Файл: Понятие системы права и её структурные характеристики (Система права в Российском законодательстве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шестой раздел, выделяемый в системе науки конститу­ционного права, объединяет исследования по проблемам ор­ганизации и функционирования систем государствен­ной власти и местного самоуправления.

Наука изучает принципы их построения, сущность и конфетные формы реали­зации принципа разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представи­тельных органов, избирательную систему, законодательный про­цесс и иные аспекты деятельности органов, связанных с консти­туционно-правовым регулированием.

2.2 Предмет правовой системы

Изучение правовых явлений входит в задачи различных ветвей юридической науки. Для каждой из них характерен своеобразный подход к изучаемому объекту, различна сте­пень абстрактности, уровень познания закономерностей на основе исторического анализа, метод изучения. У каждой из наук свой особый предмет. С учетом этих факторов различают среди юридических наук: общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые, прикладные.

Наука права относится к числу отрас­левых наук, основной отличительный признак которых состо­ит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права. Эти науки составляют наиболее многочислен­ную часть в системе юридических наук, равную количеству отраслей права.

Наука системы права имеет своим пред­метом изучение отрасли системы права. Она раскрывает присущие ей закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует дей­ствующее нормативно-правовое законодательство, анали­зирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

Наука системы права изучает не только нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. По­этому к ее предмету относятся и конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия право­вых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению. С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.

Предметом изучения данной науки является в целом вся сфера общественных отношений, подлежащих конституцион­но-правовому регулированию. На основе их анализа наука должна давать теоретические обоснования необходимых пределов их правового регулиро­вания, с тем, чтобы оно не было ни чрезмерным, не оправды­ваемым потребностями жизни, ни слишком узким, оставляю­щим без правового воздействия те общественные отношения, которые в этом нуждаются.


Исходя из содержания предмета отрасли, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется и характер основных теоретических концепций науки. К ним относятся такие крупные комплексы теоретических проблем, как теория народного представительства, сущность государственного, национального и народного суверенитета, теория федерализма, автономии, форм государственного и территориального устройства.

Ее предметом является также изучение конституционных основ местного самоуправления. То есть изучение указанных выше проблем составляет предмет науки. Сами же выводы и теоретические положения составляют ее со­держание.

2.3 Источники правовой системы

Формулируя теоретические выводы, наука права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие основы научного познания.

К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, фило­софские суждения по проблемам, прямо или опосредованно относящимся к предмету науки.

Концепции, отраженные в них, очень разнообразны, часто противоречивы, имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов общественного развития. Их критиче­ское осмысление составляет важный этап в процессе научно­го познания, является необходимой предпосылкой обогаще­ния науки достижениями всего мирового опыта развития человеческой цивилизации.

Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия, используемые в правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.

Наука не могла бы в должной мере выполнить свои зада­чи, если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы, которые происходят в жизни на базе действия правовых норм и институтов.

В общей теории права принято различать понятия источ­ника права в материальном и в формальном, юридическом смыслах. В первом значении под источником права пони­маются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.

В юридическом смысле в качестве источника права рас­сматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами, выполняющими такую функцию, выступают правовые акты. В данном смысле и рассматривается вопрос об источниках конституционного права. Поэто­му в качестве источников науки выступает и конкретная прак­тическая деятельность государственных органов, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституци­онного права вся общественно-политическая деятельность.


Источниками системы права являются действующие правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-право­вые нормы. Для источников права установлен не только особый поря­док их принятия, но и отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источ­ником действующего права.

Система правовых актов, являющихся источниками права, многообразна и включает в себя несколько видов. Установление нормы в том или ином виде акта не произ­вольно, а подчинено необходимым объективным условиям. В зависимости от потребности придать норме более или менее высокий уровень юридической значимости, условий территориального масштаба ее действия, установленного порядка разграничения компетенции органов, принимающих правовые нормы, последние формулируются, в раз­личных видах источников.

Характеризуя их, следует, прежде всего, выделить право­вые акты, действующие на всей территории Российской Феде­рации, и акты, имеющие сферу действия только на террито­рии конкретного субъекта федерации или территории, в которых осуществляется местное самоуправление.

