Файл: Особенности надзорной функции Банка России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Банковская деятельность, как и любая другая экономическая деятельность, нуждается в государственном регулирование и, в частности, в надзоре. Банковский надзор — основной процесс поддержания устойчивости банковской системы методом аналитического исследования кредитных организаций на всех этапах функционирования с применением необходимых мер надзорного реагирования. Органом, осуществляющим банковский надзор в России, является Центральный Банк Российской Федерации.

Нельзя не отметить, что ни в одном нормативно-правовом акте Российской Федерации не имеется конкретизации определения термина «банковский надзор». Анализ научной литературы, а также норм отечественного законодательства отражает отождествление термина «надзор» с такими определениями, как «контроль» и «регулирование».

Банковский надзор определяется в качестве обязательного звена в замкнутой системе управления финансами государства. В то же время, данное звено дает возможность достигать необходимую для банковской системы стабильность за счет активных действий регулятора, которые в большей мере направлены на соблюдение кредитными организациями нормативных актов Банка России и банковского законодательства.

Объектом написания работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ.

Предметом – правовые нормы, которые определяют механизм реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.

Целью данной работы является изучение особенности надзорной функции Банка России.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

  • Изучить правовой статус Банка России;
  • Рассмотреть понятие банковского надзора;
  • Изучить особенности надзорной деятельности Банка России;
  • Рассмотреть основные направления надзорной деятельности Банка России;
  • Рассмотреть проблемы развития надзорной деятельности Банка России.

При написании данной работы были использованы современные научные и учебные источники.

Глава 1. Характеристика Банка России и основы банковского надзора


1.1 Правовой статус Банка России

13 июля 1990 г. был создан ведущий банк Российской Федерации, выступающий также в качестве кредитора завершающей инстанции в банковской системе государства. Банк России, как важный элемент всей банковской системы, оказывает непосредственное влияние на развитие экономической сферы деятельности государства, функционирование его органов и учреждений, а также на поддержание суверенитета государства в целом.

Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ определены основные функции и полномочия Центрального банка, цели его деятельности, а также правовое положение. ЦБ РФ является юридическим лицом, но его особый юридическим статус не сводится к известным организационно-правовым формам. Д. В. Виноградова считает, что юридические лица — сфера частного права, а Центральный банк — скорее публичный орган.

Гражданский кодекс РФ определяет юридическое лицо как организацию, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права, нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.[1] Как известно, в зависимости от цели своей деятельности юридическое лицо может являться коммерческим или некоммерческим. Если юридическое лицо преследует цель извлечения прибыли в качестве определяющей, то оно будет являться коммерческим. В том случае, если такая цель отсутствует или она не распределяется между участниками, то такое юридическое лицо будет считаться некоммерческим.

Закон о Банке России в ст. 3 определяет получение прибыли как факультативную лишь цель его деятельности, а также, исходя из норм ГК РФ, Банк России следовало бы причислить к некоммерческим организациям. Но этому препятствует тот факт, что в ст. 2 Закона о Банке России указано, что Банк России должен производить собственные затраты за счет собственных доходов.

То есть осуществлять деятельность, которая бы полностью исключала извлечение прибыли, ЦБ РФ не может, поскольку тогда он окажется без финансирования и не сможет выполнять свои основные функции. По этой причине необходимо установить, что Банк России вынужденно должен зарабатывать средства к существованию, а «редакция ст. 3 Закона о Банке России считается в лучшем случае неточной».[2]


Также ст. 26 упомянутого закона содержит обязательство ЦБ РФ в виде ежегодных зачислений в федеральный бюджет 70% фактически полученной им по итогам года прибыли, которая остается после уплаты установленных налогов и сборов. Другими словами, происходит систематическое изъятие части прибыли Банка России, а значит, и ключевой признак некоммерческой организации отсутствует.

Исходя из факта наличия у Банка России управленческих функций властного характера, большинство ученых считают его учреждением, но это опровергается его режимом ответственности: государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства соответственно. Такая правовая консолидация независимости Банка России позволяет избежать ситуации, в которой происходит обращение взыскания на федеральное имущество по обязательствам государства.

К государственной корпорации не позволяет отнести Банк России специфический имущественный режим Банка России: осуществление полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России происходит в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Законом о Банке России, т. е. хотя и не обладает правом собственности на предоставленное Российской Федерацией имущество, но, по сути, определяет его судьбу наряду с собственником. И наконец, в ст. 1 Закона о Банке России указано, что правовое положение Центрального банка определяется Конституцией и данным законом.

Таким образом, вопрос о применении норм Гражданского кодекса Российской Федерации к правовому положению Банка России является спорным, и отнести ЦБ РФ к одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законодательством, достаточно трудно. Такой позиции относительно организационно-правовой формы Банка России как юридического лица придерживается Л. Г. Ефимова, называя организационно-правовой формой Банка России сам Банк России.[3]

Исходя из норм законодательства, Банк России является юридическим лицом, которое осуществляет деятельность по ведению банковских операций, а также является органом формирования и реализации государственной денежной политики и выполняет функции органа управления банковской системой. Однако законодатель в ст. 11 Конституции РФ в структуру органов, которые осуществляют государственную власть, Банк России не включает.

