Файл: Психологические особенности публичного выступления.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предварительная информация о слушателях (состав аудитории) – одна из гарантий успеха. Нужно знать, насколько осведомлены слушатели в данном вопросе, чем именно вы можете их заинтересовать, как это соотносится с насущными проблемами.
Чтобы почувствовать радость от общения с аудиторией, получить удовлетворение от того, что сказанные слова возымели действие, нужно не только иметь, что сказать, но и знать, как строить выступление. Главное – желание общаться со слушателями и уверенность в том, что это получится. Тогда речь будет доходчивой. И доводы найдутся именно те, которые нужны в данный момент. [8]
Чтобы слушатели воспринимали сказанное, оратор должен установить с ними личностный контакт. Доброжелательное, уважительное отношение вызывает, как правило, ответные чувства.
Если накануне выступления произошло какое-то событие, которое расстроило или возбудило людей, если вы общаетесь с аудиторией в неудачное время, например в конце напряженного рабочего дня, когда все устали, может возникнуть барьер отрицательных эмоций. Поэтому нужно заранее узнать обстановку и продумать форму установления эмоционального контакта со слушателями. Возможно, вначале придется посвятить несколько минут происшедшему накануне событию, которое произвело такое впечатление. А может быть, поднять настроение собравшихся, рассказав забавную историю. Подходить к своей теме можно лишь после того, как вы убедитесь, что настроение слушателей позволит им воспринимать информацию.
Интеллектуальное взаимодействие может возникнуть только при познавательном контакте. Важнейшее условие возникновения познавательного контакта – интерес к теме выступления. Интерес неизменно вызывает внимание и тем самым – контакт с оратором.
Задача оратора – внимательно следить за всеми сигналами обратной связи, добиваясь заинтересованности, вопросов, несогласия – только не равнодушия, скуки. Поэтому ни одно хорошее выступление не воспроизводит подготовленный текст. Оно творится на глазах слушателей и при их участии. Именно ощущение сотворчества, сопереживания и дает высочайшую удовлетворенность обеим сторонам. Главное требование – развивать в себе ощущение речи как взаимного общения, в котором мысли, слова и манеры постоянно приспосабливаются к слушателям.
Ощущение того, что ваши слова нужны людям и вам есть, что сказать, снимает всякий
барьер страха перед выступлением.
Надо постараться с первых минут завладеть вниманием слушателей, и это в первую очередь будет зависеть от того, каким будет начало вашего выступления.
-
НАЧАЛО ВЫСТУПЛЕНИЯ
А.Ф. Кони: «Размер волнения обратно пропорционален времени, затраченному на подготовку выступления».
Не начинайте свое выступление сразу, немного подождите. Никаких суетливых движений, они моментально отвлекают слушателей от существа выступления и вызывают разные ассоциации, часто далекие от содержания речи. Выступая, «не гуляйте» около трибуны, потому что слушатели станут вас разглядывать, а не слушать. Помните, что главным психологическим фактором, который оказывает воздействие на слушателей, являетесь именно вы, и слушатели оценивают: как вы одеты, как вы держитесь на трибуне, как вы говорите, знаете ли вы то, о чем говорите.
Уверенной походкой выйдя к месту выступления, следует сделать начальную паузу. Пауза позволяет собрать взгляд слушателей и служит как бы приглашением к разговору. [3]
Первая фраза всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным. Взгляд, улыбка, приветливая интонация – в этом выражается отношение к аудитории.
Первое впечатление слушателей должно быть позитивным, вселять уверенность, что время не будет потрачено зря. Можно начать речь с яркого эпизода, привести афоризм, цитату, начать с парадокса. Эти приемы уместны как в главной части, так и в любой другой части выступления.
Яркое начало в значительной степени теряет свое значение (и даже вредит), будучи самодовлеющим. Интерес слушателей должен возрастать постепенно, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей. Первые слова лектора должны быть просты, доступны, понятны и интересны, должны отвлечь, «зацепить внимание». [7]
Остроумие и быстроту мышления М.В. Ломоносов считал необходимыми качествами оратора. Другой беспроигрышный вариант – заговорить о своих чувствах по поводу сегодняшней встречи, этой темы и т.п. Выражение эмоций всегда вызывает внимание, но здесь важно чувствовать меру.
Неопытные ораторы часто начинают с извинений за то, что они не готовы выступать, обещают долго не задерживать внимание собравшихся и т.п. Это самый неудачный вариант зачина. Если сам оратор низко оценивает себя и свое выступление, то как к нему будут относиться слушатели?
-
КАК ЗАВОЕВАТЬ И УДЕРЖАТЬ ВНИМАЕНИЕ АУДИТОРИИ
Существует проблема образа оратора. Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного предложения, если оно неудачно, то привлечь внимание слушателей невозможно. Много пишут и говорят о личности оратора, о том, каким он должен быть (эрудиция, культура и т.д.). Но мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей. Он может выступать в роли лидера или трибуна, в роли человека, как бы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий и т.д. Это вопрос стратегии. [8]
Важно помнить о видах внимания аудитории.
В том случае, когда внимание возникает независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольном внимании.
Непроизвольное внимание возникает когда:
-
Человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным для него; -
В поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям; -
Действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастный раздражитель.
Непроизвольное внимание не утомляет, т.к. оно возникает «само» и не требует нервных затрат. Однако оно неустойчиво, легко переключается на другой объект.
Произвольное внимание возникает при выполнении обязательной, но неинтересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет.
Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлением, это – проявление послепроизвольного внимания. Оно не утомляет и может длиться весьма долго (ораторов древности слушали по 5-6 часов).
Очень важно обращение к слушателям. Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции. Обращение должно, по возможности, учитывать состав слушателей: дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным. [9]
«Уважаемые присутствующие» - бесцветно (слушатели – всего лишь присутствующие). Обращение не обязательно в начале речи, его можно использовать в любой ее части. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.
Очень важна настроенность на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни недооценки ее, ни переоценки. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному ее составу. К сожалению, не многие ораторы могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться с любой аудиторией.
Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его. Изложение должно быть доступным, необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный опыт.
Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор влечено описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.
Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Жесты, идущие от сердца, усиливают эффект речи, делают ее более выразительной.
Нельзя держать руки в карманах, это говорит о плохих манерах. К тому же, держа руки в карманах, вы не сможете научиться пользоваться ими. Жест в выступлении несет около 40% информации. Попробуйте во время выступления держать руки «по швам», забыв о жесте, и вы сразу почувствуете деревянность голоса, скованность мыслей. Однако жесты не должны быть небрежными и вызывающими, они должны быть свободными и естественными. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. [10]
Очень важны убежденность и эмоциональность оратора.
Необходим умеренный темп речи, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать.
В речи необходимы паузы. Во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос.
Опытные ораторы иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает внимание), а затем вместе с ней приходит к конструктивным выводам.
Чем сложнее выступление, тем больше усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Эмоциональную напряженность поможет снять юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха интеллекта. Д.Писарев: «Когда смех, игривость, юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью – тогда начинается умственное распутство». [5,7]
Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием.
-
КАК ЗАВЕРШАТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ
Лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже отведенного времени. Некоторые выступающие бодро желают всем здоровья или бросают реплику: «У меня всё». Звучит это банально. Последнее впечатление самое сильное, и если заключения нет – суть выступления ускользает от слушателей.
Подготовить выступление надо заранее, но т.к. ни одно выступление не проходит, как предполагалось (ведь реакцию аудитории в точности предсказать невозможно), то заключение может отличаться от заготовленного. Например, вы хотели закончить яркой цитатой, но чувствуете, что она не будет воспринята. Лучше отказаться от нее и ограничиться выводами и пожеланиями аудитории.
Заключение должно быть связано с главной идеей выступления, быть мажорным, оптимистичным по духу.
Очень часто после выступления задают вопросы. Ответы на вопросы могут исправить или испортить впечатление от выступления. Ответ на вопрос должен быть предельно кратким и лаконичным.
Чтобы правильно реагировать на заданный вопрос, необходимо уяснить его суть. если вопрос сформулирован неясно, многословно, переформулируйте его и повторите вслух. Если вопрос задан четко, но тихо, его необходимо повторить, чтобы было слышно всем. [10]
На разъяснительные вопросы отвечать следует обязательно. Недопустимы реплики: «Я же об этом говорил!» или «Как же вы не поняли!»
Никогда не уходите от вопросов, которые звучат как своеобразный вызов и связаны с желанием проверить позицию выступающего. Ответ должен быть обязательно, только нужно сохранять выдержку и чувство юмора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дело не только во впечатлении, которое производит речь. Слова – оболочка мыслей. Если слова выбраны неудачно, самые ценные мысли достанутся только их владельцу.
Слово – это не только средство общения и искусство управлять людьми. Это еще и отражение внутренней культуры, духовного богатства человека, его самохарактеристика.
Стоит выступающему исказить слово, изменить ударение, применить тот или иной термин не по назначению, и аудитория моментально реагирует. Слушатель отвлекается на второстепенные детали, перестает слушать, что говорит выступающий, а начинает следить за тем, как тот говорит, подмечая все недостатки в речи, подсчитывая, сколько раз тот произнес слова-паразиты, и т.д. При этом эмоциональное состояние, возникающее под влиянием слова, переносится и на самого выступающего.