Пояснительная записка 44
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ 46
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся 46
1.2 Направления воспитания 48
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания 49
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 58
2.1 Уклад общеобразовательной организации 58
2.2. Воспитывающая среда школы 65
Воспитывающая среда — это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая возникает вокруг общностей, основанных на заданных укладом ценностных основаниях. Содержание воспитывающей среды определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Воспитывающая среда запускает и поддерживает процесс воспитания через осмысленные скоординированные педагогические усилия воспитывающих взрослых, управленческий ресурс, активную деятельность самих обучающихся. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность. Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе. 65
2.3. Воспитывающие общности (сообщества) в школе 65
Основные воспитывающие общности в школе: 65
детские (сверстников и разновозрастные). Общество сверстников 65
необходимое условие полноценного развития обучающегося, где он апробирует, осваивает способы поведения, обучается вместе учиться, играть, трудиться, достигать поставленной цели, строить отношения. Основная цель – создавать в детских взаимоотношениях дух доброжелательности, развивать стремление и умение помогать друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, поведению, общими усилиями достигать цели. В школе обеспечивается возможность взаимодействия обучающихся разных возрастов, при возможности обеспечивается возможность взаимодействия обучающихся с детьми в дошкольных образовательных организациях. Детские общности также реализуют воспитательный потенциал инклюзивного образования, поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями и с ОВЗ; 65
детско-взрослые. Обучающиеся сначала приобщаются к правилам, 66
нормам, способам деятельности взрослых и затем усваивают их. Они образуются системой связей и отношений участников, обладают спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач. Основная цель — содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участникв; 66
профессионально-родительские. Общность работников школы и всех 66
взрослых членов семей обучающихся. Основная задача общности — объединение усилий по воспитанию в семье и школе, решение противоречий и проблем, разносторонняя поддержка обучающихся для их оптимального и полноценного личностного развития, воспитания; 66
профессиональные. Единство целей и задач воспитания, 66
реализуемое всеми сотрудниками школы, которые должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Требования к профессиональному сообществу школы: 66
соблюдение норм профессиональной педагогической этики; 66
уважение и учёт норм и правил уклада школы, их поддержка в профессиональной педагогической деятельности, в общении; 66
уважение ко всем обучающимся, их родителям (законным представителям), коллегам; 66
соответствие внешнего вида и поведения профессиональному статусу, достоинству педагога, учителя в отечественной педагогической культуре, традиции; 66
знание возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, общение с ними с учетом состояния их здоровья, психологического состояния при соблюдении законных интересов и прав всех обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов; 66
инициатива в проявлениях доброжелательности, открытости, готовности к сотрудничеству и помощи в отношениях с обучающимися и их родителями (законными представителями), коллегами; 67
внимание к каждому обучающемуся, умение общаться и работать с учетом индивидуальных особенностей каждого; 67
быть примером для обучающихся при формировании у них ценностных ориентиров, соблюдении нравственных норм общения и поведения; 67
побуждать обучающихся к общению, поощрять их стремления к взаимодействию, дружбу, взаимопомощь, заботу об окружающих, чуткость, ответственность. 67
2.4. Направления воспитания 67
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности школы в соответствии с ФГОС по направлениям воспитания: 67
гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, изучение и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации; 67
патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности; 67
духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе духовно- 67
нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям; 67
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на 67
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; 67
физическое воспитание: развитие физических способностей с учётом 67
возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия, личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; 68
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, 68
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности; 68
экологическое воспитание: формирование экологической культуры, 68
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны и защиты окружающей среды; 68
познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и 68
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и потребностей. 68
2.5. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности 68
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. 68
Урочная деятельность 68
Реализация воспитательного потенциала уроков (аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает: 68
максимальное использование воспитательных возможностей 68
содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений; 68
включение учителями в рабочие программы по всем учебным 68
предметам, курсам, модулям целевых ориентиров воспитания в качестве воспитательных целей уроков занятий, освоения учебной тематики, их реализация в обучении; 68
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, 69
модулей, тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы школы; 69
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное 69
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной деятельности; 69
полноценную реализацию потенциала уроков в предметных областях 69
целевой воспитательной духовно-нравственной направленности по основам религиозных культур и светской этики в начальной школе, основам духовно- нравственной культуры народов России в основной школе с учетом выбора родителями обучающихся учебных предметов, курсов, модулей в соответствии с их мировоззренческими и культурными потребностями; 69
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых 69
на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; 69
применение интерактивных форм учебной работы: интеллектуальных, 69
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; 69
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила 69
общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы, установление и поддержка доброжелательной атмосферы; 69
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся 69
над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; 69
инициирование и поддержка исследовательской деятельности в форме 69
индивидуальных и групповых проектов, что дает возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 70
Внеурочная деятельность 70
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в 70
соответствии с планами учебных курсов, внеурочных занятий и предусматривает: 70
вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них 70
деятельность, которая дает им возможность удовлетворения познавательных 70
интересов, самореализации, развития способностей в разных сферах; 70
формирование в кружках, секциях, клубах, студиях детско-взрослых 70
общностей, которые объединяют обучающихся и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями; 70
поддержку средствами внеурочной деятельности обучающихся с 70
выраженной лидерской позицией, возможность ее реализации; 70
поощрение педагогическими работниками детских инициатив, 70
проектов, самостоятельности, самоорганизации в соответствии с их интересами. 70
Классное руководство 70
Реализация воспитательного потенциала классного руководства предусматривает: 70
планирование и проведение классных часов; 70
поддержку активной позиции каждого обучающегося, предоставления 70
им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения; 70
инициирование и поддержку участия класса в общешкольных 70
мероприятиях, делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; 70
организацию интересных и полезных для личностного развития 70
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них школьников с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; 70
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на 71
командообразование; внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии; празднования в классе дней рождения обучающихся, классные «огоньки» и вечера; 71
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, 71
помогающих освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе; 71
изучение особенностей личностного развития обучающихся класса 71
через наблюдение за их поведением в повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) с психологом; 71
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем 71
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса; 71
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных 71
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения; 71
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные 71
на формирование единства мнений и требований педагогов по вопросам обучения и воспитания, предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и обучающимися; 71
проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, 71
интеграцию воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать детей, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса; 71
организацию и проведение регулярных родительских собраний, 72
информирование родителей о школьных успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, о жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией; 72
привлечение родителей (законных представителей), членов семей 72
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и школе; 72
проведение в классе праздников, фестивалей, конкурсов, соревнований 72
и т. д. 72
Основные школьные дела 72
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает: 72
общешкольные праздники, ежегодные творческие(театрализованные, 72
музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с (общероссийскими, региональными) праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы; 72
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в 72
России, мире; 72
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, 72
переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в школе, обществе; 72
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) 72
обучающихся и педагогов за активное участие в жизни школы, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы, района и региона; 72
социальные проекты в школе, совместно разрабатываемые и 72
реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием организаций — социальных партнёров школы, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности; 72
проводимые для жителей города и организуемые совместно с семьями 72
обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей поселения, своего района; 73
разновозрастные сборы – многодневные выездные события, 73
включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и др. направленности; 73
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в 73
разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и т. д., помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел; 73
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, 73
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми. 73
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы: 73
На внешкольном уровне: 73
Социальные проекты. Обучающиеся и педагоги школы принимают активное участие в различных общероссийских социальных проектах: акции 73
«Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Свеча памяти», «Окна Победы», «Экосубботник». На уровне города обучающиеся и педагоги школы являются организаторами различных социальных проектов: операция «чистый город» (большая уборка нашей территории), акции «Открытка ветерану», «Открытка ветерану педагогического труда», «Подарок ребёнку» (посвящённый Дню инвалидов), «Вести Победы» (9 мая). 73
Открытые дискуссионные площадки. Образовательное учреждение неоднократно становилось методической площадкой для проведения единого методического дня для педагогов города. 73
- Проводимые и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали. В школе проводятся традиционные массовые мероприятия, с привлечением родителей : праздники концерты, посвящённые различным общероссийским праздникам: Дню Матери, Дню защитников Отечества, Дню Победы. 73
- Участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям. Школа является площадкой для проведения различных всероссийских и региональных акций: «Исторический диктант», «Экологический диктант», викторина «Финансовая грамотность», «Георгиевская ленточка». 74
На школьном уровне: 74
- Разновозрастные сборы. В школе проводятся Дни здоровья, общешкольные походы, в период весенних, осенних и летних каникул на базе образовательного учреждения ежегодно организуется детский оздоровительный лагерь, который имеет определённую тематику. 74
- Общешкольные праздники. В школе традиционно проводятся различные общешкольные праздники: «День знаний», «Новогоднее представление», концерт «Для самых лучших мам», концерт «Годы, опалённые войной». 74
- Торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей. В школе ежегодно проходят различные торжественные ритуалы посвящения: традиционный праздник «Посвящение в первоклассники», выпускные вечера в каждом классе по итогам года, выпускные вечера для 5, 9 и 11 классов, посвящение в ряды «Российского движения школьников». 74
- Капустники. Ежегодный новогодний театрализованный бал – маскарад с показом театрализованного представления. 74
- Церемонии награждения «Успех года» (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. 74
На уровне классов: 74
- Выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; 75
- Участие школьных классов в реализации общих общешкольных ключевых дел; 75
- Проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. 75
На индивидуальном уровне: 75
- Вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); 75
- Индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; 75
- Наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; 75
- При необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 75
Внешкольные мероприятия 75
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает: 75
внешкольные тематические мероприятия воспитательной 75
направленности, организуемые педагогами, по изучаемым в школе учебным предметам, курсам, модулям; 75
организуемые в классах классными руководителями, в том числе 75
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся, экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и др.) с привлечением к их планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; 75
литературные, исторические, экологические и другие походы, 76
экскурсии, экспедиции, слеты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся (для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.); 76
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных 76
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта; 76
внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с 76
социальными партнерами школы. 76
Организация предметно-пространственной среды 76
Предметно-пространственная среда в школе должна основываться на системе ценностей программы воспитания, быть частью уклада и способом организации воспитательной среды, отвечать требованиям экологичности, природосообразности, эстетичности, безопасности, обеспечивать обучающимся возможность общения, игры, деятельности и познания. 76
Предметно-пространственная среда должна быть выстроена в единстве; заложенные в программе воспитания ценности – раскрыты, визуализированы. 76
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает: 76
оформление внешнего вида, фасада, холла при входе здания школы 76
государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб); 76
изображения символики российского государства в разные периоды 76
тысячелетней истории России, исторической символики регионов на специальных стендах с исторической информацией гражданско- патриотической направленности; 76
карты России, регионов, муниципальных образований (современные и 77
исторические, точные и стилизованные, географические, природные, культурологические, художественно оформленные, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания; 77
художественные изображения (символические, живописные, 77
фотографические, интерактивные аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России; 77
портреты выдающихся государственных деятелей России в прошлом, 77
деятелей культуры, науки, искусства, военных, героев и защитников Отечества; 77
звуковое пространство в школе – работа школьного радио, аудио 77
сообщения в школе (звонки, информации, музыка) позитивной духовно- нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна Российской Федерации; 77
«места гражданского почитания» в помещениях школы или на 77
прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц,событий истории России; школьные мемориалы воинской славы, памятники, памятные доски; 77
