Файл: Курсовая работа Название дисциплины Право социального обеспечения Тема.doc
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные данные о работе
Версия шаблона | 3.1 |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Право социального обеспечения |
Тема | Правовое регулирование социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий |
Фамилия студента | Фомин |
Имя студента | Виктор |
Отчество студента | Алексеевич |
№ контракта | 031540020120090010 |
Содержание
Основные данные о работе...........................................................................…….1
Содержание.............................................................................................................2
Введение..................................................................................................................3
Основная часть........................................................................................................5
1. Правовое регулирование мер государственной социальной поддержки 5
2. Категории граждан, которым положена социальная поддержка 8
3. Меры государственной социальной поддержки 10
Заключение……………………………………………………….….……………15
Глоссарий………………………………………………………………………....18
Список используемых источников…………………………………………..….22
Список сокращений….……………………………………………………….….24
Приложение………………………………………………………………………25
Введение
В настоящее время меры государственной социальной поддержки жертвам политических репрессий является актуальной темой для исследования. Так как люди пожилого возраста, ветераны войны и труда, самая уязвимая социальная группа населения страны. Отдав свою молодость служению обществу, они вправе рассчитывать на то, что общество вернет им долги, обеспечив достойную старость. Однако именно ветеранов внесших неоценимый вклад в создание экономического и оборонного могущества Родины, отстоявших в годы ВОВ ее свободу и независимость, более всего затронули процессы перехода к рынку, заставив на старости лет испытывать неуверенность в завтрашнем дне. Эти категории граждан заслуживают социальную поддержку от государства. В связи с этим в системе социального обслуживания обострились противоречия:
-между необходимостью предоставления мер государственной социальной поддержки категориям граждан и невозможностью достичь этого в силу отмены некоторых льгот;
-между потребностью категорий граждан в мерах государственной социальной поддержки и отсутствием средств, для реализации этих мер.
Проведенный анализ нормативно - правовых актов и научной литературы показал, что меры государственной социальной поддержки в отношении жертв политических репрессий рассмотрены достаточно широко, затронуты вопросы финансирования этих мер, но вопрос по социальному обеспечению этих граждан остается пока недостаточно разработанной проблемой.
Цель исследования: изучить и охарактеризовать меры государственной социальной поддержки жертв политических репрессий.
Объект исследования: общественные отношения связанные с организацией реализации мер государственной социальной поддержки
Предмет исследования: меры государственной социальной поддержки жертвам политических репрессий.
Задачи:
1. Изучить правовое регулирование мер государственной социальной поддержки.
2. Выявить круг лиц имеющих право на меры государственной социальной поддержки.
3. Охарактеризовать меры государственной социальной поддержки жертв политических репрессий.
Основная часть
Правовое регулирование мер государственной социальной поддержки
Нормативно-правовые акты предусматривают определенные правовые льготы отдельным категориям граждан, основное назначение которых – обеспечение социальной справедливости в общественной жизни.
Льготы – преимущества, устанавливаемые законом в виде дополнительных прав по сравнению с другими гражданами или освобождения от определенных обязанностей. В настоящее время правовые льготы называют мерами государственной социальной поддержки– это система мер, обеспечивающая государственные социальные гарантии установленные законами и иными нормативно-правовыми актами. Использование гражданами своих прав является мощным стимулятором трудовой и общественно-политической активности, показателем гражданской зрелости личности и условием стабильности общественного развития. Укрепление гарантий прав и свобод граждан во многом обусловлено четкостью функционирования социальных служб, вкладом каждого социального работника в выполнение своего гражданского и профессионального долга. С расширением в обществе масштабов предоставления мер государственной социальной поддержки, развивается и законодательная база. Сфера применения мер настолько обширна, что ее нормативно-правовая база может быть отождествлена с общим социальным правом. В этом случае необходимо говорить о нормативно-правовой базе, существующей во всех отраслях социальной сферы, охватывающей жизненное пространство человека.
Какие предусмотрены льготы: Официальное признание правоохранителей (иных уполномоченных органов) факта неправомерно примененных властных полномочий переводит жертву в разряд реабилитированных. Это означает, что человек имеет право претендовать на льготы и преференции, установленные действующим законодательством. Реабилитированные получают довольно широкие права. В первую очередь они могут затребовать морального удовлетворения. А именно:
- восстановления отобранных званий;
- возвращения отнятых наград;
-публичного опровержения информации об их антинародной (антигосударственной) деятельности.
Материальные выплаты.
Реабилитированные получают право претендовать на материальную компенсацию понесенных потерь:
- предоставление за государственный счет жилого помещения, если доказана потеря такового по вине прежних властей.
Получение денежной компенсации:
- в случае ограничения свободы передвижения (нахождения в тюрьме или в психиатрической лечебнице), но не более 10 000 рублей;
- за потерянное недвижимое имущество, если вернуть его не представляется возможным (в том же размере);
- ряд льгот социального характера.
Факт понесенной потери материального свойства необходимо доказать документально. Автоматически выплаты из бюджета по таковому поводу не производятся.
Социальные льготы реабилитированным.
Пострадавшие граждане обеспечиваются федеральными и региональными преференциями. В большей части субъектов федерации они получают такие льготы:
- 50% скидку (в рамках норм потребления) по оплате:
1. водоснабжения (горячего и холодного);
2. водоотведения;
3. природного газа;
4. отопления;
5. на приобретение сжиженного газа и твердого топлива;
6. бесплатный проездной на все виды городского общественного транспорта (либо проезд без приобретения билета по удостоверению);
7. предоставление путевок в лечебно-оздоровительные учреждения в первоочередном порядке;
8. устройство в дома для престарелых;
9. скидку на приобретение лекарственных средств по рецепту врача (в каждом регионе своя).
Для сведения: указанные виды преференций финансируются за счет бюджета того уровня, который принял соответствующий закон:
- общероссийские — из федерального;
- субъект федерации оплачивает свою социальную программу.
Перечень видов помощи от государства.
Репрессированные и реабилитированные граждане, признанные жертвами политических репрессий, имеют право на:
- полное восстановление своих званий, государственных наград и российского гражданства;
- предоставление жилья, приобретенного государством, если репрессия привела к лишению собственного;
- компенсационные выплаты, максимальный размер которых составляет 10 тыс. руб., если гражданин находился в тюрьме или психоневрологическом диспансере;
- в отношении движимого и недвижимого имущества, утраченного ввиду незаконных действий государства, предусмотрена компенсация до 10000 рублей или возврат имущества, если оно сохранило пригодное для дальнейшего пользования состояние.
Для реабилитированных жертв также предусмотрен ряд социальных льгот, но только по решению регионального органа власти и в рамках соответствующего бюджета. Например, в зависимости от места проживания, репрессированным положены следующие преимущества:
- 50% на коммунальные услуги (горячая и холодная вода, отопление, канализация, газ и электроэнергия), вывоз мусора, использование жилья в соответствии с договором социального найма, топливо и его доставку (если реабилитированный проживает в доме, не подключенном к централизованной системе);
- бесплатный проезд в общественном транспорте;
- освобождение от уплаты налога на землю.
Время необоснованных репрессий давно прошло, а пострадавшие граждане уже достигли пенсионных лет, ввиду чего им положены льготы и привилегии, предусмотренные для российских пенсионеров.
Назовем некоторые основные нормативно-правовые акты, регулирующие меры государственной поддержки:
- Федеральный Закон «О ветеранах» №5-ФЗ от 12 января 1995 г.
- Федеральный закон «О реабилитации жертв политических репрессий» № 1761-1 от 18 октября 1991 г.
- Закон Сахалинской области № 127 - ЗО от 23.12.2010 года “О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Сахалинской области”;
- Закон Сахалинской области № 101 - ЗО от 21.12.2005 года “О мерах социальной поддержки на территории Сахалинской области реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, участников трудового фронта, ветеранов труда, проживающих в Сахалинской области”.
Категории граждан, которым предоставляются меры государственной социальной поддержки:
Государственная социальная помощь оказывается в целях:
поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
адресного использования бюджетных средств;
усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
снижения уровня социального неравенства;
повышения доходов населения.
Труженики тыла (приравненные к ветеранам Великой Отечественной войны) проработавшие в тылу с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев (исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР), а также лица, награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Ветераны труда и приравненные к ним лица:
- лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
- лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;
- ветераны военной службы;
- лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда".
Реабилитированные лица:
- лица, подвергшиеся репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшиеся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные;
- дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении либо оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, и впоследствии реабилитированные;