Файл: Психологические особенности публичного выступления.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социологии и психологии
Реферат
По дисциплине: «Педагогика»
Тема: «Психологические особенности публичного выступления»
Выполнил: студент гр. ПГCМ-22 __________ /Силантьев В.В./
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
Дата: ___________
Проверил: доцент __________ /Татьянина Л.Г./
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
Санкт-Петербург
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ 8
2.ПОДГОТОВКА К ВЫСТУПЛЕНИЮ 13
3.НАЧАЛО ВЫСТУПЛЕНИЯ 16
4.КАК ЗАВОЕВАТЬ И УДЕРЖАТЬ ВНИМАЕНИЕ АУДИТОРИИ 18
5.КАК ЗАВЕРШАТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
ВВЕДЕНИЕ
Важной функцией руководителя является принятие управленческих решений
и доведение их до исполнителей. От правильности и своевременности
управленческих решений зависит эффективность всей деятельности
Важной функцией руководителя является принятие управленческих решений
и доведение их до исполнителей. От правильности и своевременности
управленческих решений зависит эффективность всей деятельности
Важной функцией руководителя является принятие управленческих решений
и доведение их до исполнителей. От правильности и своевременности
управленческих решений зависит эффективность всей деятельности.
Важной функцией руководителя является принятие управленческих решений
и доведение их до исполнителей. От правильности и своевременности
управленческих решений зависит эффективность всей деятельности.
Публичная речь — особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения; речь, адресованная определенной аудитории. Она произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т. д.). [1]
Если рассматривать публичное выступление с социально-психологической точки зрения, то это не просто монолог оратора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причем процесс не односторонний, а двусторонний, т.е. диалог. Взаимодействие между говорящим и аудиторией носит характер субъектно-субъектных отношений. Та и другая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения.
В ней реализуется устная форма литературного языка. Устная речь в отличии от письменной обращена к присутствующему собеседнику и во многом зависит от того, кто и как ее слушает. Она воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.
Психологи отмечают также стилистическую полифонию ораторской речи. В ней, как правило, используются языковые средства разных стилей литературного языка, но в зависимости от вида публичного выступления (например, лекция, научное сообщение, отчетный доклад, митинговая речь) могут преобладать слова и синтаксические конструкции, характерные для того или иного стиля (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный).
-
ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ
Ораторская речь представляет собой сложное соединение разных функционально-смысловых типов речи:
-
Повествования; -
Описания; -
Рассуждения.
Поскольку публичная речь — это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства, но и такие средства коммуникации, как интонация, громкость голоса, тембр, особенности произношения звуков, темп речи, а также жесты, движения, мимика и др. [2]
Деловой человек должен знать особенности разных видов ораторских речей, с которыми ему приходится иметь дело в различных ситуациях профессионального общения, учитывать эти особенности в процессе подготовки и во время встречи со слушателями.
-
Информационная речь. -
Убеждающая речь. -
Речь, призывающая к действию. -
Рекламная речь. -
Презентационная речь. -
Этикетные речи. -
Вступительное слово. -
Поздравительная речь. -
Ответное слово.
Основные этапы подготовки к конкретному выступлению.
-
Выбор темы и определение целевой установки. -
Подбор материала, его изучение и анализ. -
Разработка плана выступления. -
Работа над композицией. -
Написание текста выступления. -
Овладение материалом выступления.
Публичная речь произносится в определенной аудитории, поэтому оратор должен хорошо знать, перед кем ему предстоит выступать, учитывать состояние и настроение своих слушателей [3]. Это позволит ему лучше подготовиться к выступлению и добиться успеха в общении.
Какие же характеристики аудитории представляют интерес для оратора?
-
степень однородности/неоднородности аудитории. -
количественный состав слушателей. -
чувство общности, -
мотив действия слушателей. (мотивы интеллектуально-познавательного плана, мотивы морального плана, мотивы эмоционально-эстетического плана)
Следует также иметь в виду, что люди, собравшиеся до начала выступления, еще не образуют аудиторию. Аудитория возникает только тогда, когда появляется единый, значимый для всех присутствующих центр внимания — оратор и его сообщение. [4]
Причем очень важно, чтобы материал сообщения был адаптирован к конкретной аудитории, для которой предназначена речь
Стратегия приспособления материала для представления в аудитории включает в себя следующие аспекты:
-
достижение взаимопонимания; -
привлечение и поддержание интереса аудитории; -
приспособление к уровню понимания аудитории; -
укрепление или изменение отношения аудитории к оратору или предмету его речи.
