Файл: Психология в управлении персоналом ( Управление разными типами сотрудников).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Управление разными типами сотрудников
1.1. Темпераменты сотрудников и их взаимосвязь с организацией и содержанием труда
1.3. Типы направленности личности в эффективности трудовой деятельности и эффективности сотрудников
1.4. Управление типами сотрудников в зависимости от из репрезентативной системы
ВВЕДЕНИЕ
1. Управление разными типами сотрудников
Каждый сотрудник организации является уникальным по своей природе, со своим набором психологических и социальных особенностей, поэтому при управлении персоналом важно учитывать такие особенности.
Знание индивидуально-личностных особенностей работников представляет особую ценность для всей организации в целом, потому что это позволяет организовать поведения сотрудников в процессе выполнения ими трудовых обязанностей.
Непохожести сотрудников и бесконечные многообразия индивидуальных особенностей вызывает появление определенных сложностей в процессе управления персоналом.
Индивидуальные свойства человека – это его отдельная особенность:
- время реагирования
- особенность восприятия
- особенности характера.
Целостное личностное образование – это интерес, способности к чему-либо.
Особенности каждого человека индивидуальны и способны быть устойчивыми и также могут изменяться под воздействием возрастных, сезонных изменений. Каждый человек формируется под воздействием воспитания, образования, семейных ценностей, тренировок.
В психологии и менеджменте происходит интенсивное исследование индивидуальных характеристик, которые позволяют составлять прогноз трудовых усилий, качество их выполнения, продуктивность и работоспособность сотрудников. Неповторимые разнообразия людей не исключают у них наличие типических черт, представляющие большой интерес для науки управления персоналом.
Выделяют несколько вариантов типологических схем и классификаций индивидуальных характеристик, которые являются полезными для обоснования и составления прогнозов поведения сотрудников в организациях.
1.1. Темпераменты сотрудников и их взаимосвязь с организацией и содержанием труда
Темпераменты обусловлены разными типами нервных систем и отражают врожденную характеристику поведения.
Темперамент выражает динамические стороны поведения людей, то есть особенность темпераментов проявляются в работоспособностях, адаптивности, стрессоустойчивости и иных показателях.
Каждый человек в процессе общения должен учитывать особенности темперамента других людей. Это позволит общение сделать более продуктивным и результативным[2].
Каждый отдельный темперамент не может быть хорошим или плохим, именно поэтому основные усилия должны быть направлены не на исправление темперамента другого человека, а на грамотное использование всех положительных особенностей темперамента и на нейтрализацию негативных черт.
Самую первую классификацию темпераментов изобрел Гиппократ. Он выделял 4 типа темпераментов: холерик, флегматик, меланхолик и сангвиник. Такая классификация основывается на преобладании определенных черт темперамента[3]. Необходимо учесть, что в чистом виде тот или иной темперамент не встречается. Всегда присутствует определенная смесь типов темперамента. С цель охарактеризовать поведения людей приведем классификацию чистых типов темперамента. Но для того, чтобы отнести сотрудника к определённому типу темперамента необходимо определить у него наличие следующих черт:
- проявление активности – это степень энергичности сотрудника, его стремление ко всему новому
- проявления эмоциональности – это чуткость к эмоциональным воздействиям
- особенность моторики – это быстрота, резкость, амплитуда и ряд других признаков движения мышц, часть из которых определяет и речевую моторику. Данная черта проще всего в наблюдении, ее легче определить и выявить[4].
Благодаря современным исследованиям было установлено, что врожденная, природно-обусловленная индивидуально-типическая особенность человека определенным образом определяет его профессиональный выбор и формирует индивидуальный стиль деятельности.
Было выявлено, что наиболее общепризнанными формальными признаками индивидуальных стилей являются:
- устойчивые системы приема и способа осуществления деятельности
- обусловленность данных систем личностными качествами
- данные системы являются средствами эффективных приспособлений к объективным требованиям.
Другими словами, индивидуальный стиль деятельности – это обусловленная типологической особенностью устойчивая система методов, которая складывается у людей, стремящихся к наилучшим методам осуществления деятельности.
Современная наука установила, что в основе каждого типа темперамента лежит особое сочетание свойств нервных систем. Так, например, Павлов И.П. открыл 3 процесса возбуждения и торможения, силы процессов, их уравновешенности и подвижности.
Определенной сочетание данных свойств дает конкретный тип нервных систем:
- сильные, уравновешенные, подвижные типы – темперамент сангвиника
- сильные, уравновешенные, инертные – темперамент флегматика
- сильные, неуравновешенные, с преобладанием возбуждения – темперамент холерика
- слабые тип нервной системы – темперамент меланхолика.
В таблице 1 приведены характеристики типов темперамента.
