Файл: Экономическая среда функционирования организации (предприятия).pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
Среда предприятия слагается из микросреды и макросреды.
Состояние среды функционирования организации определяет ряд факторов:
Показатели, характеризующие внешнюю среду
В экономике наблюдаются следующие обобщённые типы (виды) неопределённости:
Метод составления профиля среды
распределения продукции между выбранными рынками,
стимулирования сбыта с целью удовлетворения определенных потребностей.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
1. Экономическая среда функционирования организации (предприятия): сущность, факторы и субъекты. Свойства экономической среды.
2. Неопределенность экономической среды. Факторы, определяющие свойства внешней среды функционирования организации.
3. Влияние внешней среды на стратегию и тактику организации (предприятия).
4. Маркетинговый подход к формированию стратегии и тактики организации (предприятия).
- Экономическая среда функционирования организации (предприятия): сущность, факторы и субъекты. Свойства экономической среды.
Среда предприятия – совокупность «не поддающихся контролю» сил, с учетом которых организации должны разрабатывать свою деятельность.
Среда функционирования предприятия – это совокупность взаимосвязей с субъектами хозяйствования, инфраструктурными звеньями, государственными органами, социальной и природной системами.
активных хозяйствующих субъектов;
экономических, общественных и природных условий;
национальных и межгосударствен-ных институциональ-ных структур;
других внешних условий и факторов, действующих в окружении организации и влияющих на ее стратегию и тактику.
Экономическая среда – это совокупность:
Среда предприятия слагается из микросреды и макросреды.
Микросреда (внутренняя среда) представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме, так как формируется внутри нее.
Внутренняя среда предприятия как совокупность трудовых, технологических, экономических факторов в большей степени управляема и регулируема, чем внешняя среда.
Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений.
производство (объем, структура, темпы, обеспеченность сырьем и материалами, контроль качества и др.),
персонал (квалификация, производительность труда, «текучка» кадров, стоимость рабочей силы и др.),
организация управления (структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия),
маркетинг (доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование),
финансы (вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия)
Элементы внутренней среды:
Макросреда (внешняя среда) представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера. Кроме того, в макросреду входят взаимоотношения предприятия с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами и контактными аудиториями.
Состояние среды функционирования организации определяет ряд факторов:
1. Экономические факторы оказывают влияние на степень доступности денежных ресурсов, на величину процентов от вложенного капитала, на темпы инфляции, на цены на сырье и материалы и многое др. 2. Политические факторы. От политической стабильности в обществе зависит уровень притока инвестиций и других ресурсов в определенный регион. Отношение административных органов власти к бизнесу выражается в установлении различных льгот или пошлин, которые либо развивают бизнес в регионе, либо вытесняют его, создавая неравноправные условия для различных организаций. Также используются приемы лоббирования интересов определенных промышленных групп в правительственных учреждениях, что также оказывает влияние на весь бизнес в целом. 3. Социально-культурные факторы. При организации деятельности нельзя не учитывать культурную среду, преобладающие в обществе жизненные ценности и традиции. На этой основе базируется стандарт поведения. Известно принципиальное отличие американского и японского стандартов. В первом случае стандарт выражен в индивидуалистическом подходе к организации, а во втором – в семейном подходе. Отсюда нормой поведения в одном случае является стремление к карьерному росту с регулярной сменой мест работы. В другом случае человек работает в организации всю жизнь. 4. Научно-технический прогресс. Этот фактор определяет возможность повышать эффективность производства, а, следовательно, эффективность способов удовлетворения потребителей. Для того, чтобы организация могла быть конкурентоспособной, необходимо собирать, хранить и распределять большие объемы информации о новациях, возникающих в среде деятельности. В последнее время появились совершенно новые технологии обработки ресурсов и информации: компьютерная и лазерная техника, робототехника, спутниковая связь, биотехнологии и т. д.Внешние факторы: факторы прямого воздействия(ближайшее окружение) – оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия
поставщики ресурсов
потребители
трудовые ресурсы
государство
профсоюзы
акционеры (если предприятие является акционерным обществом).
Факторы косвенного воздействия (макроокружение) – не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии.
политические (методы реализации государственной политики),
экономические (инфляция, занятость, производительность труда и др.),
социальные (население, менталитет),
технологические (развитие науки и техники).
Показатели, характеризующие внешнюю среду
сложность — число факторов, на которые предприятию следует реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. В данном случае соответственно можно говорить о простой и сложной внешней среде предприятия;
взаимосвязанность факторов внешней среды — уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы;
динамизм — темп изменения, скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия. Подвижность внешней среды оценивается исходя из частоты, величины и регулярности изменений факторов;
неопределенность (непредсказуемость будущего) - функции от количества и надежности информации о конкретных внешних факторах. Чем выше неопределенность, тем с большим числом проблем приходится сталкиваться менеджерам предприятия;
привычность событий — новизна возникающих изменений.
