Файл: Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки в процессе вокальнохоровой работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство просвещения Российской Федерации
1.1. Сущность и содержание понятий «эмоции» и «эмоциональная отзывчивость» в психологии
1.2. Проблема развития эмоциональной отзывчивости обучающихся в педагогике искусства
2.1. Диагностика развития эмоциональной отзывчивости младших школьников
Министерство просвещения Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт искусств
Кафедра музыкального образования
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ
ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ
Выпускная квалификационная работа
Квалификационная работа
Допущена к защите
Зав. Кафедрой
Н.Г. Тагильцева
______ ___________
дата подпись
Исполнитель:
Ху Юймин
Обучающийся
МУЗиДОП-1801
Научный руководитель:
Кашина Наталья Ивановна,
доктор педагогических наук,
профессор кафедры
музыкального образования
___________________
подпись
Екатеринбург, 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Министерство просвещения Российской Федерации 1
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 8
1.1. Сущность и содержание понятий «эмоции» и «эмоциональная отзывчивость» в психологии 8
1.2. Проблема развития эмоциональной отзывчивости обучающихся в педагогике искусства 17
1.3. Педагогический потенциал вокально-хоровой деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости у младших школьников 27
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ 38
2.1. Диагностика развития эмоциональной отзывчивости младших школьников 38
2.2. Методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки в процессе вокально-хоровой работы 44
Вывод к главе II 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ВВЕДЕНИЕ
Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроке музыки является важной задачей, которая помогает развивать личностные качества учащихся и повышать качество обучения. В процессе вокально-хоровой работы у детей развиваются такие навыки, как слушание, внимание, концентрация, координация движений и т.д. Кроме того, вокально-хоровая работа помогает детям воспринимать музыку и слова песен, развивает их музыкальное вкусоприятие и чувство ритма. Однако, без эмоциональной отзывчивости все эти навыки могут быть недостаточно эффективными.
Целью данной работы является изучение влияния вокально-хоровой работы на развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки. Будут рассмотрены определенные методики вокально-хоровой работы, которые помогают развивать эмоциональную отзывчивость у детей. Результаты исследования могут быть полезны для учителей музыки и родителей, которые заботятся о развитии своих детей.
Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроке музыки является важной задачей в образовательном процессе. Для достижения этой цели необходимо опираться на официальные документы, регулирующие область музыкального образования.
Например, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает, что в процессе обучения ученики должны развивать музыкальную эмоциональность, восприятие и понимание художественных образов музыки.
Для реализации этой задачи на уроке музыки важно использовать разнообразные методы и приемы вокально-хоровой работы, которые позволят ученикам переживать эмоционально-выразительные возможности музыкальных произведений.
Важно также учитывать возрастные особенности учеников и их психологические особенности, создавать благоприятную атмосферу на уроке, которая способствует развитию эмоциональной отзывчивости.
Таким образом, опора на официальные документы в области музыкального образования является важным фактором для достижения цели развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки в процессе вокально-хоровой работы.
Противоречие
Если рассматривать тему более внимательно
, можно заметить два понятия, которые на первый взгляд не совсем совместимы: "эмоциональная отзывчивость" и "вокально-хоровая работа". Вокально-хоровая работа направлена на формирование и развитие музыкальных навыков у детей, тогда как эмоциональная отзывчивость предполагает наличие эмоциональной реакции на уроке. Однако, их сочетание может быть абсолютно естественным, так как эмоциональная отзывчивость может стимулировать мотивацию ребенка и вовлекать его в вокально-хоровую работу.
Проблема нашего исследования – заключается в том, что многие младшие школьники испытывают трудности с эмоциональной отзывчивостью на уроках музыки, особенно во время вокально-хоровой работы. Это может приводить к тому, что ученики не могут полностью проникнуться музыкальным произведением и не могут передать его эмоциональную составляющую через свой голос.
Наша цель – исследовать, как можно развивать эмоциональную отзывчивость учеников на уроке музыки в процессе вокально-хоровой работы, чтобы они могли лучше понимать и передавать эмоциональную составляющую музыкального произведения. Мы хотим выявить такие методы и техники, которые бы помогли детям развить необходимые навыки и умения в этой области.
Объектом данного исследования является развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках музыки в процессе вокально-хоровой работы.
Предмет исследования – эмоциональная отзывчивость младших школьников в процессе вокально-хоровой работы.
Гипотеза данного исследования может звучать так: активное вовлечение младших школьников в процесс вокально-хоровой работы на уроке музыки с учетом их эмоциональных потребностей способствует развитию их эмоциональной отзывчивости.
Задачи исследования:
-
изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования; -
изучить сущность и содержание понятий «эмоции» и «эмоциональная отзывчивость» в психологии; -
рассмотреть проблему развития эмоциональной отзывчивости обучающихся в педагогике искусства;
-
изучить педагогический потенциал вокально-хоровой деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости у младших школьников; -
провести диагностику развития эмоциональной отзывчивости младших школьников; -
изучить методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки в процессе вокально-хоровой работы.
Среди современных исследователей, рассматривающих вопросы близкие к нашей теме, можно назвать Пилипенко Л.Л. и других.
Методы исследования: для исследования развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки в процессе вокально-хоровой работы можно использовать различные методы.
Одним из наиболее популярных методов является метод наблюдения. В рамках данного метода исследователь может наблюдать, как дети реагируют на различные музыкальные композиции, какие эмоции вызывает у них вокально-хоровая работа, а также какие действия и реакции педагог вызывает у детей в процессе проведения урока.
Другим методом исследования может служить метод анкетирования. С помощью анкет в рамках исследования можно выяснить, какие эмоции младшие школьники испытывают, когда они поют или слушают музыку на уроке музыки, а также их мнение о том, как вокально-хоровая работа способствует развитию их эмоциональной отзывчивости.
Также для исследования эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки можно использовать метод беседы. В рамках беседы педагог может установить более доверительные отношения со своими учениками и выяснить их мнение о вокально-хоровой работе, а также узнать, как музыка влияет на их эмоциональное состояние и поведение.
Также можно провести диагностические задания, которые позволят определить уровень развития эмоциональной отзывчивости детей на уроке музыки. Например, задания на распознавание музыкальных композиций, в которых необходимо выразить соответствующие эмоции, или задания на выражение собственных эмоций через музыку и пение.
В целом, для определения развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки в процессе вокально-хоровой работы можно использовать различные методы исследования, каждый из которых позволяет получить определенную информацию.
Решению поставленных задач посвящена наша работа, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Сущность и содержание понятий «эмоции» и «эмоциональная отзывчивость» в психологии
Эмоции и эмоциональная отзывчивость – это фундаментальные аспекты человеческой природы, которые веками привлекали интерес психологов. Проникновение в суть этих концепций имеет решающее значение для понимания тонкостей человеческого поведения и укрепления благополучия отдельных людей и сообществ. В данном разделе будут рассмотрены природа, компоненты и функции эмоций, а также концепция эмоциональной отзывчивости и ее значение в психологии.
Эмоции можно определить как сложные психологические состояния, которые охватывают субъективные переживания, физиологические реакции и экспрессивное поведение. Они возникают в результате оценки индивидом ситуации или события и служат важнейшей адаптивной функцией для руководства реакциями и принятия решений.
Есть три основных компонента эмоций1:
-
Субъективный опыт: личное и уникальное чувство, связанное с эмоцией, которая может варьироваться от счастья до печали, от гнева до любви и так далее. На субъективные переживания влияют когнитивная оценка индивидом ситуации, личная история и культурное происхождение. -
Физиологические реакции: Изменения в организме, которые происходят в сочетании с эмоциональным состоянием, такие как учащенное сердцебиение, изменения уровня гормонов и мышечное напряжение. Эти физиологические реакции регулируются вегетативной нервной системой и могут влиять на уровень энергии человека, готовность к действию и общее состояние здоровья. -
Экспрессивное поведение: внешние проявления эмоций, включая мимику, голосовые интонации, позу тела и жесты. Такое поведение служит важными социальными сигналами, позволяющими людям эффективно сообщать другим о своих эмоциональных состояниях и намерениях.
Эмоции выполняют несколько важных функций, которые способствуют адаптации и выживанию человека. Некоторые из этих функций включают:
-
Мотивация: Эмоции могут выступать в качестве мощных мотиваторов, побуждая людей к поведению, полезному для их выживания, такому как поиск пищи, когда они голодны, формирование социальных связей или избегание опасных ситуаций. -
Социальная коммуникация: Выражение эмоций позволяет людям передавать свои внутренние состояния другим, облегчая социальные взаимодействия и сотрудничество. Например, улыбка может сигнализировать о дружелюбии, в то время как нахмуренный взгляд может указывать на неодобрение или недовольство. -
Принятие решений: Эмоциональные реакции могут помочь людям принимать быстрые и эффективные решения в сложных и неопределенных ситуациях. Например, эмоция страха может побудить человека избегать потенциально опасной ситуации, в то время как эмоция гнева может привести к решительным действиям в ответ на предполагаемую угрозу. -
Эмоциональная регуляция: Эмоции можно модулировать и регулировать с помощью различных стратегий, таких как когнитивная переоценка, отвлечение внимания или социальная поддержка. Эта способность управлять своим эмоциональным состоянием необходима для поддержания психологического благополучия и выработки адаптивных стратегий совладания.