Файл: Опека и попечительство над несовершеннолетними понятие, цели, значение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Порядок установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними




3.1 Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними



Различие между опекой и попечительством над несовершеннолетними проявляется в том, что опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Основанием для установления опеки и попечительства над несовершеннолетними является факт утраты ими попечения родителей (например, в результате смерти или утраты родительских прав). Возможны также случай, когда родители сами просят установить над детьми опеку или попечительство, в таком случае речь идет об установлении опеки или попечительства по заявлению родителей или единственного родителя. В любом случае назначение опекуна или попечителя производится органами опеки и попечительства в течение месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки или попечительства. Пока опека или попечительство над ребенком не установлена, обязанности опекуна и попечителя выполняются органами опеки и попечительства.

После получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, органы опеки и попечительства обязаны в течение трех дней провести первичное обследование. В ходе обследования органы опеки и попечительства должны проверить достоверность полученной информации, ознакомиться с условиями, в которых проживает ребенок, выявить родственников, которые смогут обеспечить временный уход за ребенком до решения вопроса о его устройстве. Если у ребенка нет родственников, он незамедлительно должен быть определен в воспитательное учреждение.

Граждане, желающие принять ребенка на воспитание в свою семью, обращаются к региональным или федеральным операторам, которые формируют банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (органы местного самоуправления, исполнительные органы субъектов РФ, Министерство образования РФ).

При этом должны быть представлены следующие документы:

1. заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить его с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям;


2. анкета гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью;

3. заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

В целях получения наиболее полных сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе потребовать от гражданина, подавшего заявление, предоставления сведений о себе, а так же запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных учреждениях.

Оператор в 10-дневный срок со дня получения документов рассматривает их по существу и предоставляет гражданину для ознакомления анкеты ребенка и фотографии детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующих его пожеланиям. Затем в соответствии с пожеланием гражданина оператор выдает ему направление на посещение ребенка. Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, на посещение которого выдано направление одному гражданину, не могут быть одновременно сообщены другому гражданину. Гражданин обязан в установленный для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этого ребенка и принятом им решении.

При отказе гражданина от приема на воспитание в свою семью предложенного ему ребенка он получает направление на посещение другого выбранного им ребенка.

Гражданин обязан письменно проинформировать соответствующего оператора о:

1. подаче им заявления в суд об установлении усыновлении (удочерения) ребенка или заявления в орган опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) или создании приемной семьи;

2. вынесении решения о передаче ребенка на воспитание семью (решение суда об установлении усыновления (удочерения), или принятии решения органом местного самоуправления об установлении опеки (попечительства), или заключении договора о создании приемной семьи);

3. принятии им решения об отказе от поиска ребенка и прекращении учета сведений о нем в государственном банке данных.

3.2 Прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними



Опека или попечительство прекращается:



1. в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;

2. по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;

3. при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;

4. по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

5. попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Стечением времени внутренне желание опекуна или попечителя продолжать свою опекунскую или попечительскую деятельность может измениться, и то обстоятельство, что в п. ст39 ГК РФ в качестве отказа от продолжения опеки и попечительства указывалось наличие уважительных причин, означало, что законодатель ждал от опекуна и попечителя добросовестного исполнения его обязанностей даже помимо, вернее вопреки его воле. Тем самым нарушались права не только опекуна и попечителя, но (косвенным образом) подопечного, так как трудно рассчитывать, что опекун и попечитель в такой ситуации будут прилагать к исполнению своих обязанностей необходимые для того усилия.

Законодатель внес в рассматриваемую норму изменение, в соответствии с которым опекун и попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе, не сопровождавшейся как ранее ссылкой на уважительные причины. Таким образом, было устранено явное противоречие не только принципам гражданского права (диспозитивности и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела), но и общепринятым представлениям о разумности и справедливости.

Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:

1. ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;


2. нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;

3. выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

Лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.

В связи с прекращением опеки или попечительства договор об осуществлении опеки или попечительства прекращается.

Заключение


В итоге проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Опека и попечительство - это способ защиты личных и имущественных прав, свобод и интересов несовершеннолетних, а также помощь в их воспитании и образовании.

