Файл: Пояснительная записка 44 раздел целевой 46 1 Цель и задачи воспитания обучающихся 46 2 Направления воспитания 48.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В школе запланированы и проводятся мероприятия, направленные на повышение квалификации работников образовательного учреждения в области воспитания, организация научно-методической поддержки и сопровождения педагогов с учетом планируемых потребностей образовательной системы ОУ и имеющихся у самих педагогов интересов.
В качестве особого вида поддержки выступало родительское участие в экспертизе воспитательных проектов и сетевое взаимодействие педагогических работников, в т.ч. с использованием ИКТ.
Ведется планомерная работа по пропаганде положений теории воспитательных систем среди педагогического коллектива:
• через регулярное проведение и участие в семинарах, научно- практических конференциях – от школьных до региональных международных;
• через научно-методические пособия;
• через знакомство с передовыми научными разработками и российским опытом.
В ходе работы к личности воспитателя, классного руководителя предъявлялись следующие требования:
• умение анализировать имеющиеся воспитательные ресурсы
• умение проектировать, распределять цели;
• умение организовать и анализировать деятельность;
• умение осваивать свой опыт через рефлексию и выражать его в техно- логической форме;
• умение перестроить устаревшие технологические формы и методы;
• способность к самовыражению.
При планировании работы с кадрами мы учитываем:
• нормативные документы Министерства образования Российской Федерации, определяющие главные направления воспитательной работы;
• проблемы воспитания, стоящие в центре внимания;
• основные направления воспитательной работы, сложившиеся в школе, в том числе проблемы, над которыми работает школа;
• реальное состояние воспитательной работы в школе и уровень развития личности воспитанников;
• возрастные особенности воспитанников и специфические проблемы воспитания школьников, возникающие на каждом этапе формирования личности;
• уровень педагогического мастерства, квалификацию и опыт воспитателей и классных руководителей, их готовность к решению предстоящих воспитательных задач (на основе диагностики), определившиеся интересы в области теории и методики воспитания, а также реальные возможности для внедрения в практику рекомендаций педагогической теории и передового опыта.
В работе классных руководителей проходит изучение:
• нормативных документов;
• научных разработок по вопросам повышения квалификации педагогических кадров;
• изучение организации и содержания учебно-воспитательного процесса;
• глубокий и всесторонний анализ состояния и результатов воспитательной работы в школе;
• знание важнейших тенденций развития учебно-воспитательного процесса и качества подготовки учащихся;
Кадровое обеспечение воспитательного процесса в школе.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания осуществляется на основании следующих локальных актов:
• Основная общеобразовательная программа образования;
• Учебный план;
• Рабочая программа воспитания как часть основной образовательной программы;
• Рабочие программы педагогов;
• Должностные инструкции специалистов, отвечающих за организацию воспитательной деятельности;
• Документы, регламентирующие воспитательную деятельность (штатное расписание, обеспечивающее кадровый состав, реализующий воспитательную деятельность в образовательном учреждении).
3.3. Требования к условиям работы с детьми с особыми образовательными потребностями
В школе созданы особые условия воспитания для категорий обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов, дети-билингвы и др.), одарённые дети, дети с отклоняющимся поведением.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются:
-
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в школе;
-
формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
-
построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
-
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей
обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности.
При организации воспитания детей с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
-
на формирование личности ребенка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;
-
на создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
детей с особыми образовательными потребностями и их сверстников с использованием адекватных вспомогательных средств, и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей- дефектологов;
-
на личностно-ориентированный подход в организации всех видов
детской деятельности.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:
-
публичности, открытости поощрений (информирование всех
обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);
-
соответствия артефактов и процедур награждения укладу жизни школы,
качеству воспитывающей среды, специфической символике, выработанной и существующей в укладе школы;
-
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
-
регулировании частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно большие группы поощряемых и т. п.);
-
сочетании индивидуального и коллективного поощрения
(использование индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать как индивидуальную, так и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награду);
-
привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей.
-
родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с
учетом наличия ученического самоуправления), сторонние организации, их статусных представителей;
-
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающих при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса.
Рейтинг — размещение обучающихся или групп в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чем-либо.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в школе воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности.
3.5. Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами ожидаемых результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленных соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в школе является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
-
взаимное уважение всех участников образовательных отношений; -
приоритет анализа сущностных сторон воспитания. Ориентирует на
изучение, прежде всего, не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада школы, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями (законными представителями);
-
развивающий характер осуществляемого анализа. Ориентирует на
использование результатов анализа для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
-
распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся. Ориентирует на понимание того, что личностное развитие обучающихся — это результат как организованного социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и их стихийной социализации и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитательной работе при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год? какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему? какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу?
2. Состояние организуемой совместной деятельности обучающихся и взрослых.