дату по конкретной организации.[31]

Бухгалтерский баланс составляется бухгалтеров в соответствии с учетной политикой организации, используя утвержденную типовую форму. В отличие от практики, которая принята в нашей стране, в международных стандартах нет рекомендуемых утвержденных форм. Есть только регламентация минимальной информации, которая должна быть раскрыта в отчетах и установлены некоторые принципы подачи этой информации.[32]

Форма бухгалтерского баланса представляет собой двухстороннюю таблицу, состоящую из актива и пассива. Выше уже упоминалось, что в активе содержится информация о хозяйственных средствах организации, а в пассиве их источники. Данные о хозяйственных средствах и их источниках в отчетном балансе приводятся на начало и конец отчетного периода.

Содержание бухгалтерского баланса ориентировано на предоставление в основном внешним пользователям. Особое внимание уделяют аналитическим статьям, которые раскрывают состояние дебиторской и кредиторской задолженности, формирование собственного капитала и отдельных видов резервов, образованных за счет текущих издержек или прибыли предприятия.[33]

В активе баланса хозяйственные средства разбиты на два раздела и расположены в порядке возрастающей ликвидности имущества.

Первый раздел, это раздел «Внеоборотные активы» - сюда входят активы со сроком оборота более 12 месяцев.

Второй раздел, это раздел «Оборотные активы», отображаются активы со сроком оборота менее 12 месяцев.

В пассиве баланса три раздела: Собственный капитал и резервы, Долгосрочные обязательства, Краткосрочные обязательства.

Основная идея составления бухгалтерского баланса в том, что бы раскрыть информацию о средствах компании и их источниках в разрезе основных статей активов и обязательств в текущем периода, а также показать сравнение о роте или убытке этих показателей в сравнении с предыдущим периодом. Суммы к возмещению и погашению при этом должны быть разделены на две группы по срокам погашения до года и больше года.[34]


Правила оценки статей бухгалтерского баланса прописаны в положении по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99, перечислим их:[35]

- организация должна соблюдать принцип допущений и требований при оценке статей бухгалтерской отчетности;

- на начало отчетного периода данные бухгалтерского баланса, должны быть сопоставимы с данными за период, предшествующий отчетному периоду;

- запрещен зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда это предусмотрено положением по бухгалтерскому учету;

- нетто в бухгалтерском балансе должен включить числовые показатели, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

- статьи бухгалтерского баланса должны быть подтверждены результатами инвентаризаций.

Содержание бухгалтерского баланса прописано так же в положении по бухгалтерскому учету.[36]

Бухгалтерский баланс делится на две части актив и пассив. В свою очередь каждая часть включает в себя следующие пункты.

Первый раздел баланса содержит строки, относящиеся к внеоборотным активам, это:

-Нематериальные активы – активы приносящие доход, срок использования которых более 12 месяцев. Сюда относятся авторские и иные договора, патенты, деловая репутация организации. Отражаются в балансе по остаточной стоимости, т.е. фактически показывается, сколько было затрачено на нее денежных средств за минусом амортизации.[37]

-Результаты исследований и разработок. Сюда входит сальдо дебетовое по счету 04 «Нематериальные активы», которое содержит информацию о расходах по научно-исследовательским, опытно-конструктивным и технологическим работам.

- Нематериальные поисковые активы, включают право на выполнение работ по поиску, оценке или разведке месторождений полезных ископаемых, при наличии соответствующей лицензии. Информация, полученная в результате топографических, геологических или геофизических исследований, результаты разведочного бурения, отбора образцов, иная информация о недрах, оценка коммерческой целесообразности добычи.

- Материальные поисковые активы содержат информацию об используемых сооружениях, оборудование, транспортных средствах, которые задействованы в процессе поиска, оценки месторождений полезных ископаемых и разведки полезных ископаемых.[38]


- Основные средства. В данную статью входит дебетовое сальдо по счету 01 «Основные средства» за вычетом амортизации по счету 02 «Амортизация основных средств». Информация о принадлежащих организации земельных участках и объектах природопользования, зданиях, сооружениях, машинах, оборудовании и т.д. Совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.[39]

- Доходные вложения в материальные ценности. Дебетовое сальдо по счету 03»Доходные вложения в материальные ценности за минусом кредитового сальдо по счету 02 «Амортизация основных средств», без учета амортизации по основным средствам, учитываемых по счету 01. Вложения организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму (далее - материальные ценности), предоставляемые организацией за плату во временное владение и пользование с целью получения доходов.[40]

- Финансовые вложения. Стоимость финансовых вложений со сроком обращения более 12 месяцев после отчетной даты. Это могут быть вклады в уставные капиталы других организаций, предоставляемые другим организациям займы, депозитные вклады, ценные бумаги и т.д. Для заполнения статьи используются аналитические данные дебетового сальдо по счету 58 «Финансовые вложения», дебетовое сальдо по счету 55 «Специальные счета в банках» (в части сумм на депозитных счетах, относящихся к долгосрочным вложениям) за вычетом кредитового сальдо по счету 59 «Резерв под обесценение финансовых вложений» (в части сумм, относящихся к долгосрочным вложениям) и за вычетом дебетового сальдо по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (в части долгосрочных процентных займов, выданных работникам).[41]

- Отложенные налоговые активы. Сюда относят ту часть отложенных налогов на прибыль, которые должны привести к уменьшению налогу на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в последующих отчетных периодах. Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете с учетом всех вычитаемых временных разниц. За исключением случаев, когда существует вероятность того, что вычитаемая временная разница не будет уменьшена или полностью погашена в последующих отчетных периодах, а также за исключением суммы убытка, полученного участником консолидированной группы налогоплательщиков в отчетном периоде, учитываемой при определении консолидированной налоговой базы за этот период.[42]