Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу вариант (при наличии).docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Агрессивное поведение у детей
1.1 Понятие агрессии и агрессивного поведения
1.2 Типология агрессивного поведения
1.3 Детская агрессивность и её причины
2. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Обобщая данные анкетирования выявилось следующее: высокий уровень агрессивности выражен только у 1 ребенка - Олега А. (5,6%); средний уровень агрессивности у 4 человек (22,2%) - (Антон Г., Артем М., Катя С.,Марина М.); у остальных детей(13 человек - 5 мальчиков и 8 девочек) уровень агрессивности в норме (72,2% от общего числа детей). Графически результаты анкетирования отражены на рисунке 1 и 2.
Рисунок 1 - Общий уровень агрессии, чел. (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко)
Рисунок 2 -Уровень агрессивности детей, балл (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко)
Опросник Баса-Дарки по определению уровня и видов преобладающей агрессии, также подтвердил, что уровень агрессии у тестируемых детей находится в норме. Результаты тестирования представлены в табл. 3.
Таблица 3 - Результаты тестирования (Опросник агрессивности Баса-Дарки)
№ | Имя Ф. | Пол | Возраст, лет | Физическая агрессия | Косвенная агрессия | Раздражение | Негативизм | Обида | Подозрительность | Вербальная агрессия | Чувство вины | Индекс агрессивных реакций | Индекс враждебности | ||||||||||
1 | Андрей Н. | м | 8 | 4 | 3 | 5 | 1 | 7 | 3 | 9 | 3 | 21 | 10 | ||||||||||
2 | Антон Г. | м | 8 | 6 | 5 | 7 | 5 | 1 | 4 | 8 | 7 | 26 | 5 | ||||||||||
3 | Антон Ч. | м | 7 | 6 | 6 | 6 | 4 | 1 | 7 | 4 | 6 | 22 | 8 | ||||||||||
4 | Артем М. | м | 8 | 7 | 6 | 6 | 0 | 6 | 5 | 6 | 2 | 25 | 11 | ||||||||||
5 | Виктор У. | м | 7 | 4 | 5 | 3 | 4 | 1 | 7 | 7 | 6 | 19 | 8 | ||||||||||
6 | Вова Н. | м | 7 | 6 | 4 | 7 | 5 | 1 | 2 | 6 | 6 | 23 | 3 | ||||||||||
7 | Диана Л. | ж | 8 | 4 | 5 | 3 | 4 | 1 | 7 | 7 | 6 | 19 | 8 | ||||||||||
8 | Женя С. | м | 8 | 4 | 5 | 3 | 4 | 1 | 7 | 6 | 8 | 18 | 8 | ||||||||||
9 | Катя С. | ж | 7 | 5 | 4 | 4 | 2 | 4 | 6 | 8 | 5 | 21 | 10 | ||||||||||
10 | Ксения М. | ж | 8 | 6 | 6 | 6 | 4 | 5 | 4 | 4 | 6 | 22 | 9 | ||||||||||
11 | Лариса В. | ж | 8 | 4 | 3 | 5 | 1 | 7 | 3 | 9 | 3 | 21 | 10 | ||||||||||
12 | Лена Я. | ж | 7 | 6 | 6 | 6 | 4 | 1 | 7 | 4 | 6 | 22 | 8 | ||||||||||
13 | Марина М. | ж | 7 | 6 | 5 | 7 | 5 | 1 | 4 | 8 | 7 | 26 | 5 | ||||||||||
14 | Настя Ж. | ж | 8 | 4 | 5 | 3 | 4 | 1 | 7 | 6 | 8 | 18 | 8 | ||||||||||
15 | Настя К. | ж | 7 | 5 | 4 | 4 | 2 | 4 | 6 | 8 | 5 | 21 | 10 | ||||||||||
16 | Оксана М. | ж | 8 | 7 | 6 | 6 | 0 | 6 | 5 | 6 | 2 | 25 | 11 | ||||||||||
17 | Олег А. | м | 7 | 5 | 5 | 7 | 1 | 7 | 4 | 9 | 5 | 26 | 14 | ||||||||||
18 | Оля Т. | ж | 8 | 6 | 5 | 7 | 5 | 1 | 4 | 8 | 7 | 26 | 5 | ||||||||||
Всего баллов | 95 | 88 | 95 | 55 | 56 | 95 | 123 | 98 | | |
Индекс агрессивных реакций = Физическая агрессия + косвенная агрессия + раздражение + вербальная агрессия
Индекс враждебности = обида + подозрительность
По результатам тестирования, как показатель агрессивности, так и индекс враждебности находятся в норме, существенных отклонений в ходе исследования не замечено.
Рисунок 3 -Показатели агрессивности детей (Баса-Дарки)
В группе наблюдаются все виды агрессии, но преобладающей являются вербальная агрессия, однако четко просматривается достаточно высокий уровень физической агрессии, а также чувства вины, раздражения и подозрительности (рисунок 4).
