Файл: Психология в управлении персоналом ( Управление разными типами сотрудников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характеры людей – это то, что определяют их значимые поступки, а не случайную реакцию на тот или иной стимул или обстоятельство. Поступки людей с характером всегда сознательны и обдуманы, могут быть объяснены и оправданы.

Многие исследователи и авторы по-разному классифицирует людей по типам характера. Существует большое множество таких классификаций.

Акцентуация характера – это ярко выраженная совокупность определенных черт характера и их сочетание[8].

Все классификации типов людей в зависимости от характера построены на основе акцентуации характера, то есть классификация основывается на совокупности ярко выраженных черт характера.

Выделим самую общую классификацию типов людей в зависимости от характера:

1. Демонстративный

Демонстративные личности любят производит впечатление. Такая личность отлично приспосабливается к другим, и показывает себя в выигрышном свете. Такие люди быстро находят новые знакомства, устанавливают контакт. Они играют те роли, в которых их хотят видеть. Они общительны, очень приветливы, готовы всегда помочь. Они всегда хотят быть лидерами и быть признанными.

Демонстративный тип характера отлично подходит для представительских людей, для тех, кто может показать, как себя, так и работу, они отлично показываю презентации, демонстрируют продукт, могут убедить любого собеседника.

Но для таких личностей не характерна скрупулёзность, внимание к мелочам, они не могут работать усердно, долго концентрироваться на чем-либо.

Демонстративный тип людей часто меняет работу, при этом увольнение для них воспринимается с ярко выраженной демонстрацией переутомления и нервного срыва.

2. Педантичный

Для такого типа характера характерно внимание на мелочах, излишняя придирчивость как себе, так и к работе. Педантичные люди склонны к порядку, пунктуальности. Они ведут себя осторожно в работе. Отлично выполняют свои трудовые функции, и все доводят до логического конца. Они не поспешны в своих решениях, тщательно все анализируют, всегда сдерживают свои обещания.

Педантичный тип личности часто присущ для бухгалтеров, экономистов, финансистов. Они отлично подходят для работы, которая требует особой точности и внимательности. Не склонны к конфликтам и очень сложно воспринимают любую критику или поражение.

Педантичные люди очень требовательны и к окружающим людям, могут предъявлять слишком много требований к окружающим. Они обладают занудством и дотошностью.


Для такого типа характерна не решительность, чрезмерная осторожность. Они сложно принимают новые решения, тщательно все перепроверяют. Они боятся перемен и всего нового.

3. Гипертимический

Люди с таким типом личности постоянно находятся в отличном настроении. Они являются энергичными, бодрыми и жизнерадостными людьми. Они любят быть в центре внимания, большие компании, часто выступают в них в роли ведущих. Для такого типа личностей характерна высокая энергичность и активность.

Такие люди всегда проявляют инициативу, изобретают что-то новое. Они могут быть отличными лидерами и авторитетами.

Для такого типа личностей подходит деятельность, связанная с риском, решительностью, скоростью, но в тоже время нет необходимости разрешать проблемы, которые требуют осторожных и обдуманных подходов.

При всех положительных качествах у них есть также ряд и отрицательных черт:

- они не серьезны

- они не постоянны

- у них нет усердия

- отсутствует усидчивость.

Они мало что доводят до конца. Для них свойственная агрессивность и раздражительность. Они не любят одиночество, однообразную деятельность и обстановку, жесткую дисциплину, строгие правила.

4. Дистимический

Это полная противоположность предыдущему типу личности. Для людей с таким типом личности характерна концентрация на мрачных мыслях, склонность к печальной стороне жизни, пессимистические настроения. Они отличаются особой серьезностью, наличием высоких моральных ценностей. Они мало контактируют с людьми, не многословны в общении.

К своей работе они относятся добросовестно, с большой ответственностью. Люди с таким типом личности достигнут больших успехов в работе, которая не требует быстроту принятия решений, постоянного общения.

Представители такого типа личности являются угрюмыми, нелюдимыми, несговорчивыми людьми. Они обладают заниженной самооценкой, замедленным мышлением.

Но при всем при этом они легко приспосабливаются к руководству, вырабатывают социально желательные поведения.

5. Циклотимический

Для такого типа личности характерно сочетание гипертимического и дистимического состояние. В возбужденном состоянии для них свойственна гипертимия, в угнетенном состоянии-дистимия. Для них характерно непредсказуемость поведений, противоречивость. Часто приподнятые состояния резко сменяются агрессивными. Причем изменение состояний происходит без видимых на то причин.

Из-за частой смены настроения у такого типа людей наблюдается слабая работоспособность, поэтому им противопоказаны сильная перегруженность. В работе они быстро утомляются и снижают свою творческую активность.


Такой тип людей плохо работает в коллективе, для них подходит индивидуальный график работы, желательно гибкий с персональной ответственностью.

6. Экзальтированный

Для них характерны бурные экзальтированные реакции. Они моментально приходят в восторг и также быстро могут стать печальными. Но они не обладают склонностью к депрессии. В речи они используют яркие обороты. Это творческие люди, которые обладают хорошим вкусом.

Такие типы личности – это художники, дизайнеры, оформители. Они очень привязаны к близким людям, являются альтруистами, обладают состраданием, ярко и искренне проявляют свои чувства.

Люди с таким типом личности очень порывисты, у них резко сменяется настроение. При маленькой неудаче, могут глубоко разочароваться и прекратить свою деятельность.

7. Застревающий

Для такого типа личности характерно наличие стойких эмоциональных переживаний. Они часто возвращаются к стрессовым ситуациям, переживая при этом те же эмоции, которые испытывали в такой ситуации.

Для таких людей характерна способность к длительным волевым напряжениям.

Люди такого типа являются неутомимыми, целеустремленными тружениками, обладают высоким чувством долга, очень принципиальны и требовательны к себе и окружающим людям. Очень чувствительным к обидам, подозрительны и ревнивы. Они в меру общительны. Поэтому для них противопоказаны переговоры. Люди такого типа часто сами создают конфликты.

8. Возбудимый

Люди такого типа личности очень быстро возбуждаются и являются очень импульсивными. Для них самое главное – это концентрация на своем физическом здоровье, а не интеллектуальном развитии.

Люди такого типа личности очень упрямы и напористы, любят соперничать, склонны к накоплению отрицательных эмоций.

Из-за своей чрезмерной возбудимости они часто меняют работу, не находят общий язык с коллегами, часто являются инициаторами ссор и конфликтов. Часто провоцируют создание конфликтных ситуаций. Предпочитают работу, где они сами являются начальниками.

9. Тревожный

Для таких людей характерна излишняя тревожность, они остро реагируют на все изменения, боятся проявлять инициативу. Тщательно продумают свою тактику поведения. Обладают обостренным чувством долга, ответственно относятся к работе.

Люди такого типа дружелюбны, обладают самокритикой и высокой исполнительностью. Не принимают решения, пока все не обдумают.

Отлично выполняют свою работу, если нет стрессовых ситуаций.


Люди такого типа будут отличными аналитиками, консультантами или экспертами. Они робкие, стесняются выступать перед большой аудиторией. Не любят принимать участие в конфликтах и всячески стараются их избегать.

10. Эмотивный

Люди такого типа личности обладают высокой чувствительностью к происходящему вокруг. Они обладают мягкосердечием, высокой отзывчивостью, повышена слезливость. Они очень наивны и нежны, преданные и верные. Для характерно сострадание, добрые намерения.

Люди такого типа отлично выполняют обязанности, которые требуют понимание человеческих эмоций[9].

Таким образом было рассмотрено 10 акцентуаций характера. Данная классификация отражает не патологии, а крайние варианты норм.

При правильном учете всех акцентуаций характера можно развить творческие способности у сотрудников, повысить их работоспособность.

1.3. Типы направленности личности в эффективности трудовой деятельности и эффективности сотрудников

Под направленностью понимаются сложные личностные образования, которые определяют поведения людей.

Направленностями могут быть доминантные потребности, интерес, убеждение, идеал. Направленности характеризуются уровнями зрелости, широтой и направлениями интересов, устойчивостями.

Направленность включает в себя отношения личности к другим людям, отношения к труду и его результатам, отношения к себе.

Выделяют следующие типы направленности:

1. Направленности на себя

Такие направленности характеризуют людей, которые сосредоточены только на себе и на своих интересах. Их трудовая деятельность и окружающие люди являются средствами выражения и утверждения личностных «я».

Такие люди навязывают свое мнение другим, часто много говорят и не слушают других, сложно воспринимают критику, не идут на компромиссы, склонны к агрессивному поведению и раздражению. Не склоны к сотрудничеству, придерживаются строгой модели поведения. Любую деятельность такие люди выполняют с точки зрения того, что они с этого получат. Для таких сотрудников очень важно наличие социального пакета, круга обязанностей, планирование карьеры. Они постоянно ищут собственные выгоды, без этого они просто не осуществляют свою деятельность.


2. Направленности на общение и взаимодействие

Такие люди являются активными, имеют множество контактов, любят работать в команде. Умеют понимать и сопереживать людям. Такие сотрудники обращают сильное внимание на других.

Для таких людей важен прежде всего климат в коллективе. Основной девиз таких людей – это быть как все.

3. Направленности на конечный результат, на работу

Для таких людей работа является самым важным в их деятельности, которая является их источником вдохновения. Благодаря работе они чувствуют свою значимость. Люди такой направленности могут эффективно руководить другими людьми, брать на себя ответственность, они увлечены совей работой. Любят развиваться в карьере, все новое[10].

Но часто ради карьеры они пренебрегают моральными ценностями. Для главное – это интересы организации.

1.4. Управление типами сотрудников в зависимости от из репрезентативной системы

Каждый люди по-разному воспринимают окружающий мир. Есть 3 основных сенсорных канала:

- визуальный

- аудиальный

- кинестетический.

Репрезентативная система – это сенсорные каналы восприятия. Каждый человек обладает тремя сенсорными каналами, но преобладать может только один.

Визуальный канал: восприятие поступает через зрение.

Аудиальный канал: восприятие поступает через слух

Кинестетический канал: восприятие идет через ощущения.

Согласно сенсорным каналам различают следующие типы сотрудников:

- визуалы

- аудиалы

- кинестетики.

Необходимо учитывать, что восприятие может проходит не через один сенсорный канал, а сразу через несколько.

Изучим более подробно каждый из типа личностей:

1. Визуал обладает следующими особенностями:

- преимущественно прямая поза

- скованность жестов

- легкое дыхание

- высокий голос

- взгляд направляет выше уровня глаз

- может быть экстравагантным

- держит порядок на рабочем месте

- часто употребляет слова: увидеть, смотреть, иметь ввиду.

Визуал прежде всего замечает формы, цвета предметов, линий, гармонии. Придает особое внимание внешним проявлениям в одежде, имедже, мимике.

2. Аудиал обладает следующими особенностями: