ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)
2.2 Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
2.3 Налоговые агенты, их права и обязанности
3. Представители налогоплательщиков, их полномочия, права и обязанности
1. Экономическая сущность налога
Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами.
Данные положения распространяются на плательщиков сборов и на налоговых агентов.
Законный представитель налогоплательщика. В ст.27 Налогового кодекса установлено, что законными представителями налогоплательщика организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов; законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Налоговым кодексом закрепляется положение гражданского законодательства РФ о том, что действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.
Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых и таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Уполномоченный представитель налогоплательщика физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Действующая система российского налогообложения опирается в основном на подсистему косвенного налогообложения. Налогоплательщик при реализации товаров (работ, услуг) получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Таким образом, указанные налоги предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога - потребителем этого товара (работы или услуги).
Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации к косвенным налогам относится налог на добавленную стоимость. Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана.
Данным налогом облагается доход, идущий на конечное потребление. В России НДС является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании бюджетов всех уровней
Налог на добавленную стоимость уплачивают все предприятия и организации вне зависимости от видов деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, численности работающих и т.д., имеющие статус юридических лиц, осуществляющих производственную и иную коммерческую деятельность.
Существующие методика расчета НДС и система его администрирования открывают недобросовестным налогоплательщикам большие возможности для уклонения от уплаты налога и создают дополнительные проблемы для тех, кто хочет «заплатить налоги и спать спокойно». Налоговый кодекс РФ предоставляет также возможности для законной оптимизации НДС. Оптимизировать НДС - значит минимизировать уплачиваемую сумму налога, а то и получить дополнительный доход из бюджета. Несовершенство и запутанность действующего законодательства вызвало множество нареканий и конфликтных ситуаций между работниками налоговых инспекций и разными категориями плательщиков НДС. Больше половины налоговых дел в арбитражных судах посвящены налогу на добавленную стоимость.
1. Экономическая сущность налога
Во-первых, налог на добавленную стоимость (НДС) в Российской Федерации установлен главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, которая вступила в юридическую силу с 1 января 2001 года. Во-вторых, НДС - косвенный налог, т.к. включается в цену товара (работы, услуги), а затем принимается к вычету (возмещается из бюджета) покупателем данного товара (работы, услуги) как уплаченный при его приобретении через поставщика, т.е. фактически переносится на конечного потребителя товара (работы, услуги). В-третьих, НДС - это федеральный налог, установлен НК РФ и обязателен к уплате на всей территории РФ1. В-четвертых, НДС является основным источником налоговых доходов федерального бюджета. Наконец, налоговые доходы от НДС подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100%.
Особая правовая природа НДС заключается в том, что он является косвенным многоступенчатым налогом, взимаемым на всех стадиях производства и реализации товара (работы, услуги). При этом данный налог построен таким образом, чтобы в наименьшей степени обременять производительные силы в государстве. Данная цель достигается путём переложения экономического бремени уплаты НДС на потребителей товаров, работ и услуг. Поэтому при определении субъекта налогообложения следует различать юридических и экономических плательщиков налога. Экономическим плательщиком становится конечный потребитель товара (работы, услуги), который фактически несёт налоговое бремя, покупая товар (работу, услугу) по цене, увеличенной на сумму НДС.
Юридическим же плательщиком является физическое или юридическое лицо, которое реализует товар (работу, услугу), получает за него цену, увеличенную на сумму налога, и передаёт эту сумму в бюджет. При этом, юридический плательщик-продавец не несёт экономического бремени НДС по всем тем товарам (работам, услугам), которые были им приобретены с целью перепродажи либо с целью использования в его производственной деятельности (сырьё, материалы и т.д.). В данном случае налоговые затраты продавца компенсируются за счёт покупателя следующим образом. Сумма НДС, уплаченная по такого рода сделкам, документально фиксируется в счёте-фактуре поставщика и подлежит вычету из той суммы налога, которая получена от покупателя товара (работы, услуги). Таким образом, в бюджет в конечном счёте поступает разница между суммой налога, уплаченной самим юридическим плательщиком по первоначальным сделкам и суммой налога, полученной им по последующей сделке, направленной на реализацию товаров, работ и услуг.
Таким образом, экономическая сущность налога на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения товаров, работ и услуг. Особенностью НДС является то, что независимо от стадий производственного цикла и сбыта каждый промежуточный участник этого процесса уплачивает НДС.
2. Основные элементы налога на добавленную стоимость
Система налога на добавленную стоимость (НДС) была разработана и впервые применена во Франции в 1954г., и, начиная с 1960-х гг. она получила широкое распространение во многих странах. В настоящее время он играет важную роль в налоговых системах более чем 40 государств мира. Многолетний опыт использования НДС в зарубежных странах показал, что он является одним из наиболее эффективных фискальных инструментов государства2. В России налог на добавленную стоимость был введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость». Он фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций. В настоящее время порядок исчисления и уплаты налога в бюджет регулируется положениями главы 21 НК РФ. Исходя из положений НК РФ, определяющего обязательные условия установления налога, законодательное закрепление налог на добавленную стоимость включает, прежде всего, установление его налогоплательщиков, а также элементов налогообложения.
Налог на добавленную стоимость уплачивают все предприятия и организации вне зависимости от видов деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, численности работающих и т.д., имеющие статус юридических лиц, осуществляющих производственную и иную коммерческую деятельность.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
-
реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. -
передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; -
выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; -
ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. Существует перечень товаров, ввоз которых на территории РФ не подлежит обложению НДС, в частности ввоз товаров в качестве безвозмездной помощи, всех видов печатной продукции, получаемых государственными и муниципальными библиотеками, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к ним, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал.
С 1 января 2008 г. для всех налогоплательщиков устанавливается единый налоговый период - квартал. Это значит, что налог платят один раз в квартал все налогоплательщики, в том числе и налоговые агенты.
В настоящее время действуют пять ставок налога на добавленную стоимость. Три ставки в размерах 0, 10 и 18% - основные и две ставки 10/110 и 18/118 - расчетные. Перечень товаров (работ, услуг), реализация которых облагается НДС по ставке 0%, содержится в п. 1 ст. 164 НК РФ. В числе таких товаров (работ, услуг):
-
экспортируемые товары; -
работы и услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых и импортируемых; -
работы и услуги, непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита; -
иные товары (работы, услуги), предусмотренные п. 1 ст. 164 НК РФ.
Налогообложение по ставке НДС 10% производится в следующих случаях:
-
при реализации продовольственных товаров, предусмотренных пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ и Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908; -
при реализации товаров для детей, предусмотренных пп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФ и Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908; -
при реализации периодических печатных изданий и книжной продукции в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 № 41 -
при реализации медицинских товаров, предусмотренных пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ.