Файл: Порядок обращения за пенсией (Общие положения о пенсионном обеспечении в РФ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.
Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за 1 месяц до возникновения права на эту пенсию.
В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом, если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.
В том случае, если законным представителем несовершеннолетнего или недееспособного лица является соответствующее учреждение, в котором несовершеннолетнее или недееспособное лицо пребывает, заявление подается в территориальный орган ПФР по месту нахождения этого учреждения.
Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе обратиться за назначением пенсии самостоятельно.
Каждый вид пенсии предполагает определенный пакет документов.
В частности рассмотрим перечень необходимых документов для наиболее распространенной пенсии – трудовой пенсии по старости. Это:
- Паспорт;
- Трудовая книжка, либо документы, выданные работодателями, подтверждающие трудовой стаж заявителя;
Кроме того, в необходимых случаях прилагаются следующие документы:
- Справка о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности;
- Документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных членов семьи;
- Справка, подтверждающая нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении;
- Документ о месте жительства, пребывания или фактического проживания на территории РФ;
- Документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина РФ за пределами территории РФ;
- Документы об изменении фамилии, имени, отчества;
- Справка об установлении инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности[17].
Допускается возможность приема заявлений о назначении пенсий работающих граждан от представителя работодателя, у которого работает гражданин, если такой порядок установлен самим работодателем. Данное положение не закреплено в Правилах, однако на практике ответственные должностные лица крупных предприятий выполняют функции по подаче заявлений граждан о назначении пенсий в территориальный орган ПФ РФ. По существу это не противоречит российскому законодательству и вытекает из общих положений о представительстве, предусмотренных ГК РФ.
Можно сказать, что ранее действовавший институт представления к назначению пенсии трансформировался в новую процедуру обращения за пенсией – через «доверенное» лицо; в данном случае это ответственное лицо, наделенное специальными полномочиями работодателем и гражданином, обращающимся за пенсией. Известное многим «Представление» как форма документа в таких случаях не заполняется, поскольку не имеет юридического смысла.
Ответственное лицо со стороны работодателя заблаговременно может проверить состояние документов застрахованного лица, необходимых для установления ему пенсии. При этом проверяется наличие документов в соответствии с требованиями Перечня.
Со стороны кадровой службы особое внимание уделяется проверке сведений индивидуального (персонифицированного) учета (о страховом стаже, среднемесячном заработке, уплаченных страховых взносах и т. д.), представленных работодателем[18].
Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом ПФР заявления со всеми необходимыми документами.
При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Дата приема заявления регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа ПФР.
Факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В том случае, если заявление и необходимые документы поступили по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя в таком же порядке либо выдается ему на руки.
В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.
При приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган ПФР:
- проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам;
- сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения;
- регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления;
- истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии;
- оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления пенсии, является подача документов, оформленных с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2.2 Рассмотрение заявления о назначении пенсии
Заявление о назначении пенсии, заявление о переводе с одной пенсии на другую рассматривается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР (п. 12 Правил):
- дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;
- проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
- принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;
- принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов;
- приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом ПФР на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
Следует отметить, что отказ в назначении пенсии может быть обжалован в судебном порядке. Например, Гончаров Н.Н. обратился в суд с иском к Управлению ПФР в Динском районе Краснодарского края о признании незаконным в части решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование заявленных требований сослался на то, что согласно выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 29 ноября 2010 года N 94/2 ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, установленному подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Основанием для отказа в назначении указанной пенсии послужило недостаточность необходимого специального стажа работы, дающего право на данную пенсию, поскольку ответчиком были исключены периоды нахождения в отпуске без сохранения содержания. Гончаров Н.Н. также указывал на то, что ответчиком не рассмотрен вопрос о включении в специальный стаж периода службы в рядах Советской Армии с 4 декабря 1984 года по 26 января 1987 года, поскольку выводов, обосновывающих отказ во включении названного периода в специальный стаж, в выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 29 ноября 2010 г. N 94/2 не содержит.
Решением Динского районного суда Краснодарского края от 23 июня 2011 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 августа 2011 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Гончаров Н.Н. обратился в Верховный Суд РФ. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что судом первой и кассационной инстанций при рассмотрении настоящего дела было допущено существенное нарушение норм материального права.
Судом установлено, оспаривая указанное выше решение ответчика об отказе в назначении пенсии, Гончаров Н.Н. в исковом заявлении также указывал на то, что ответчиком незаконно не рассмотрен вопрос о включении в специальный стаж периода его службы в рядах Советской Армии с 4 декабря 1984 года по 26 января 1987 года, несмотря на то, что он представил документы, подтверждающие этот факт. Однако в выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Динском районе Краснодарского края от 29 ноября 2010 года N 94/2 не содержится выводов об отказе во включении названного периода в специальный стаж, в то же время фактически этот период не включен в специальный стаж для назначения пенсии.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что при обращении Гончарова Н.Н. с заявлением в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии он не просил включить указанный период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР в специальный трудовой стаж. Поскольку ответчик не принимал решения об отказе истцу во включении спорного периода в специальный стаж, то суд пришел к выводу об отсутствии спора о праве. При этом суд указал, что для реализации его права на досрочное назначение указанной пенсии ему следует обратиться с соответствующим заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Динском районе Краснодарского края, и только в случае отказа - за разрешением спора в суд.
Учитывая, что при обращении за назначением досрочной трудовой пенсии по старости Гончаровым Н.Н. наряду с другими документами был представлен и военный билет, подтверждающий период прохождения им службы в Вооруженных Силах СССР, то в силу вышеприведенных норм суду следовало сослаться на норму права, в соответствии с которой истец вновь должен был обратиться с заявлением к ответчику о включении спорного периода в специальный стаж. При этом суд также не учел, что ответчик фактически отказал истцу в установлении пенсии на основании совокупности всех представленных документов с учетом периода службы в Советской Армии, не включив его в специальный стаж.
При таких обстоятельствах вывод суда о необходимости повторного обращения истца к ответчику с заявлением о включении периода службы в Советской Армии в специальный стаж работы лишь по тому основанию, что в выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отсутствует суждение об отказе во включении указанного периода, нельзя признать законным, поскольку такой вывод основан на неправильном применении норм материального права и ограничивает реализацию права гражданина на пенсионное обеспечение[19].
Таким образом, дело о признании незаконным в части решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как вывод суда о необходимости повторного обращения истца к ответчику с заявлением о включении спорного периода в специальный стаж лишь по тому основанию, что в выписке из протокола заседания комиссии ПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отсутствует суждение об отказе во включении данного периода, не соответствует обстоятельствам дела.
2.3 Порядок назначения пенсии
По общему правилу пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Но имеются следующие исключения (ч. 4 ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ»):
1) трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;
2) трудовая пенсия по инвалидности – назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
В случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования необходимых для назначения пенсии сведений решение о назначении пенсии принимается по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.