Ряд юристов, исходя из ч. 2 ст. 77 Конституции, утверждают, что Центральный банк по характеру своей деятельности близок к деятельности исполнительных органов, но в опровержение этой теории важно сказать, что регулирующие статус органов исполнительной власти правовые акты не называют Банк России федеральным органом исполнительной власти.


ЦБ РФ обладает исключительным правом денежной эмиссии, что предусмотрено ст. 75 Конституции РФ, и организации денежного обращения, т. е. выступает в качестве публично-правового института.

Центральный банк Российской Федерации, как и другие участники платежной системы, заинтересован в наличном обороте денег в большей степени, чем при безналичной оплате. Дело в том, что Центральный банк Российской Федерации получает эмиссионные доходы, при этом согласно законодательству многих других стран, Центральный банк — орган, который выдает наличные деньги, и это его главная функция, ослабление или отказ от которой может нанести удар по ее статусу «ведущего» банка государства.

Хотя Банк России и не является органом государственной власти, однако ему причисляют полномочия по своей правовой природе относящиеся к функциям государственной власти.

Это выражено в так называемом в теории права особом механизме «сдержек и противовесов», который не позволяет зависеть одним органам государственной власти от других.

Функции и полномочия, принадлежащие по закону Банку России, реализуются им вне какой-либо зависимости от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Исходя из объема своей компетенции, ЦБ РФ правомочен издавать акты для органов государственной власти и местного самоуправления, физических и юридических лиц, которые носят для них обязательный характер. Сотрудники Банка носят статус государственных служащих, а назначения руководства осуществляется в специальном порядке.[4]

Законодатель непосредственно никак не определяет Банк России как государственный орган, но очевидно указывает на его принадлежность к этим органам. Исходя из всех вышеперечисленных аргументов, стоит сказать, что

Банк Росси отличается особенностями, присущими институтам как частного, так и публичного права, что указывает на его двойственную правовую природу. Решить данный вопрос стало бы возможным в случае введения законодателем особой формы субъекта права, который сочетал бы в себе признаки юридического лица и государственного органа.

На научной сцене не раз вставал вопрос о закреплении юридического лица публичного права как необходимой организационно-правовой формы. Так, документ «План-график мероприятий по преобразованию и ликвидации государственных корпораций и государственной компании "Автодор" включает в систему юридических лиц РФ юридическое лицо публичного права.[5] Однако этот вопрос так и не нашел своего законодательного закрепления. В зарубежных странах же такая организационно-правовая форма существует.


Например, в ФРГ Центральный банк (Дойче Бундесбанк) приобрел статус федерального юридического лица публичного права после вступления в так называемую Европейскую систему центральных банков.

Подводя итоги, отметим необходимость дальнейшей глубокой теоретико-методологической работы по установлению правовой сущности деятельности Центрального банка России.

На данный момент можно только сказать, что Банк России, как орган государственной власти, наделен особой компетенцией, и его статус юридического лица объясняется попыткой законодателя обеспечить независимость Центрального банка, с одной стороны, и предоставить широкие возможности для разработки и реализации государственной политики и правового регулирования — с другой.

Как известно, аналогичная ситуация складывается из-за неопределенности обращения в одну из трех ветвей власти некоторых других федеральных органов, например, Генеральную прокуратуру, Счетную палату, Центральную избирательную комиссию. В сложной путанице сходных признаков, присущих разным организационно-правовым формам юридических лиц и органов государственной власти, невозможно выбрать одну из двух.

В такой ситуации правильнее было бы определить Центральный банк России как государственный орган с особым правовым статусом, поскольку его соответствие государственному органу, а не юридическому лицу, более четко проявляется на основе приведенного выше анализа различных точек зрения известных авторов научных статей.[6]

Таким образом, на законодательном уровне необходимо внести корректировки в части определения правового статуса ЦБ РФ в федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации», учитывая при этом доктринальный подход в систематизации и определении организационно-правовой формы юридических лиц, которые бы исключили двойственность правовой природы статуса ЦБ РФ. Это также позволит решить проблемы, вытекающие из определения статуса различных субъектов, наделенных признаками публичности, как уполномоченные банки.

1.2 Понятие банковского надзора

Банковское регулирование и банковский надзор — это контроль за деятельностью кредитно-финансовых организаций и соблюдением законодательных актов. Данный функционал возложен на главный банк России — Центробанк.

Основные задачи — это поддержание стабильного состояния банковской системы в целом и защита интересов вкладчиков и кредиторов. В настоящее время Комитет банковского надзора Банка России является уполномоченным органом от ЦБ РФ, который выполняет регулирующие и надзорные функции, установленные законодательством РФ.