«места новостей» – оформленные места, стенды в школьных 77
помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско- патриотического, духовно-нравственного содержания, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.; 77
размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ 77
обучающихся, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях в школе; 77
благоустройство, озеленение пришкольной территории, спортивных и 77
игровых площадок, доступных и безопасных оздоровительно- рекреационных зон, свободное, игровое пространство школы, зоны активного и тихого отдыха; 78
создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей 78
свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители (законные представители), педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие; 78
благоустройство школьных аудиторий классными руководителями 78
вместе с обучающимся в своих классах; 78
событийный дизайн: оформление пространства проведения школьных 78
событий праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих 78
вечеров; 78
совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация 78
символики школы (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы школьного костюма и т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты; 78
акцентирование внимания обучающихся на важных для воспитания 78
ценностях, правилах, традициях, укладе школы (стенды, плакаты, инсталляции и др.). 78
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ. 78
Взаимодействие с родителями (законными представителями) 78
Реализация воспитательного потенциала работы с родителями предусматривает: 78
создание и деятельность в школе, в классах представительных органов 78
родительского сообщества (родительского комитета школы, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете школы; 78
тематические родительские собрания в классах, общешкольные 78
собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений детей и педагогов в школе, условий обучения детей; 78
родительские дни, в которые родители могут посещать уроки и 78
внеурочные занятия; 79
работу семейных клубов, предоставляющих родителям, педагогам и 79
обучающимся площадку для совместного досуга и общения, родительских гостиных с обсуждением актуальных вопросов воспитания, круглые столы с приглашением специалистов; 79
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе 79
родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом; 79
родительские форумы при школьном интернет-сайте, интернет- 79
сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность; 79
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, 79
предусмотренных нормативными документами о психолого- педагогическом консилиуме в школе в соответствии с порядком привлечения родителей; 79
привлечение, помощь со стороны родителей в подготовке и проведении 79
классных и общешкольных мероприятий воспитательной направленности; 79
при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без 79
попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями. 79
Самоуправление 79
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном её уставом (ст. 34 п. 17). Это право обучающиеся могут реализовать через систему ученического самоуправления, а именно через создание по инициативе обучающихся совета обучающихся (ст. 26 п. 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). 79
Реализация воспитательного потенциала системы ученического самоуправления в общеобразовательной организации предусматривает: 79
деятельность школьного ученического совета обучающихся, избранного в школе; 80
представление интересов обучающихся в процессе 80
управления общеобразовательной организацией: 80
защиту законных интересов и прав обучающихся; 80
участие в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы 80
воспитания; 80
участие советов обучающихся в анализе воспитательной 80
деятельности в школе. 80
Профилактика и безопасность 80
Профилактика девиантного поведения обучающихся, конфликтов между обучающимися, обучающимися и педагогами — направление деятельности в школе, целью которого является создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости участников образовательных отношений к неблагоприятным факторам. 80
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в школе предусматривает: 80
целенаправленную работу педагогического коллектива по созданию в 80
школе эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; 80
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов 80
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.); 80
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся 80
групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.); 80
разработку и реализацию в школе профилактических программ, 81
направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением, сообществами класса, сверстников, школы в целом, организацию межведомственного взаимодействия; 81
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, 81
программы профилактической направленности социальных и природных рисков, реализуемые в школе и в социокультурном окружении с обучающимися, педагогами, родителями (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, профилактика вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, безопасность на воде, на транспорте, противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т. д.); 81
организацию превентивной работы со сценариями социально 81
одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению; 81
поддержку инициатив обучающихся, педагогов в сфере укрепления 81
безопасности жизнедеятельности в школе, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению — познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.); 81
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в 81
