Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу вариант (при наличии).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обобщая данные анкетирования выявилось следующее: высокий уровень агрессивности выражен только у 1 ребенка - Олега А. (5,6%); средний уровень агрессивности у 4 человек (22,2%) - (Антон Г., Артем М., Катя С.,Марина М.); у остальных детей(13 человек - 5 мальчиков и 8 девочек) уровень агрессивности в норме (72,2% от общего числа детей). Графически результаты анкетирования отражены на рисунке 1 и 2.


Рисунок 1 - Общий уровень агрессии, чел. (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко)



Рисунок 2 -Уровень агрессивности детей, балл (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко)
Опросник Баса-Дарки по определению уровня и видов преобладающей агрессии, также подтвердил, что уровень агрессии у тестируемых детей находится в норме. Результаты тестирования представлены в табл. 3.
Таблица 3 - Результаты тестирования (Опросник агрессивности Баса-Дарки)



Имя Ф.

Пол

Возраст, лет

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувство вины

Индекс агрессивных реакций

Индекс враждебности

1

Андрей Н.

м

8

4

3

5

1

7

3

9

3

21

10

2

Антон Г.

м

8

6

5

7

5

1

4

8

7

26

5

3

Антон Ч.

м

7

6

6

6

4

1

7

4

6

22

8

4

Артем М.

м

8

7

6

6

0

6

5

6

2

25

11

5

Виктор У.

м

7

4

5

3

4

1

7

7

6

19

8

6

Вова Н.

м

7

6

4

7

5

1

2

6

6

23

3

7

Диана Л.

ж

8

4

5

3

4

1

7

7

6

19

8

8

Женя С.

м

8

4

5

3

4

1

7

6

8

18

8

9

Катя С.

ж

7

5

4

4

2

4

6

8

5

21

10

10

Ксения М.

ж

8

6

6

6

4

5

4

4

6

22

9

11

Лариса В.

ж

8

4

3

5

1

7

3

9

3

21

10

12

Лена Я.

ж

7

6

6

6

4

1

7

4

6

22

8

13

Марина М.

ж

7

6

5

7

5

1

4

8

7

26

5

14

Настя Ж.

ж

8

4

5

3

4

1

7

6

8

18

8

15

Настя К.

ж

7

5

4

4

2

4

6

8

5

21

10

16

Оксана М.

ж

8

7

6

6

0

6

5

6

2

25

11

17

Олег А.

м

7

5

5

7

1

7

4

9

5

26

14

18

Оля Т.

ж

8

6

5

7

5

1

4

8

7

26

5

Всего баллов

95

88

95

55

56

95

123

98









Индекс агрессивных реакций = Физическая агрессия + косвенная агрессия + раздражение + вербальная агрессия

Индекс враждебности = обида + подозрительность
По результатам тестирования, как показатель агрессивности, так и индекс враждебности находятся в норме, существенных отклонений в ходе исследования не замечено.


Рисунок 3 -Показатели агрессивности детей (Баса-Дарки)
В группе наблюдаются все виды агрессии, но преобладающей являются вербальная агрессия, однако четко просматривается достаточно высокий уровень физической агрессии, а также чувства вины, раздражения и подозрительности (рисунок 4).



Рисунок 4 -Средний показатель агрессии (Баса-Дарки), балл
Таблица 4 - Результаты по методике «Несуществующее животное»



Имя Ф.

Пол

Возраст, лет

Балл

Уровень агрессивности, чел.
















низкая

средняя

высокая

1

Андрей Н.

м

8

3










2

Антон Г.

м

7

9










3

Антон Ч.

м

8

6










4

Артем М.

м

8

11










5

Виктор У.

м

7

6










6

Вова Н.

м

7

4










7

Диана Л.

ж

7

3










8

Женя С.

м

8

7










9

Катя С.

ж

7

2










10

Ксения М.

ж

8

5










11

Лариса В.

ж

8

6










12

Лена Я.

ж

7

7










13

Марина М.

ж

7

8










14

Настя Ж.

ж

8

1










15

Настя К.

ж

7

8










16

Оксана М.

ж

8

11










17

Олег А.

м

8

14










18

Оля Т.

ж

8

1










Всего баллов

112

15

3

0



Результаты исследования уровня агрессивности по тесту «Несуществующее животное» показал также низкий уровень агрессии детей младшего школьного возраста, причем детей с высоким уровнем агрессии в классе не выявлено вообще и всего 3 ребенка показали средний уровень, остальные дети имеют нормально выраженную агрессию (рис. 5, 6). Это подтверждает наше предположение о том, что получение объективной и достоверной информации возможно лишь при условии применения нескольких методов.


Рисунок 5 - Показатель агрессии по методике «Несуществующее животное», чел.


Рисунок 6 - Показатель агрессии по методике «Несуществующее животное», балл
Таким образом, подводя итог данного исследования, в совокупности вышеназванных методик выявлено, что в данной группе преобладают дети с нормальной степенью агрессии. Однако, при наблюдении за детьми в процессе проведения диагностических занятий видно, что определенные формы проявления агрессии имеют почти все дети. У большинства испытуемых проявляется вербальная агрессия, менее выражены физическая агрессия, обида, подозрительность, чувство вины. Это сопровождается чувством тревоги, неудовлетворённости, и свою неудовлетворённость они компенсируют затем в свободной игре, на прогулке, где могут проявлять агрессивно, сердиться на окружающих и т.д.






Заключение



Таким образом, завершая работу, кратко отметим следующие моменты.

Агрессия - это тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Мы познакомились с множеством теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы, структуры и факторов, влияющих на ее проявление. Можно выделить главные теории агрессии: теория инстинкта (З. Фрейда); теория фрустрации-агрессии (ДЖ. Доллард); когнитивная теория (З. Берковиц); модель образования новых когнитивных связей или теория социального научения (А. Бандура) и др.

Ведущие признаки агрессивного поведения: выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях; тенденция к разрушению; направленность на причинение вреда окружающим людям; склонность к насилию (причинению боли). Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

Изучив теоретический материал по проблеме детской агрессивности отметим, что основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

стремление привлечь к себе внимание сверстников;

стремление получить желанный результат;

стремление быть главным;

защита и месть;

желание ущемить достоинство другого, чтобы подчеркнуть превосходство.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; сниженный уровень саморегуляции; неразвитость игровой деятельности; сниженную самооценку; нарушения в отношениях со сверстниками.

В основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в одном случае - спонтанная демонстрация себя
, в другом - достижение своих практических целей, в следующем - подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех детей объединяет одно общее свойство - невнимание к сверстникам, неспособность видеть и понимать их. Необходимо отметить, что недостаток ласки, внимания, доброты в детстве ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности, дефицит родительского тепла ребёнок испытывает на всех последующих этапах своего развития

В экспериментальной части работы проведено экспериментальное исследование на выявление уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста. Психодиагностическое обследование старших дошкольников было проведено на базе МОУ СОШ №__ г.Зеленогорска Красноярского края.

Для этого использовались следующие методики:

- анкетирование по методике Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко «Критерии агрессивности у ребенка». Результаты анкетирования выявили высокий уровень агрессивности только у 1 ребенка, средний у 4 человек, а у остальных детей уровень агрессивности в норме;

- опросник Басса-Дарки подтвердил, что уровень агрессии у тестируемых детей находится в норме;

- методика «Несуществующее животное» также показал низкий уровень агрессии детей младшего школьного возраста.

Таким образом, подводя итог данного исследования, в совокупности вышеназванных методик выявлено, что в данной группе преобладают дети с нормальной степенью агрессии. Это подтверждает наше предположение о том, что получение объективной и достоверной информации возможно лишь при условии применения нескольких методов.

При изучении психологических особенностей агрессивных проявлений чаще всего фиксировались случаи вербальной агрессии; выражены в физической агрессии, обиде, подозрительности, чувстве вины.

Предложены мероприятия профилактики и коррекции агрессивного поведения детей, позволяющие контролировать проявления агрессии ребенка путем противодействия тем факторам, которые ее провоцируют.

Проведённая исследовательская работа и анализ литературы позволяют сделать вывод о том, что проблема детской агрессии остаётся актуальной.


Список используемой литературы



1. Агеева И.А. Коррекционные техники в школе / И.А. Агеева. - СПб.: Речь, 2004. - 184 с.

. Азарова Л.А. Психология девиантного поведения: учеб-метод. комплекс / Л.А. Азарова, В.А. Сятковский. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. - 164 с. С.42-50.