Файл: Организация хозяйственных связей в торговле (Теоретико-правовые аспекты организации хозяйственных связей в торговле).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров — широкое понятие. Сюда входят экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок товаров.

Система хозяйственных связей включает, в частности, участие торговых организаций в разработке промышленными предприятиями (объединениями, фирмами) планов производства товаров посредством представления заявок и заказов; хозяйственные договоры; контроль за соблюдением договорных обязательств; применение экономических санкций; участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок; проверку качества (экспертизу) поставляемых товаров; установление оптимальных финансовых взаимоотношений; применение административно-правовых норм и др. .

Следует отметить, что сфера хозяйственных взаимоотношений между поставщиками и покупателя­ми товаров, как и любая коммерческая деятельность, все-таки требует определенного уровня государственного регулирования, в том числе посредством принятия и введения в действие помимо Гражданского кодекса РФ законов, указов, постановлений в области ценообразования, требований к качеству товаров и услуг, пресечения недобросовестной конкуренции или монополистической деятельности, а также установления налоговых льгот, тарифов, стимулирования отечественного производителя товаров, защиты внутреннего рынка от нежелательной или недоброкачественной продукции иностранного производства и т. п.

Целью данной курсовой работы является изучение организации хозяйственных связей в торговле.

Для достижения данной цели были поставлены следующие виды задач:

  1. Рассмотреть сущность и особенности организации хозяйственных связей в торговле
  2. Раскрыть типы хозяйственных связей и факторы, влияющие на их эффективность
  3. Описать правовое регулирование организации хозяйственных связей в торговле
  4. Сделать организационно-экономическую характеристику какого-либо торгового предприятия

  1. Раскрыть характеристику поставщиков и порядок заключения договоров с данным предприятием
  2. Рассмотреть пути повышения эффективности хозяйственных связей торгового предприятия

Глава 1. Теоретико-правовые аспекты организации хозяйственных связей в торговле

При анализе организации хозяйственных связей торговли можно выделить два аспекта:


  • Первый аспект заключается в том, что каждый хозяйствующий субъект, вступая в контакт со множеством контрагентов, может иметь основные и вспомогательные связи. Критерием разграничения признается регулярность и значительность связей (по объему, по сумме сделок) для хозяйствующего субъекта.

Структура основных связей определяет содержание деятельности организации, формирует доходы, предопределяет размеры различных выплат и затрат, влияет на численность персонала, частоту и качество управленческих решений.

  • Второй аспекте касается участия тех или иных субъектов в хозяйственных отношениях по реализации товара. Здесь можно выделить прямые связи, которые устанавливаются между организациями-изготовителями, с одной стороны, и организациями-потребителями и розничными торговыми организациями — с другой, и связи с участием посредников— оптовых торговых и других организаций, т.е. товародвижение проходит по нескольким звеньям.

Реализация хозяйственных связей осуществляется, как уже отмечалось, через специфический правовой механизм — договор. Две основные формы хозяйственных связей торговли предопределяют и характер договорных отношений по реализации товаров, которые могут быть прямыми и опосредованными.

1. Сущность и особенности организации хозяйственных связей в торговле

Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров - широкое понятие. Сюда входят экономические, организационные, коммерческие, административно - правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок товаров [7].

Система хозяйственных связей с промышленностью - важнейшая составная хозяйственного механизма страны, представляющая собой совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятий, объединений, фирм, отраслей народного хозяйства с потребителями продукции.

Рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции производственного назначения и товаров народного потребления, покупателям.

Система хозяйственных связей включает, в частности, участие торговых организаций в разработке промышленными предприятиями (объединениями, фирмами) планов производства товаров посредством представления заявок и заказов; хозяйственные договоры; контроль за соблюдением договорных обязательств; применение экономических санкций; участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок; проверку качества (экспертизу) поставляемых товаров; установление оптимальных финансовых взаимоотношений; применение административно - правовых норм.


В условиях развития рыночной экономики централизованное регулирование хозяйственных связей между покупателями и поставщиками уступает место самостоятельному установлению взаимоотношений между партнерами по договору на базе правовых гражданского законодательства.

В настоящее время основным нормативно - правовым документом для регулирования коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров является Гражданский кодекс РФ, в котором излагаются общие положения договорного права, включающие понятие и условия договора, порядок разрешения преддоговорных споров, порядок изменения и расторжения договора, порядок обеспечения исполнения договорных обязательств.

Вместе с тем следует отметить, что сфера хозяйственных взаимоотношений между покупателями и поставщиками товаров, как и любая коммерческая деятельность, все - таки требует определенного уровня государственного регулирования, в том числе посредством принятия и введение в действие помимо

Гражданского кодекса РФ законов, указов, постановлений в области ценообразования, требований к качеству товаров и услуг, пресечение недобросовестной конкуренции или монополистической деятельности, а также установление налоговых льгот, тарифов, стимулирования отечественного производителя товаров, защиты внутреннего рынка от нежелательной или недоброкачественной продукции иностранного производства.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что хозяйственные связи с развитием рыночной экономики требовали значительного расширения самостоятельности и равноправие партнеров по договору, повышение роли хозяйственного договора, перехода от административно - командных методов управления к экономическим, от централизованного распределения к свободной продаже товаров. В настоящее они способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции производственного назначения и товаров народного потребления покупателям.

При организации хозяйственных связей большое значение имеет правильный выбор поставщика. Выбор поставщика потребителями осуществляется в том случае, когда нет монополизма среди поставщиков. Правильный выбор поставщика в условиях рынка - дело сложное. Выбор необходимо начать с анализа материальных потребностей предприятия и возможности удовлетворить их на рынке. После изучения рынка нужно составить спецификации на необходимые виды материальных ресурсов. Спецификация должна включать наименование и характеристику материалов, требования к ним [3,4].


Учитывая большое многообразие поставщиков товаров, их можно классифицировать на несколько групп по различным признакам:

- функциональным;

- территориальным;

- формам собственности;

-ведомственной принадлежности.

В обобщенном виде всех поставщиков товаров можно подразделить на две категории:

- поставщики изготовители;

- поставщики - оптовые предприятия.

Поставщики изготовители - производственные предприятия, фирмы, частные предприниматели, выпускающие товары потребительского назначения различного ассортимента для удовлетворения спроса потребителей.

Поставщики - оптовые предприятия закупают товары у поставщиков - изготовителей, а также у оптовых посредников и реализуют их оптовым покупателям ( розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам, розничным торговцам).

По территориальному признаку поставщиков товаров могут быть:[4]

- местными (внутриобластными)

- внеобластными;

- республиканскими;

- внереспубликанскими.

По формам собственности поставщики товаров могут быть:

- частными;

- государственными;

- муниципальными;

- кооперативными;

- иные формы собственности.

На основании вышеизложенного необходимо сделать следующий вывод. К источникам поступления товаров относят отрасли народного хозяйства, вырабатывающие различные товары народного потребления (сельское хозяйство, предприятия АПК, предприятия легкой, пищевой, мясо - молочной продукции, рыбного хозяйства). К поставщикам товаров относят конкретные предприятия различных источников поступления, тех или иных отраслей народного хозяйства, различных сфер производственно - экономической деятельности, вырабатывающих товары и услуги.

Торговля Товар Поставка

    1. Типы хозяйственных связей и факторы, влияющие на их эффективность

Хозяйственные связи на поставку товаров различаются по структуре и числу участников, срокам действия, ведомственному и территориальному признакам.

По структуре хозяйственные связи могут быть:

  • простые (прямые);
  • сложные (опосредованные).

К простым (прямым) хозяйственным связям относятся такие, при которых экономические и правовые взаимоотношения по поставкам товаров устанавливаются непосредственно между предприятием -- изготовителем товаров и розничным торговым предприятием.

В этих случаях изготовители выступают одновременно в роли непосредственных поставщиков продукции, что влияет не только на характер оформления хозяйственных связей, но и на сам процесс их организации и формы воздействия сторон по взаимному выполнению обязательств.


Они устанавливаются при закупке многих продовольственных (скоропортящихся) товаров, а также непродовольственных крупногабаритных товаров и товаров несложного ассортимента. Такие связи называют прямыми.

К сложным (опосредствованным) относятся такие хозяйственные связи, в которых во взаимоотношениях между производителями и потребителями продукции и в осуществлении ее поставок выступают в качестве посредника оптово-торговые организации. Число посредников может быть различно.

Они согласовывают между предприятиями количество и ассортимент поставляемой продукции, се технические характеристики, частные сроки поставок, организуют поставки продукции, участвуют в расчетах с поставщиками и потребителями, а также в договорных обязательствах.

Конкретным признаком отличия прямых и опосредованных хозяйственных связей чаще всего признается неучастие или участие посреднических структур в договорных обязательствах производителя и потребителя, в том числе в организации поставок продукции. Последнее служит основанием для подразделения хозяйственных связей на устанавливаемые по транзитным поставкам и по складским поставкам.

Формирование хозяйственных связей, их общее количество и сложность находятся под влиянием множества разнообразных факторов.

Наиболее существенные факторы:

масштабы общественного производства и сложность его отраслевой структуры;

процесс углубления специализации и производственной кооперации в промышленности;

ассортимент, объемы и качество производимой и потребляемой продукции.

На развитие хозяйственных связей влияют масштабы общественного производства, сложность его отраслевой структуры, процесс углубления специализации и кооперирования предприятий, количество и качество производимой и потребляемой продукции и другие факторы, учет которых позволяет выработать ряд обязательных требований к их формированию.

В соответствии с этими требованиями рациональной и эффективной системой хозяйственных связей между производителями и потребителями считается такая система, которая обеспечивает: соответствие ассортимента и качества получаемой продукции действительным потребностям потребителя; наименьшие издержки обращения, и, в частности, транспортные издержки; наименьшие совокупные (как в сфере производства, так и в сфере обращения) запасы материальных ресурсов; своевременность и непрерывность поступления товарно-материальных ценностей от поставщиков к покупателям; минимальный документооборот и возможно более быструю систему договорных отношений; наибольшую выгодность поставок, как для производителя (поставщика), так и для потребителя, то есть наиболее экономичное обеспечение потребностей, с одной стороны, и наиболее полную и рентабельную реализации - с другой.