случаях появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, агрессивного поведения и др.); 81
поддержка и профилактика расширения групп детей, семей 81
обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, дети с ОВЗ и т. д.). 81
Социальное партнёрство 81
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства школы при соблюдении требований законодательства Российской Федерации предусматривает: 82
участие представителей организаций-партнёров, в том числе в 82
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.); 82
участие представителей организаций-партнёров в проведении 82
отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий 82
соответствующей тематической направленности; 82
проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, 82
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; 82
открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические, 82
родительские, совместные), куда приглашаются представители организаций- партнёров, на которых обсуждаются актуальные проблемы, касающиеся жизни школы, муниципального образования, региона, страны; 82
социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые 82
обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированные на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. 82
Профориентация 82
Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению «Профориентация» включает профессиональное просвещение, диагностику и консультирование по вопросам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы школы предусматривает: 82
профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение 82
кейсов, расширяющие знания обучающихся о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях той или иной профессиональной деятельности; 82
циклы профориентационных часов, направленных на подготовку 83
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; 83
экскурсии на предприятия города, дающие начальные представления о 83
существующих профессиях и условиях работы; 83
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, 83
тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в 83
организациях профессионального, высшего образования; 83
организация на базе пришкольного детского лагеря 83
профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие навыки; 83
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет- ресурсов, 83
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования; 83
участие в работе всероссийских профориентационных проектов; 83
индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их 83
родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии; 83
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов 83
по выбору, включенных в обязательную часть образовательной программы или в рамках дополнительного образования. 83
«Детские общественные объединения» 83
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через: 83
• утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; 84
• организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами являются: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.); участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие; 84
• организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; 84
• выполнение клятвы при вступлении в объединения; 84
• клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, празднования знаменательных для членов объединения событий; 84
• рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.); 84
• поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел); 85
• участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников. 85
По инициативе администрации школы и Ученического совета школы созданы следующие школьные детские общественные объединения: 85
1. Первичное отделение Российского Движения Школьников; 85
2. Волонтёрское движение «Рука помощи»; 85
3. Военно-патриотический клуб «Лезвие»; 85
4. Отряд Юных Инспекторов Дорожного Движения «Территория безопасности». 85
5. Объединение «Поиск»; 85
6. Спортивный клуб «Олимп». 85
«Волонтерство» 85
Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство может быть событийным и повседневным. Событийное волонтерство предполагает участие школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне района, города, страны. Волонтёрская деятельность осуществляеться через волонтёрское движение «Рука помощи». 85
В МОАУ СОШ № 4 активно действует повседневное волонтерство, которое предполагает постоянную деятельность школьников, направленную на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение, развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать. 86
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом: 86
На уровне школы: 86
• участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы; 86
• участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников, утренников, тематических вечеров; 86
• участие школьников к работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками); 86
• участие обучающихся в подготовке и проведении школьных мероприятий в качестве ведущих, выступающих, дежурных. 86
• участие обучающихся из волонтерского движения «Лучики надежды и добра» в подготовке и проведении линеек, выступления агитбригад для воспитанников детских садов и младших классов, социальных партнёров; 86
• участие в акциях по безопасности: изготовление и распространение листовок, буклетов и т.п.; 86
• посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в микрорайоне школы: уборка дворовых территорий, помощь по хозяйству; 86
• привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной сферы, в помощи по благоустройству территории данных учреждений: участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) к сбору помощи для нуждающихся, благотворительная помощь животным в рамках акции «Новый год с хвостиком»; 86
• участие обучающихся в работе на пришкольной территории во время проведения акций и летняя практика. 86
«Экскурсии, экспедиции, походы» 87
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках Всероссийских проектов РДШ «Школьный музей» и «Прогулки по стране», так и следующих видов и форм деятельности: 87
• регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников: в музей, в картинную галерею, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»); 87
• многодневные походы, организуемые совместно с учреждениями дополнительного образования и осуществляемые с обязательным привлечением школьников к коллективному планированию (разработка маршрута, расчет времени и мест возможных ночевок и переходов), коллективной организации (подготовка необходимого снаряжения и питания), коллективному проведению (распределение среди школьников основных видов работ и соответствующих им ответственных должностей), коллективному анализу туристского путешествия (каждого дня - у вечернего походного костра и всего похода - по возвращению домой). 87
• День здоровья (турслет) с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей школьников, включающий в себя, например,: соревнование по спортивному ориентированию, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету. 87
• Кроме того, информационно-методическое обеспечение позволяет раскрыть образовательная часть Всероссийского проекта РДШ «Дизайн информации и пространства», что размещена на сайте Корпоративного университета РДШ rdsh.education. 88
«Школьные медиа» 88
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. 88
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках информационно-медийное направление РДШ. В настоящее время в деятельности информационно-медийного направления задействовано более 2000 участников из 79 регионов Российской Федерации. 88
Целью информационно-медийного направления является содействие формированию качественного контента в сети «Интернет» у обучающихся общеобразовательных организаций, которую выполняет Всероссийский проект «Контент на коленке», цель которого повышение качества контента в социальных сетях, производимого обучающимися общеобразовательных организаций, а также создание медиа сообществ обучающихся. 88
Проект состоит из 4 образовательных блоков по направлениям: SMM; фото и видеосъемка, обработка фото и видеомонтаж; ключевые журналистские жанры. 88
Кроме того, информационно-медийное направление РДШ реализуется и через партнерские проекты: 88
Проект «Блог героя», цель: получение специалистами в области воспитания базовых знаний в области медиа, подготовка и распространение среди учителей начальной школы сопровождающих методических и дидактических материалов для работы с учащимися младших классов в направлении «Блогинга»; 88
Проект «Инклюзивные медиа», цель: развитие базовых навыков в области медиа у детей подростков с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями, создание инклюзивной образовательной среды. 88
Комплекс онлайн мероприятий, направленных на продвижение проектов и программ в сфере информационно-медийного направления: квизы; квесты; акции; флешмобы. 89
Комплекс онлайн активностей, приуроченных к праздничным датам: 89
- 20 октября 2020 – Всемирный день телевидения; 89
- 24 декабря 2020 – акция к Новому году; 89
- 13 января 2021 – День российской печати; 89
- 13 февраля 2021 – Всемирный день радио; 89
- 7 апреля 2021 – День рождения Рунета; 89
- 9 мая 2021 – День Победы. 89
Ссылки на официальные группы информационно-медийного направления РДШ: ВК https://vk.com/info_media_skm, ИНСТ https://instagram.com/media.rdsh 89
Вместе с тем традиционно воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в следующих видах и формах деятельности: 89
• разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету, школьное радио или телевидение) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; 89
• школьный медиацентр «Свой мир мы строим сами» – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек; 89
• школьная интернет-группа по воспитательной работе в ВК «Инициатива в действии» - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном продвижении ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы; 89
• официальный сайт школы https://zeya-school4.ru/ , школьный телеграмм через которые происходит информирование детской, родительской и педагогической общественности; 90
• освещение результативности участия в общешкольных ключевых делах осуществляется в каждом классе через классный уголок; 90
• совместное (обучающиеся, родители, педагоги) оформление информационных стендов в школе и классах; 90
• участие школьников в различных конкурсах школьных медиа. 90
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 91
3.1. Кадровое обеспечение 91
Для кадрового потенциала школы характерны стабильность состава. Это обеспечивает более качественное и результативное преподавание и воспитание. Наличие большей части педагогов — специалистов с большим опытом педагогической деятельности способствует организации работы в системе подготовки и повышения квалификации, а так же в выборе новых подходов к преподаванию и воспитанию. Это обеспечивает выбор наиболее приемлемых методик и технологий воспитания. С одной стороны, такое положение гарантирует высокий качественный воспитательный потенциал коллектива. С другой стороны, в последние годы наблюдается омоложение педагогических кадров. 91
Деятельность школы по развитию кадрового потенциала: в условиях модернизации образовательного процесса решающую роль в достижении главного результата – качественного образования и воспитания школьников играет профессионализм педагогических и управленческих кадров. 91
В соответствии с этим важнейшими направлениями кадровой политики в области образования являются: 91
• совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации и профессионализма педагогических и руководящих работников; 91
• работа по удовлетворению потребностей образовательного учреждения в высококвалифицированных и творческих кадрах; повышение престижа педагогической профессии. 91
В данном направлении в образовательном учреждении проводятся следующие мероприятия: 91
• создание комфортных условий для привлечения молодых специалистов; 91
91
• обеспечение возможности прохождения педагогами переквалификации; 91
• создание условий самоподготовки педагогов для успешности в прохождении аттестации на более высокую квалификационную категорию; 92
• разработка индивидуальных маршрутов сопровождения педагогов; 92
• оснащение материально - технической базы; 92
• использование рациональных педагогических нагрузок; 92
• помощь педагогу в выборе темы самообразования; 92
• сопровождение педагогов по теме самообразования. 92
Развитие кадрового потенциала. 92
В школе запланированы и проводятся мероприятия, направленные на повышение квалификации работников образовательного учреждения в области воспитания, организация научно-методической поддержки и сопровождения педагогов с учетом планируемых потребностей образовательной системы ОУ и имеющихся у самих педагогов интересов. 92
В качестве особого вида поддержки выступало родительское участие в экспертизе воспитательных проектов и сетевое взаимодействие педагогических работников, в т.ч. с использованием ИКТ. 92
Ведется планомерная работа по пропаганде положений теории воспитательных систем среди педагогического коллектива: 92
• через регулярное проведение и участие в семинарах, научно- практических конференциях – от школьных до региональных международных; 92
• через научно-методические пособия; 92
• через знакомство с передовыми научными разработками и российским опытом. 92
В ходе работы к личности воспитателя, классного руководителя предъявлялись следующие требования: 92
• умение анализировать имеющиеся воспитательные ресурсы 92
• умение проектировать, распределять цели; 92
• умение организовать и анализировать деятельность; 92
• умение осваивать свой опыт через рефлексию и выражать его в техно- логической форме; 92
• умение перестроить устаревшие технологические формы и методы; 92
• способность к самовыражению. 93
При планировании работы с кадрами мы учитываем: 93
• нормативные документы Министерства образования Российской Федерации, определяющие главные направления воспитательной работы; 93
• проблемы воспитания, стоящие в центре внимания; 93
• основные направления воспитательной работы, сложившиеся в школе, в том числе проблемы, над которыми работает школа; 93
• реальное состояние воспитательной работы в школе и уровень развития личности воспитанников; 93
• возрастные особенности воспитанников и специфические проблемы воспитания школьников, возникающие на каждом этапе формирования личности; 93
• уровень педагогического мастерства, квалификацию и опыт воспитателей и классных руководителей, их готовность к решению предстоящих воспитательных задач (на основе диагностики), определившиеся интересы в области теории и методики воспитания, а также реальные возможности для внедрения в практику рекомендаций педагогической теории и передового опыта. 93
В работе классных руководителей проходит изучение: 93
• нормативных документов; 93
• научных разработок по вопросам повышения квалификации педагогических кадров; 93
• изучение организации и содержания учебно-воспитательного процесса; 93
• глубокий и всесторонний анализ состояния и результатов воспитательной работы в школе; 93
• знание важнейших тенденций развития учебно-воспитательного процесса и качества подготовки учащихся; 93
Кадровое обеспечение воспитательного процесса в школе. 93
3.2. Нормативно-методическое обеспечение 93
Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания осуществляется на основании следующих локальных актов: 93
• Основная общеобразовательная программа образования; 93
• Учебный план; 94
• Рабочая программа воспитания как часть основной образовательной программы; 94
• Рабочие программы педагогов; 94
• Должностные инструкции специалистов, отвечающих за организацию воспитательной деятельности; 94
• Документы, регламентирующие воспитательную деятельность (штатное расписание, обеспечивающее кадровый состав, реализующий воспитательную деятельность в образовательном учреждении). 94
3.3. Требования к условиям работы с детьми с особыми образовательными потребностями 94
В школе созданы особые условия воспитания для категорий обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов, дети-билингвы и др.), одарённые дети, дети с отклоняющимся поведением. 94
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: 94
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с 94
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в школе; 94
формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со 94
стороны всех участников образовательных отношений; 94
построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных 94
особенностей и возможностей каждого обучающегося; 94
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей 94
обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности. 94
При организации воспитания детей с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на: 94
на формирование личности ребенка с особыми образовательными 94
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; 95
на создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения 95
детей с особыми образовательными потребностями и их сверстников с использованием адекватных вспомогательных средств, и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей- дефектологов; 95
на личностно-ориентированный подход в организации всех видов 95
детской деятельности. 95
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся. 95
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: 95