Рисунок 4 -Средний показатель агрессии (Баса-Дарки), балл
Таблица 4 - Результаты по методике «Несуществующее животное»
№ | Имя Ф. | Пол | Возраст, лет | Балл | Уровень агрессивности, чел. | ||
| | | | | низкая | средняя | высокая |
1 | Андрей Н. | м | 8 | 3 | | | |
2 | Антон Г. | м | 7 | 9 | | | |
3 | Антон Ч. | м | 8 | 6 | | | |
4 | Артем М. | м | 8 | 11 | | | |
5 | Виктор У. | м | 7 | 6 | | | |
6 | Вова Н. | м | 7 | 4 | | | |
7 | Диана Л. | ж | 7 | 3 | | | |
8 | Женя С. | м | 8 | 7 | | | |
9 | Катя С. | ж | 7 | 2 | | | |
10 | Ксения М. | ж | 8 | 5 | | | |
11 | Лариса В. | ж | 8 | 6 | | | |
12 | Лена Я. | ж | 7 | 7 | | | |
13 | Марина М. | ж | 7 | 8 | | | |
14 | Настя Ж. | ж | 8 | 1 | | | |
15 | Настя К. | ж | 7 | 8 | | | |
16 | Оксана М. | ж | 8 | 11 | | | |
17 | Олег А. | м | 8 | 14 | | | |
18 | Оля Т. | ж | 8 | 1 | | | |
Всего баллов | 112 | 15 | 3 | 0 |
Результаты исследования уровня агрессивности по тесту «Несуществующее животное» показал также низкий уровень агрессии детей младшего школьного возраста, причем детей с высоким уровнем агрессии в классе не выявлено вообще и всего 3 ребенка показали средний уровень, остальные дети имеют нормально выраженную агрессию (рис. 5, 6). Это подтверждает наше предположение о том, что получение объективной и достоверной информации возможно лишь при условии применения нескольких методов.
Рисунок 5 - Показатель агрессии по методике «Несуществующее животное», чел.
Рисунок 6 - Показатель агрессии по методике «Несуществующее животное», балл
Таким образом, подводя итог данного исследования, в совокупности вышеназванных методик выявлено, что в данной группе преобладают дети с нормальной степенью агрессии. Однако, при наблюдении за детьми в процессе проведения диагностических занятий видно, что определенные формы проявления агрессии имеют почти все дети. У большинства испытуемых проявляется вербальная агрессия, менее выражены физическая агрессия, обида, подозрительность, чувство вины. Это сопровождается чувством тревоги, неудовлетворённости, и свою неудовлетворённость они компенсируют затем в свободной игре, на прогулке, где могут проявлять агрессивно, сердиться на окружающих и т.д.
Заключение
Таким образом, завершая работу, кратко отметим следующие моменты.
Агрессия - это тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Мы познакомились с множеством теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы, структуры и факторов, влияющих на ее проявление. Можно выделить главные теории агрессии: теория инстинкта (З. Фрейда); теория фрустрации-агрессии (ДЖ. Доллард); когнитивная теория (З. Берковиц); модель образования новых когнитивных связей или теория социального научения (А. Бандура) и др.
Ведущие признаки агрессивного поведения: выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях; тенденция к разрушению; направленность на причинение вреда окружающим людям; склонность к насилию (причинению боли). Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.
Изучив теоретический материал по проблеме детской агрессивности отметим, что основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
стремление привлечь к себе внимание сверстников;
стремление получить желанный результат;
стремление быть главным;
защита и месть;
желание ущемить достоинство другого, чтобы подчеркнуть превосходство.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; сниженный уровень саморегуляции; неразвитость игровой деятельности; сниженную самооценку; нарушения в отношениях со сверстниками.
В основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в одном случае - спонтанная демонстрация себя
, в другом - достижение своих практических целей, в следующем - подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех детей объединяет одно общее свойство - невнимание к сверстникам, неспособность видеть и понимать их. Необходимо отметить, что недостаток ласки, внимания, доброты в детстве ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности, дефицит родительского тепла ребёнок испытывает на всех последующих этапах своего развития
В экспериментальной части работы проведено экспериментальное исследование на выявление уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста. Психодиагностическое обследование старших дошкольников было проведено на базе МОУ СОШ №__ г.Зеленогорска Красноярского края.
Для этого использовались следующие методики:
- анкетирование по методике Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко «Критерии агрессивности у ребенка». Результаты анкетирования выявили высокий уровень агрессивности только у 1 ребенка, средний у 4 человек, а у остальных детей уровень агрессивности в норме;
- опросник Басса-Дарки подтвердил, что уровень агрессии у тестируемых детей находится в норме;
- методика «Несуществующее животное» также показал низкий уровень агрессии детей младшего школьного возраста.
Таким образом, подводя итог данного исследования, в совокупности вышеназванных методик выявлено, что в данной группе преобладают дети с нормальной степенью агрессии. Это подтверждает наше предположение о том, что получение объективной и достоверной информации возможно лишь при условии применения нескольких методов.
При изучении психологических особенностей агрессивных проявлений чаще всего фиксировались случаи вербальной агрессии; выражены в физической агрессии, обиде, подозрительности, чувстве вины.
Предложены мероприятия профилактики и коррекции агрессивного поведения детей, позволяющие контролировать проявления агрессии ребенка путем противодействия тем факторам, которые ее провоцируют.
Проведённая исследовательская работа и анализ литературы позволяют сделать вывод о том, что проблема детской агрессии остаётся актуальной.
Список используемой литературы
1. Агеева И.А. Коррекционные техники в школе / И.А. Агеева. - СПб.: Речь, 2004. - 184 с.
. Азарова Л.А. Психология девиантного поведения: учеб-метод. комплекс / Л.А. Азарова, В.А. Сятковский. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. - 164 с. С.42-50.