Очень важно, чтобы излагаемая информация была персонифицирована, т. е. приспособлена к специфическим представлениям аудитории. Интерес аудитории во многом определяется тем, какое отношение имеет данная информация лично к слушателям. Поэтому, чтобы поддерживать интерес аудитории, информация должна отвечать ряду требований.
-
Своевременной (может быть использована сразу в практической деятельности), -
Близкой (касаться личного пространства человека, его «территории»), -
Серьезной (затрагивать физические, экономические и психологические последствия для слушателей) и -
Живой (содержать яркие примеры, иллюстрации, истории, случаи, затрагивающие чувства слушателей).
К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории относят вопросно-ответный ход. Оратор вслух размышляет над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.
Нередко в серьезную по содержанию речь вводят шутки, каламбуры анекдоты и т. п. Юмор является очень действенным средством разрядки и поднятия настроения.
Интересным ораторским приемом является так называемая тайна занимательности. Его суть заключается в том, что оратор, затронув актуальную проблему, неожиданно прерывает начатую мысль, а затем, поговорив о другом, возвращается к ней. Это интригует слушателей, держит их в напряжении. [5, 6]
Чтобы достичь взаимопонимания со слушателями, в публичном выступлении также используются:
-
Прием сопереживания(оратор выражает свое сочувствие слушателям по поводу каких-либо событий, переживает вместе с ними); -
Прием соучастия (оратор ссылается на совместное участие со слушателями в каких-то мероприятиях, вспоминает о тех или иных эпизодах); -
Апелляция к речи предыдущего оратора (выступающий соглашается или не соглашается с мнением предыдущего оратора по обсуждаемому вопросу, цитирует его, обыгрывает его слова и выражения и т. п.); -
Апелляция к событиям (оратор обращается к известным или неизвестным событиям, значимым для аудитории, помогающим осмыслить суть рассматриваемой проблемы); -
Ссылка на авторитеты или известные источники(оратор, чтобы подкрепить свою позицию, сделать ее более убедительной, приводит слова крупных ученых, видных государственных, политических и общественных деятелей, ссылается на известные научные труды, популярные газеты и журналы, мнения авторитетных деятелей литературы и искусства и др.); -
Апелляция к интересам аудитории(оратор, рассматривая тот или иной вопрос, подчеркивает актуальность, значимость данной проблемы для слушателей, говорит о практической направленности принимаемых решений, о важности приобретения соответствующих знаний, навыков и умений и т. п.); -
Апелляция к личности оратора (оратор при обсуждении каких-либо вопросов обращается к собственному опыту, приводит случаи из своей жизни, говорит о субъективном восприятии тех или иных событий).
Переключению и удержанию внимания аудитории помогает обращение к ней.
Важную роль в управлении аудиторией играют
голосовые приемы, т. е. повышение или понижение тона голоса, темп речи и др. Действенным средством управления аудиторией может быть и пауза, которая придает значимость сказанному или тому, что будет сказано. Все перечисленные приемы позволяют выступающему владеть аудиторией и добиваться положительного результата. [7]
Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом.
-
ПОДГОТОВКА К ВЫСТУПЛЕНИЮ
Хорошая подготовка к выступлению в значительной мере определяет успех, но не гарантирует его. Все зависит от того, сумеет ли оратор найти подход к конкретным слушателям, т.е. завоевать их внимание, вызвать живой интерес, напряженную работу мысли, эмоциональный отклик. Об успехе выступления можно говорить лишь тогда, когда у оратора есть контакт с аудиторией.
Выбирая тему выступления, следует руководствоваться соображениями, что:
-
вы осведомлены в вопросе лучше, чем слушатели; -
то о чем вы собираетесь говорить, может вызвать интерес; -
это актуально для слушателей.
Название выступления должно отвечать двум требованиям: отражать его суть, т.е. в лаконичной форме выражать основную идею выступления, и носить рекламный характер: быть занимательным, привлекать внимание, затрагивать интерес тех, для кого оно предназначено.
Привлекает внимание название, содержащее вопрос или острую постановку проблемы.
Сравним 2 названия: рабочее, содержащую основную идею выступления, и рекламное: «Правильный образ жизни как основа длительной трудоспособности» и «Как жить, не старея». Второй вариант не только привлекает внимание, но и создает положительную установку на восприятие темы.
Готовиться к выступлению нужно заблаговременно. Чем раньше начата подготовка, тем лучше. Свободное владение материалом возможно лишь в том случае, если он прочно освоен.
Задайте себе 3 вопроса: кому я буду говорить? Для чего? Что должны уяснить слушатели?
Если материала у вас достаточно и он хорошо продуман, следует перейти к плану. Задача плана – сделать выступление стройным, логически связанным и последовательным. Обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конспект приучает к стройности и краткости изложения, четкости формулировок.