Файл: Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки в процессе вокальнохоровой работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство просвещения Российской Федерации

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1. Сущность и содержание понятий «эмоции» и «эмоциональная отзывчивость» в психологии

1.2. Проблема развития эмоциональной отзывчивости обучающихся в педагогике искусства

1.3. Педагогический потенциал вокально-хоровой деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости у младших школьников

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ

2.1. Диагностика развития эмоциональной отзывчивости младших школьников

2.2. Методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки в процессе вокально-хоровой работы

Вывод к главе II

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Министерство просвещения Российской Федерации


ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт искусств

Кафедра музыкального образования

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ

ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ

Выпускная квалификационная работа

Квалификационная работа

Допущена к защите

Зав. Кафедрой

Н.Г. Тагильцева

______ ___________

дата подпись


Исполнитель:

Ху Юймин

Обучающийся

МУЗиДОП-1801

Научный руководитель:            

                                                                         Кашина Наталья Ивановна,      

                                                                         доктор педагогических наук,    

                                                                         профессор кафедры                    

                                                                         музыкального образования       

                                                                          ___________________               

                                                                                          подпись                           

Екатеринбург, 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

Министерство просвещения Российской Федерации 1

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 8

1.1. Сущность и содержание понятий «эмоции» и «эмоциональная отзывчивость» в психологии 8

1.2. Проблема развития эмоциональной отзывчивости обучающихся в педагогике искусства 17

1.3. Педагогический потенциал вокально-хоровой деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости у младших школьников 27

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ 38

2.1. Диагностика развития эмоциональной отзывчивости младших школьников 38

2.2. Методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки в процессе вокально-хоровой работы 44

Вывод к главе II 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56




ВВЕДЕНИЕ


Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроке музыки является важной задачей, которая помогает развивать личностные качества учащихся и повышать качество обучения. В процессе вокально-хоровой работы у детей развиваются такие навыки, как слушание, внимание, концентрация, координация движений и т.д. Кроме того, вокально-хоровая работа помогает детям воспринимать музыку и слова песен, развивает их музыкальное вкусоприятие и чувство ритма. Однако, без эмоциональной отзывчивости все эти навыки могут быть недостаточно эффективными.

Целью данной работы является изучение влияния вокально-хоровой работы на развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки. Будут рассмотрены определенные методики вокально-хоровой работы, которые помогают развивать эмоциональную отзывчивость у детей. Результаты исследования могут быть полезны для учителей музыки и родителей, которые заботятся о развитии своих детей.

Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроке музыки является важной задачей в образовательном процессе. Для достижения этой цели необходимо опираться на официальные документы, регулирующие область музыкального образования.

Например, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает, что в процессе обучения ученики должны развивать музыкальную эмоциональность, восприятие и понимание художественных образов музыки.

Для реализации этой задачи на уроке музыки важно использовать разнообразные методы и приемы вокально-хоровой работы, которые позволят ученикам переживать эмоционально-выразительные возможности музыкальных произведений.

Важно также учитывать возрастные особенности учеников и их психологические особенности, создавать благоприятную атмосферу на уроке, которая способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

Таким образом, опора на официальные документы в области музыкального образования является важным фактором для достижения цели развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки в процессе вокально-хоровой работы.

Противоречие

Если рассматривать тему более внимательно

, можно заметить два понятия, которые на первый взгляд не совсем совместимы: "эмоциональная отзывчивость" и "вокально-хоровая работа". Вокально-хоровая работа направлена на формирование и развитие музыкальных навыков у детей, тогда как эмоциональная отзывчивость предполагает наличие эмоциональной реакции на уроке. Однако, их сочетание может быть абсолютно естественным, так как эмоциональная отзывчивость может стимулировать мотивацию ребенка и вовлекать его в вокально-хоровую работу.

Проблема нашего исследования – заключается в том, что многие младшие школьники испытывают трудности с эмоциональной отзывчивостью на уроках музыки, особенно во время вокально-хоровой работы. Это может приводить к тому, что ученики не могут полностью проникнуться музыкальным произведением и не могут передать его эмоциональную составляющую через свой голос.

Наша цель – исследовать, как можно развивать эмоциональную отзывчивость учеников на уроке музыки в процессе вокально-хоровой работы, чтобы они могли лучше понимать и передавать эмоциональную составляющую музыкального произведения. Мы хотим выявить такие методы и техники, которые бы помогли детям развить необходимые навыки и умения в этой области.

Объектом данного исследования является развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках музыки в процессе вокально-хоровой работы.

Предмет исследования – эмоциональная отзывчивость младших школьников в процессе вокально-хоровой работы.

Гипотеза данного исследования может звучать так: активное вовлечение младших школьников в процесс вокально-хоровой работы на уроке музыки с учетом их эмоциональных потребностей способствует развитию их эмоциональной отзывчивости.

Задачи исследования:

  • изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;

  • изучить сущность и содержание понятий «эмоции» и «эмоциональная отзывчивость» в психологии;

  • рассмотреть проблему развития эмоциональной отзывчивости обучающихся в педагогике искусства;

  • изучить педагогический потенциал вокально-хоровой деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости у младших школьников;

  • провести диагностику развития эмоциональной отзывчивости младших школьников;

  • изучить методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки в процессе вокально-хоровой работы.


Среди современных исследователей, рассматривающих вопросы близкие к нашей теме, можно назвать Пилипенко Л.Л. и других.

Методы исследования: для исследования развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки в процессе вокально-хоровой работы можно использовать различные методы.

Одним из наиболее популярных методов является метод наблюдения. В рамках данного метода исследователь может наблюдать, как дети реагируют на различные музыкальные композиции, какие эмоции вызывает у них вокально-хоровая работа, а также какие действия и реакции педагог вызывает у детей в процессе проведения урока.

Другим методом исследования может служить метод анкетирования. С помощью анкет в рамках исследования можно выяснить, какие эмоции младшие школьники испытывают, когда они поют или слушают музыку на уроке музыки, а также их мнение о том, как вокально-хоровая работа способствует развитию их эмоциональной отзывчивости.

Также для исследования эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки можно использовать метод беседы. В рамках беседы педагог может установить более доверительные отношения со своими учениками и выяснить их мнение о вокально-хоровой работе, а также узнать, как музыка влияет на их эмоциональное состояние и поведение.

Также можно провести диагностические задания, которые позволят определить уровень развития эмоциональной отзывчивости детей на уроке музыки. Например, задания на распознавание музыкальных композиций, в которых необходимо выразить соответствующие эмоции, или задания на выражение собственных эмоций через музыку и пение.

В целом, для определения развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки в процессе вокально-хоровой работы можно использовать различные методы исследования, каждый из которых позволяет получить определенную информацию.

Решению поставленных задач посвящена наша работа, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1. Сущность и содержание понятий «эмоции» и «эмоциональная отзывчивость» в психологии


Эмоции и эмоциональная отзывчивость – это фундаментальные аспекты человеческой природы, которые веками привлекали интерес психологов. Проникновение в суть этих концепций имеет решающее значение для понимания тонкостей человеческого поведения и укрепления благополучия отдельных людей и сообществ. В данном разделе будут рассмотрены природа, компоненты и функции эмоций, а также концепция эмоциональной отзывчивости и ее значение в психологии.

Эмоции можно определить как сложные психологические состояния, которые охватывают субъективные переживания, физиологические реакции и экспрессивное поведение. Они возникают в результате оценки индивидом ситуации или события и служат важнейшей адаптивной функцией для руководства реакциями и принятия решений.

Есть три основных компонента эмоций1:

  1. Субъективный опыт: личное и уникальное чувство, связанное с эмоцией, которая может варьироваться от счастья до печали, от гнева до любви и так далее. На субъективные переживания влияют когнитивная оценка индивидом ситуации, личная история и культурное происхождение.

  2. Физиологические реакции: Изменения в организме, которые происходят в сочетании с эмоциональным состоянием, такие как учащенное сердцебиение, изменения уровня гормонов и мышечное напряжение. Эти физиологические реакции регулируются вегетативной нервной системой и могут влиять на уровень энергии человека, готовность к действию и общее состояние здоровья.

  3. Экспрессивное поведение: внешние проявления эмоций, включая мимику, голосовые интонации, позу тела и жесты. Такое поведение служит важными социальными сигналами, позволяющими людям эффективно сообщать другим о своих эмоциональных состояниях и намерениях.

Эмоции выполняют несколько важных функций, которые способствуют адаптации и выживанию человека. Некоторые из этих функций включают:

  • Мотивация: Эмоции могут выступать в качестве мощных мотиваторов, побуждая людей к поведению, полезному для их выживания, такому как поиск пищи, когда они голодны, формирование социальных связей или избегание опасных ситуаций.

  • Социальная коммуникация: Выражение эмоций позволяет людям передавать свои внутренние состояния другим, облегчая социальные взаимодействия и сотрудничество. Например, улыбка может сигнализировать о дружелюбии, в то время как нахмуренный взгляд может указывать на неодобрение или недовольство.

  • Принятие решений: Эмоциональные реакции могут помочь людям принимать быстрые и эффективные решения в сложных и неопределенных ситуациях. Например, эмоция страха может побудить человека избегать потенциально опасной ситуации, в то время как эмоция гнева может привести к решительным действиям в ответ на предполагаемую угрозу.

  • Эмоциональная регуляция: Эмоции можно модулировать и регулировать с помощью различных стратегий, таких как когнитивная переоценка, отвлечение внимания или социальная поддержка. Эта способность управлять своим эмоциональным состоянием необходима для поддержания психологического благополучия и выработки адаптивных стратегий совладания.