публичности, открытости поощрений (информирование всех 95
обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся); 95
соответствия артефактов и процедур награждения укладу жизни школы, 95
качеству воспитывающей среды, специфической символике, выработанной и существующей в укладе школы; 95
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, 95
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур); 95
регулировании частоты награждений (недопущение избыточности в 95
поощрениях, чрезмерно большие группы поощряемых и т. п.); 95
сочетании индивидуального и коллективного поощрения 95
(использование индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать как индивидуальную, так и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награду); 96
привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей 96
(законных представителей) обучающихся, представителей. 96
родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с 96
учетом наличия ученического самоуправления), сторонние организации, их статусных представителей; 96
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград 96
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). 96
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка. 96
Ведение портфолио — деятельность обучающих при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. 96
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса. 96
Рейтинг — размещение обучающихся или групп в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чем-либо. 96
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в школе воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников. 96
Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности. 97
3.5. Анализ воспитательного процесса 97
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами ожидаемых результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленных соответствующими ФГОС. 97
Основным методом анализа воспитательного процесса в школе является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. 97
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы. 97
Основные принципы самоанализа воспитательной работы: 97
взаимное уважение всех участников образовательных отношений; 97
приоритет анализа сущностных сторон воспитания. Ориентирует на 97
изучение, прежде всего, не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада школы, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями (законными представителями); 97
развивающий характер осуществляемого анализа. Ориентирует на 97
использование результатов анализа для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами); 97
распределённая ответственность за результаты личностного развития 97
обучающихся. Ориентирует на понимание того, что личностное развитие обучающихся — это результат как организованного социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и их стихийной социализации и саморазвития. 98
Основные направления анализа воспитательного процесса: 98
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. 98
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитательной работе при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год? какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему? какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу? 98
2. Состояние организуемой совместной деятельности обучающихся и взрослых. 98
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. 98
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, актива совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством: 99
проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; 99
деятельности классных руководителей и их классов; 99
реализации воспитательного потенциала урочной деятельности; 99
организуемой внеурочной деятельности обучающихся; 99
внешкольных мероприятий; 99
создания и поддержки предметно-пространственной среды; 99
взаимодействия с родительским сообществом; 99
деятельности ученического самоуправления; 99
деятельности по профилактике и безопасности; 99
реализации потенциала социального партнерства; 99
деятельности по профориентации обучающихся; 99
действующих в школе детских общественных объединений; 99
работы школьных медиа; 99
работы школьного музея (музеев); 99
добровольческой деятельности обучающихся; 99
работы школьных спортивных клубов; 99
работы школьного театра (театров). 99
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. 99
Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работа при наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в школе. 100
Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы. 101
Рабочая программа воспитания МОАУ СОШ № 4 г.Зея (далее, соответственно — Программа) составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — ФГОС).
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе, разрабатывается с учётом государственной политики в области образования и воспитания.
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного, среднего профессионального образования.
Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС.
Программа была разработана с участием педагогического совета школы и родителей; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания.
Программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Воспитательная программа является обязательной частью основной образовательной программы МОАУ СОШ № 4 и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией. Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС:
формировать у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности школы.
В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического, познавательного воспитания.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Приложение - календарный план воспитательной работы.
Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.