Файл: Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки в процессе вокальнохоровой работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство просвещения Российской Федерации

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1. Сущность и содержание понятий «эмоции» и «эмоциональная отзывчивость» в психологии

1.2. Проблема развития эмоциональной отзывчивости обучающихся в педагогике искусства

1.3. Педагогический потенциал вокально-хоровой деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости у младших школьников

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ

2.1. Диагностика развития эмоциональной отзывчивости младших школьников

2.2. Методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки в процессе вокально-хоровой работы

Вывод к главе II

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Консультация специалиста в области психического здоровья: Исследование, проведенное Саллумом и др. (2015), показало, что вовлечение специалистов в области психического здоровья в процесс диагностики повысило точность до 90%. Этот вывод подчеркивает важность специализированной поддержки, когда это необходимо.

Развитие эмоциональной отзывчивости является важнейшим аспектом общего благополучия ребенка и его успехов в школе. Признавая важность диагностики этого навыка у младших школьников, педагоги и родители могут работать сообща, чтобы решать любые проблемы и поддерживать детей в развитии эмпатии, социальных навыков и эмоционального интеллекта. Благодаря наблюдению, сотрудничеству, использованию стандартизированных инструментов оценки и реализации целенаправленных стратегий можно эффективно развивать эмоциональную отзывчивость младших школьников, что приведет к появлению более счастливых, успешных личностей и более сострадательного общества.

2.2. Методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки в процессе вокально-хоровой работы


Эмоциональная отзывчивость играет решающую роль в когнитивном и социальном развитии младших школьников. Изучение музыки, особенно с помощью вокального и хорового творчества, предоставляет уникальную возможность развить этот навык. В данном параграфе мы рассмотрим различные методы и приемы, которые могут быть использованы на уроке музыки для повышения эмоциональной отзывчивости младших школьников во время вокальных и хоровых занятий.

  1. Создание эмоционально благоприятной среды

Одним из наиболее важных аспектов развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников является создание безопасной и благоприятной среды, способствующей самовыражению и исследованию20. Учителя должны стремиться создать атмосферу доверия, уважения и открытости, поощряя учащихся делиться своими чувствами, мыслями и идеями. Этого можно достичь с помощью:

  • Установление взаимопонимания и укрепление связей со студентами

  • Поощрение сопереживания, понимания и активного слушания среди сверстников

  • Установление четких ожиданий и руководящих принципов поведения

  • Обеспечение положительного подкрепления для эмоционального самовыражения и вовлеченности



  1. Эмоциональное воспитание с помощью музыкального репертуара

Выбор подходящего музыкального репертуара является важным инструментом для развития эмоциональной отзывчивости. Учителям следует выбирать песни, отражающие широкий спектр эмоций, настроений и тем, а также произведения, соответствующие возрасту и доступные. Это позволит учащимся установить связь с музыкой на более глубоком уровне и развить лучшее понимание различных эмоциональных состояний. Стратегии включения эмоционального воспитания в музыкальный репертуар включают21:

  • Выбор песен, вызывающих определенные эмоции (например, радость, печаль, волнение)

  • Поощряя студентов делиться своими эмоциональными реакциями на различные произведения

  • Обсуждение эмоционального содержания и контекста текста, мелодии и гармонии

  • Анализ и сравнение эмоционального воздействия различных музыкальных элементов (например, темпа, динамики, артикуляции)


  1. Моделирование эмоционального выражения в спектакле

Учителя играют жизненно важную роль в моделировании эмоционального самовыражения во время вокальной и хоровой работы. Демонстрируя связь между музыкой и их эмоциями, преподаватели могут вдохновить студентов делать то же самое. Эффективные стратегии моделирования эмоционального самовыражения включают22:

  • Воплощение эмоций песни с помощью мимики, языка тела и тембра голоса

  • Делюсь личными историями и опытом, связанными с изучаемой музыкой

  • Побуждение студентов наблюдать за профессиональными выступлениями и обсуждать эмоциональные аспекты выступления

  • Предоставление обратной связи по эмоциональному самовыражению студентов во время репетиций и выступлений

  1. Участие в вокальной и хоровой импровизации

Импровизация предоставляет школьникам уникальную возможность исследовать свои эмоции с помощью музыки. Выполняя упражнения по вокальной и хоровой импровизации, учащиеся могут развить свою эмоциональную отзывчивость и творческое самовыражение. Некоторые методы импровизации, которые следует рассмотреть, включают23:

  • Задания по вызову и ответу, в которых учащиеся повторяют вокальную линию учителя своей эмоциональной интерпретацией

  • Групповая импровизация, когда каждый студент вносит свой вклад в вокальную партию, выражающую определенную эмоцию

  • Ролевые упражнения, в которых учащиеся импровизируют сцену или разговор, используя только вокальные звуки и выражения

  • Создание "эмоционального звукового ландшафта", где учащиеся накладывают вокализации друг на друга, чтобы представить различные эмоции или настроения

  1. Использование драматизма и движения в хоровом творчестве

Включение элементов драмы и движения в вокальную и хоровую работу может повысить эмоциональную отзывчивость, обеспечивая более целостный подход к музыкальному образованию. Задействуя как тело, так и голос, учащиеся могут исследовать связи между музыкой, эмоциями и физическим самовыражением. Методы интеграции драмы и движения включают:


  • Включение жестов, мимики и языка тела в выступления

  • Участие в разогревающих упражнениях, основанных на драматургии, таких как ролевые игры, рассказывание историй и пантомима

  • Использование движения и танца для исследования эмоционального содержания музыки

  • Поощрение студентов к созданию собственной хореографии или сценической постановки, чтобы передать эмоции песни

  1. Рефлексивные практики и эмоциональное осознание

Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников также требует сосредоточения внимания на самосознании и рефлексии. Поощрение школьников к распознаванию и пониманию своих собственных эмоций может помочь им стать более восприимчивыми к эмоциям других людей и эмоциональному содержанию музыки. Вот некоторые рефлексивные практики, которые следует рассмотреть24:

  • Предоставление учащимся возможности записывать или обсуждать свои эмоциональные переживания во время уроков музыки

  • Руководство учащимися в создании визуальных представлений их эмоций, таких как рисунки или коллажи, связанные с музыкой, которую они изучают

  • Поощрение учащихся к распознаванию закономерностей в их эмоциональных реакциях на различные музыкальные элементы и стили

  • Содействие групповым дискуссиям об эмоциях, которые учащиеся испытывают во время выступлений, репетиций или прослушивания

  1. Совместное создание музыки и поддержка сверстников

Процесс совместного создания музыки может способствовать развитию чувства общности и эмоциональной поддержки у студентов. Участвуя в совместном создании музыки, учащиеся могут развить свою эмоциональную отзывчивость посредством обмена опытом и культивирования эмпатии. Стратегии содействия сотрудничеству и поддержке со стороны коллег включают:

  • Поощрение групповой работы, такой как небольшие ансамбли или партнерские мероприятия

  • Содействие обратной связи со сверстниками и размышлениям во время репетиций и выступлений

  • Создание возможностей для студентов наставлять и поддерживать друг друга в их музыкальном росте

  • Организация общественных выступлений или совместных сессий, посвященных достижениям студентов и эмоциональным путешествиям


В представленной таблице представлены пять основных методов и приемов развития школьников, а также связанные с ними практики, цели и области применения в образовании. Этот всеобъемлющий обзор помогает преподавателям лучше понять разнообразные стратегии, доступные для стимулирования роста и обучения учащихся. Таблица состоит из пяти столбцов, в которых подробно описываются метод, техника выполнения, цель и внедрение в преподавание.

Таблица 1. «Подходы и приемы развития школьников»



Методы

Приемы

Цель

Применение в обучении

1

Объяснительный

Лекция

Передача информации

Теоретические занятия

2

Демонстративный

Показ опыта

Наглядное обучение

Практические занятия

3

Практический

Упражнение, задача

Развитие навыков

Решение задач, тренировка

4

Исследовательский

Эксперимент

Развитие мышления

Лабораторные работы

5

Игровой

Ролевая игра, ситуация

Развитие коммуникации

Групповые занятия

Увлекательные способы, с помощью которых различные методы и приемы могут быть использованы для содействия развитию школьников. В таблице представлен всеобъемлющий обзор различных подходов, каждый из которых имеет уникальный набор целей и областей применения. Изучая таблицу, вы можете обнаружить, что размышляете о бесконечных возможностях, которые предлагают эти методы для создания динамичной и увлекательной учебной среды