Таблица 1 - Характеристика различных типов темперамента
Холерик |
Сангвиник |
Флегматик |
Меланхолик |
1 |
2 |
3 |
4 |
Неуравновешенные поведения |
Хорошо уравновешенные поведения |
Отлично уравновешенные поведения |
Очень неуравновешенные поведения |
Сильное, кратковременное эмоциональное переживание |
Поверхностное, кратковременное эмоциональное переживание |
Слабое эмоциональное переживание |
Глубокое и длительное эмоциональное переживание |
Настроения неустойчивые с преобладаниями бодрости |
Настроения устойчивые, жизнерадостные |
Настроения устойчивые, без радости и печали |
Настроения неустойчивые, пессимизм |
Речь громкая, резкая неравномерная |
Речь громкая, живая, плавная |
Речь монотонная, медленная |
Речь тихая с задыханием |
Терпение слабое |
Терпение умеренное |
Терпение очень большое |
Терпение очень слабое |
Адаптация хорошая |
Адаптация отличная |
Адаптация медленная |
Адаптация трудная |
Общительность высокая |
Общительность равномерная |
Общительность невысокая |
Общительность низкая (замкнутость) |
Агрессивность в поведении |
Миролюбивое поведение |
Сдержанность в поведении |
Истеричность поведения (возмущение и уход от любых сложностей) |
Отношение к критике возбужденное |
Отношение к критике спокойное |
Отношение к критике безразличное |
Отношение к критике обидчивое |
Страстное, увлекающееся поведение и деятельность |
Энергичное (деловое) или болтливое поведение и деятельность |
Поведение неутомимого труженика |
Неравномерное, реактивное поведение (как ответ на активность других) |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
Отношение к новому положительное |
Отношение к новому безразличное |
Отношение к новому отрицательное |
Оптимистическое отношение сменяется пессимистическим в наоборот |
Отношение к опасности боевое, рискованное, без особого расчета |
Отношение к опасности расчетливое, без особого риска |
Отношение к опасности хладнокровное, невозмутимое |
Отношение к опасности тревожное, растерянное, подавленное |
Стремление к цели сильное, с полной отдачей |
Стремление быстрого достижения цели с избеганием препятствий |
Достижение цели медленное, упорное |
Стремление к цели то сильное, то слабое с избеганием препятствий |
Значительная переоценка своих способностей |
Некоторая переоценка своих способностей |
Более реальная оценке своих способностей |
Чаще недооценка своих способностей |
Умеренная внушаемость и мнительность |
Небольшая внушаемость и мнительность |
Слабая внушаемость, мнительность |
Большая внушаемость и мнительность |
Холерики отличаются сильной возбудимостью и прерывистыми действиями. Им свойственны резкие и стремительные движения, наличие силы и импульсивности, яркие выраженности эмоционального переживания. Из-за неуравновешенности и увлеченности делами, холерики склоны осуществлять свою деятельность при помощи всех сил и на грани истощения. В трудовой деятельности холерики предпочитают разные виды деятельности, особенно динамические, отлично реагируют на инновации, любят работать в коллективе[5].
Холерики осуществляют свою деятельность рывками, быстро теряют интерес, не внимательны к деталям. Сомнения в работе холерики воспринимают как оскорбления, из-за чего может возникнуть конфликт. При правильной мотивации холерики способны правильно организовать свою деятельность, преодолевать трудности и соответствующие нагрузки, смогут полностью отдаваться работе.
Флегматики проявляют низкую активность в поведении, новые задачи выполняются медленно, но в срок. Флегматики – это спокойные и медлительные люди, любят работать в одиночестве, ни от кого не завися. Флегматики постоянно сравнивают свои действия с перспективами. Очень сложно отказываются от определенной модели выполнения действий, что приводит к сложной адаптации нововведениям. Но при этом флегматики достигают больших успехов в работе, для которой характерно равномерное напряжение сил, терпения и устойчивое внимание.
Сангвиники быстро приспосабливаются к новым условиям, быстро находят общий с людьми, очень общительны. У них быстро сменяются чувства и эмоции. Эмоции не глубокие. Предпочитают работать в коллективе и любят разнообразную работу. Сангвиники предпочитают точность и практичность. Сангвиники склоны к проявлению инициативы, недооценивают время. Имеют способности к восприятиям, обработки и запоминании больших объемов информации. Имеют стремление к решению сложных задач[6].
Меланхолики слабо выражают свои чувства. Им сложно на чем-то долго сосредотачиваться. Сильные воздействия чего-либо вызывают у меланхоликов заторможенность в действиях. Им свойственны сдержанности и приглушенная речь, движений. Они застенчивы, робкие, нерешительные. В работе предпочитают производить мало усилий и не брать на себя ответственность.
Любой коллектив будет более эффективным, если в нем присутствуют все типы темперамента, потому что:
- меланхолик первым чувствует направление начала поиска
- холерик выполняет функции бесстрашного разведчика
- сангвиник – это источник положительной энергии и генератор идей
- флегматик занимается анализом поступающей информации и разрабатывает полностью продуманное решение.
Стоит отметить, что в чистом виде данные типы темперамента не встречаются, но для каждого человека характерно преобладание определенных черт темперамента.
1.2. Акцентуация характера
Характер представляет собой совокупности устойчивых черт личности, которые определяют отношения с другими людьми и с выполняемой трудовой деятельностью.
Характеры людей проявляются повсеместно в работе, в общении. Именно от характера зависит выбор того или иного направления поведения в определенной ситуации.
Характеры людей проявляются в особенности осуществления деятельности. Кто-то любит выполнять сложные задачи, преодолевать препятствия; кто-то любит наоборот простую работу, без особых препятствий. Для кого-то важно одобрение коллег по результатам работы, для кого0то это не является существенным[7].
Характеры людей могут по-разному проявляются в общении и действиях: кто-то проявляется тактичность в общении без особой напористости, для кого-то тактичность является проявлением слабого характера, и они предпочитают быть напористыми. Характеры в отличии от типов темперамента обусловлены не типами нервных систем, а во многом зависят от культуры, воспитания.