2. Неопределенность экономической среды. Факторы, определяющие свойства внешней среды функционирования организации.
Существует предположение о том, что неопределённость может рассматриваться как фундаментальное свойство природы.
В экономике наблюдаются следующие обобщённые типы (виды) неопределённости:
неопределённость среды (1-го рода)
неопределённость принятия решений (2-го рода)
неопределённость последствий данных решений (3-го рода)
вариационная неопределённость (4-го рода).
В-третьих, неопределённость воспринимается как возможность выбора альтернатив и множественность данного выбора (вариативность выбора)
Во-вторых, неопределённость отражает состояние системы по отношению к «идеальным условиям», когда знание полностью детерминировано.
Во-первых, неопределённость рассматривается как мера информации.
В-четвёртых, неопределённость определяет качество информации (достоверность, полнота, ценность, актуальность, ясность).
В-пятых, неопределённость является атрибутивным источником риска.
В-шестых, неопределённость предполагает неоднозначность реализации событий, порождаемая факторами неизвестной природы.
Значимые моменты неопределенности
В организационно-экономической системе существует порог управляемости и стабильности, который детерминирован неопределённостью.
- Событие является неожиданным (для эксперта),
- Событие производит значительные последствия,
- После наступления, в ретроспективе, событие имеет рационалистическое объяснение, как если бы событие было ожидаемым.
- Хотя эта метафора известна в философии довольно давно, именно Талеб стал использовать её для обозначения редких и неожиданных событий со значительными последствиями. При этом «чёрные лебеди» могут быть не только негативными событиями, но и представлять собой непрогнозируемые «удачи»[.
- Талеб описывает несколько типов заблуждений, приводящих к излишней уверенности в собственной способности анализировать будущее:
- Нарративные — склонность больше верить в эмоционально преподнесённые истории, чем в сухую статистику,
- Игровые — применение теории игр к реальной жизни,
- Ретроспективные — вера в успешное предсказание будущих событий на основании анализа произошедших.
3. Влияние внешней среды на стратегию и тактику организации (предприятия).
Стратегический план организации разрабатывается исходя из SWOT-анализа, который предусматривает исследование:
1) внутренней среды организации с точки зрения сильных и слабых сторон;
2) внешней среды с точки зрения возможностей и угроз.
сила (strength)
слабость (weakness)
возможности (opportunities)
угрозы (threats)
Применяемый для анализа среды метод СВОТ (англ. SWOT) является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды.
выдающаяся компетентность;
адекватные финансовые ресурсы;
высокая квалификация;
хорошая репутация у покупателей;
известный лидер рынка;
изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации;
возможность получения экономии от роста объема производства;
защищенность (хотя бы где-то) от сильного конкурентного давления;
подходящая технология;
преимущества в области издержек;
преимущества в области конкуренции;
наличие инновационных способностей и возможности их реализации;
проверенный временем менеджмент.
Сильные стороны:
нет ясных стратегических направлений;
ухудшающаяся конкурентная позиция;
устаревшее оборудование;
более низкая прибыльность потому, что...;
недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами;
отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности;
плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;
мучение с внутренними производственными проблемами;
уязвимость по отношению к конкурентному давлению;
отставание в области исследований и разработок;
очень узкая производственная линия;
слабое представление о рынке;
конкурентные недостатки;
ниже среднего маркетинговые способности;
неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.
Слабые стороны:
выход на новые рынки или сегменты рынка;
Расшире-ние производственной линии;
увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах
добавление сопутствующих продуктов;
Вертикаль-ная интеграция
возможность перейти в группу с лучшей стратегией;
самодовольст-во среди
конкурирующих фирм;
ускорение роста рынка.
Возможности
возможность появления новых конкурентов;
рост продаж замещающего продукта;
замедление роста рынка;
неблагоприятная политика правительства
возрастающее конкурентное давление;
рецессия и затухание делового цикла;
возрастание силы торга у покупателей и поставщиков;
изменение потребностей и вкуса покупателей;
неблагоприятные демографические изменения.
Угрозы:
Возможности 1. 2. 3. | Угрозы 1. 2. 3. | |
Сильные стороны 1. 2. 3. | ПОЛЕ С и В | ПОЛЕ С и У |
Слабые стороны 1. 2. 3. | ПОЛЕ Сл. и В | ПОЛЕ Сл. и У |