Основным источником отрасли является Конституция Рос­сийской Федерации. Ее роль обусловлена следующими факторами: в Конституции Российской Федерации устанавливаются правовые нормы об­щего характера, являющиеся основополагающими для все­го текущего правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения; Конституция Российской Федерации как источник права характеризуется и ши­ротой содержания установленных в ней норм. Последние охватывают своим воздействием все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от всех иных видов источников кон­ституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений; Конституция Российской Федерации по сравнению с другими источниками имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России (ст. 15); в Конституции Российской Федерации определяются многие другие виды ис­точников отрасли права. В ней устанавливаются наимено­вания правовых актов, их юридическая сила, порядок приня­тия, отмены и опубликования; значение Конституции как основного источника отрасли определяется и тем, что установленные в ней нормы высту­пают как форма воплощения государственной воли на­рода. В ней в юридически значимой форме устанавливаются цели, которые общество перед собой ставит, и принципы его организации и жизнедеятельности; Конституция по сравнению с другими источниками яв­ляется актом не только наивысшего правового значения, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.


Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источник отрасли служит формой установления норм, составляющих ядро конституционного права, осно­ву всего конституционно-правового регулирования обще­ственных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.

К числу источников системы права, устанавли­вающих нормы общефедерального значения, относятся зако­ны Российской Федерации - федеральные законы. Закон - наиболее распространенная форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституцион­но-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие кон­ституционных положений и принципов. В соответствии с Кон­ституцией Российской Федерации 1993 г. предусматривается принятие федеральных конституционных законов и фе­деральных законов. Они различаются: по юридической силе; по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; по порядку принятия; по возможности применения в отношении их отлага­тельного вето Президентом Российской Федерации. К источникам конституционного права относятся такие законы Российской Федерации, как «Закон о гражданстве Российской Федерации», «Закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Со­брания Российской Федерации», а также многие другие.

В качестве источников выступают и содержащие конститу­ционно-правовые нормы, правовые акты, принимаемые Пре­зидентом Российской Федерации, Советом Федерации, Госу­дарственной Думой, Правительством Российской Федерации. Это Указы и другие нормативные акты Президента, по­становления палат Федерального Собрания, поста­новления Правительства.

Источником отрасли являются Регламенты Палат Феде­рального Собрания, Положения о различных вспомогатель­ных органах, образуемых органами законодательной и испол­нительной власти.

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции республик и уставы других субъектов федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти. Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции России и федеральным законам. По отношению к другим нормативным правовым актам, принимаемым органа­ми субъекта федерации, они обладают более высокой юриди­ческой силой. Формами установления правовых норм, дей­ствующих только на территории конкретного субъекта, являются такие правовые нормативные акты, как законы, постановле­ния, иные нормативные акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти. К источникам отрасли относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституцион­но-правовые нормы, в частности их Уставы (Положения).


Характеризуя виды источников следует выделить и такую специфическую форму, также обус­ловленную федеративным устройством государства, как до­говоры. Такие договоры о разграничении полномочий предусмотрены Конституцией России и могут быть заключены с любым субъектом федерации.

Виды источников отрасли, как правило, достаточно ста­бильны, многие из них определены в Конституции. Однако на данном этапе конкретные правовые акты, мобильны, часто изменяются, отменяются. Нормы из одного акта переходят в другой, при этом первый утрачивает силу. Такая нестабильность системы законодательства в определенной мере объяснима сложностями происходящего процесса формирования российской государственности.

Последним объясняется и то обстоятельство, что значи­тельная часть норм, которые требуют законодательной фор­мы, устанавливалась указами Президента Российской Феде­рации. Особенно широко эта практика применялась после роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Так, указами Президента были утверждены такие акты, как Положение о федеральных орга­нах власти на переходный период, Положение о выборах в Государственную Думу в 1993 г. и многие другие.

Незавершенность процесса формирования на основе но­вой Конституции правовой системы России объясняет и такую особенность системы источников права, как включение в нее некоторых законов бывшего Союза ССР в той части, в которой они не противоречат Конституции России и ее законам.

Заключение

Таким образом, можно подвести итог настоящему исследованию:

1. Совокуп­ность юридических особенностей, указанных выше и прису­щих составным частям системы права, и придает определенной группе норм качество элемента от­расли, занимающего относительно автономное положение в ее системе. При этом исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются состав­ляющими их нормами, т. е. предмет правового регулирования;

2. Характеристика системы предполагает не только выявление составных частей отрасли, ее главных элементов, но и обоснование их соотношения, места каждого из них в системе отрасли. В основе такого подхода к системе отрасли лежит реальное соотношение и взаимодействие тех сфер общественных от­ношений, которые являются предметом регулирования право­вых институтов. Однако это соотношение может рассматри­ваться как первичная исходная основа, определяющая структуру отрасли. Очевидно, что она имеет и правовую основу.