Согласно статье 38 Конституции РФ материнство, семья, детство человека находится под защитой государства. Именно поэтому защита несовершеннолетних детей, отстаивание их прав и свобод, а также поддержание их интересов считаются задачей федерального значения. Необходимость опеки над несовершеннолетними объективно обоснована, так как в настоящее время число детей, которые потеряли своих родителей, постоянно увеличивается. Эти дети нуждаются в опеке и поддержке. Значит, регулирование тех отношений, которые связаны с опекой и попечительством, в наше время имеет особое значение. Абсолютно все новшества и поправки, которые связаны с опекой лиц, потерявших свои семьи и родителей, должны быть проанализированы с научной точки зрения, ибо необходимо расширить правовые предпосылки, связанные с опекой и попечительством над детьми. К тому же, нужно устранить необоснованные препятствия, которые могут помешать установить опеку над ребенком. Таким образом, можно будет обеспечить интересы детей-сирот.


Когда устанавливается опека, обязательно учитывается возраст ребенка. Согласно п.1. статьи 33 Гражданского кодекса РФ опека устанавливается над теми детьми, которым еще нет 18 лет. В российском законодательстве опека над несовершеннолетними имеет давнюю историю и является одним из самых привычных, стабильных и чаще используемых методов размещения детей-сирот в семьи, в которых опекуны защищают их права и свободы. Опека и попечительство являются важной правовой конструкцией, как в гражданском, так и в семейном праве. Гражданско-правовое значение опеки и попечительства заключается в том, что дети приобретают дееспособность, образование, благодаря своим опекунам. А семейно-правовой аспект заключается в выполнении функции воспитания, ограничивая область применения опеки и попечительства исключительно в отношении несовершеннолетних лиц. Если говорить о сути опеки и попечительства, то стоит отметить, что они тесно взаимосвязаны между собой. Их взаимосвязь можно объяснить тем, что, как опека, так и попечительство создают условия для воспитания ребенка в полноценной семье. К тому же, они направлены на сохранение прав ребенка, которого взяли под опеку, так как опекуны всегда заботятся о своих подопечных, помогают им, содержат их, защищают и учат всему тому, что пригодится им в дальнейшей жизни.

Список использованных источников


Нормативные правовые акты

  1. Конституция (1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, изменения одобренными всенародным голосованием 1 июля 2020г.). Конституция Российской Федерации: офиц. текст

  2. Конвенция о правах ребенка принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.; ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-1 // Ведомости СНД СССР и ВС СССР.7 ноября 1990 г. N 45. Ст.955.

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 N 352-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - 05 декабря; Российская газета. - 2009. - 29 декабря.

  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (в ред. от 17.07.2009 N 145-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - 31 января; Российская газета. - 2009. - 20 июля.

  5. . Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (в ред. от 30.06.2008 N 106-ФЗ) // Российская газета. - 1996. - 27 января; Российская газета. - 2008. - 03 июля.

  6. . Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (в ред. от 17.12.2009 N 316-ФЗ) // Российская газета. - 2005. - 12 января; Российская газета. - 2009. - 22 декабря.

  7. . Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 21.12.2009) // Российская газета. - 2001. - 31 декабря; Российская газета. - 2010. - 04 мая.

  8. . Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (в ред. от 18.07.2009 N 178-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - 28 апреля; Российская газета. - 2009. - 22 июля.

  9. . Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 17.12.2009 N 315-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - 23 декабря; Собрание законодательства РФ. - 2009. - 21 декабря.

  10. . Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 30.12.2008 N 313-ФЗ) // Российская газета. - 2001. - 20 апреля; Российская газета. - 2008. - 31 декабря.

  11. . Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в ред. от 13.10.2009 N 233-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - 28 июня; Российская газета. - 2009. - 16 октября.

  12. . Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 05.04.2010 N 40-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - . 2003. - 06 октября; Российская газета. - 2010. - 07 апреля.

  13. . Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (в ред. от 27.12.2009 N 365-ФЗ), // Российская газета. - 2006. - 31 декабря; Российская газета. - 2009. - 28 декабря.

  14. . Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в ред. от 28.06.2009 N 127-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - 03 июня; Российская газета. - 2009. - 01 июля.

  15. . Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. "О Федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы" (в ред. от 29.12.2009 N 1109) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - 02 апреля; Собрание законодательства РФ. - 2010. - 18 января.

  16. . Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (в ред. от 18.05.2009) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - 25 мая.