Файл: Государственноправовых и финансовоправовых дисциплин.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие, принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства
1.1 Понятие механизма государства
1.2 Принципы организации и деятельности механизма государства
2. Структура механизма (аппарата) государства
2.2 Органы законодательной власти
2.3 Органы исполнительной власти
, а в монархиях — монарх. Исполнительная власть, представленная правительством, специфична и содержательна, что отличает ее от законодательной власти. У правительства есть большой потенциал, потому что оно непосредственно имеет в своих руках государственный аппарат: чиновников, армию, полицию, судей, силовые структуры и т. д. Он руководит непосредственными текущими делами общества, распоряжается его ресурсами, исполняет решения и законы, принятые представительными органами.
Правительства в разных странах называются по - разному: правительство — в России, Чехии; Кабинет министров - в Японии; государственный совет — в Китае; Федеральный совет — в Швеции и т. д.
Правительство и его президент играют разные роли в парламентских и президентских республиках.
В президентских государствах статус правительства зачастую не закреплен Конституцией и не существует как таковой. К примеру, вряд ли можно говорить о правительстве в США, поскольку каждый из 14 министров подчинен только президенту, а Кабинет министров, объединяющий их всех, не является коллегиальным органом, не принимает решений, а только обсуждает их. В этом случае министры выступают в качестве советников президента по вопросам, входящим в их компетенцию.10
В парламентских государствах позиция правительства иная.
В Великобритании непосредственный кабинет министров формируется парламентом и подотчетен ему. Как правило, Кабинет министров выступает связующим звеном между законодательной и исполнительной ветвями власти. Кабинет министров состоит из Премьер - Министра и группы главных министров, которые несут коллективную ответственность за деятельность правительства. Фактически Кабинет Министров является руководящим ядром правящей партии. Он состоит из 17 министров, из которых более 15 могут представлять Палату общин. Поэтому в данном непосредственном случае принцип разделения властей строго не соблюдается. Однако следует отметить, что в парламентской системе правления власть премьер - министра очень значительна, поскольку он опирается на поддержку сторонников своей партии в парламенте.
Местная исполнительная власть осуществляется либо через местные исполнительные органы, назначаемые центром (местной администрацией), либо через выборные органы МСУ. Обычно управление местными делами поручается чиновнику, назначаемому из центра (а иногда и избираемому на местах) — губернатору, префекту.
Исполнительные органы издают нормативные акты (постановления, приказы, постановления), которые основаны на законах и не должны им противоречить.
Согласно статье 118 Конституции РФ, Правосудие в РФ осуществляется непосредственно только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ от 31 декабря 1996 года № 1 - ФКЗ "О судебной системе РФ" (далее — Закон О судебной системе).
Согласно статье 1 Закона О судебной системе, судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей, присяжных заседателей и арбитражных заседателей, которые участвуют в отправлении правосудия в установленном законом порядке. Ни один другой орган либо лицо не имеет права взять на себя отправление правосудия. Укрепляется независимость судебной системы от законодательной и исполнительной власти.
Следует особо отметить, что единство судебной системы РФ обеспечивается за счет:
создание судебной системы РФ Конституцией РФ и соответствующим ФКЗ;
соблюдение всеми федеральными судами и мировыми судьями правил процедуры, установленных федеральными законами;
применение всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и иных законов субъектов РФ;
признание принудительного исполнения судебных решений, вступивших в законную силу на всей территории РФ;
законодательное закрепление единства статуса судей;
финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета (статья 3 Закона О судебной системе).
Классификация судов изложена в статье 4, которая устанавливает, что в РФ имеются федеральные суды, мировые судьи и конституционные суды субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.
Федеральные суды включают в себя:
КС РФ;
Верховный Суд РФ;
Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, входящие в систему федеральных судов общей юрисдикции;
окружные арбитражные суды, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, специализированные арбитражные суды, входящие в систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов РФ относятся: суды конституционные субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
КС РФ является непосредственным судебным органом конституционного контроля, который самостоятельно и самостоятельно осуществляет судебную власть в рамках конституционного судопроизводства. В его состав непосредственно входят девятнадцать судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. КС РФ уполномочен осуществлять свою деятельность в присутствии двух третей от общего числа судей. Полномочия, порядок формирования и функционирования Конституционного Суда РФ устанавливаются ФКЗ от 21 июля 1994 года № 1 - ФКЗ "О Конституционном Суде РФ".
Верховный Суд РФ непосредственным является высшим судебным органом по гражданским делам, делам об урегулировании экономических споров, уголовным, административным и иным делам, а также судами общей юрисдикции, созданными в соответствии с законом О судебной системе. Верховный Суд РФ непосредственно осуществляет судебный надзор за деятельностью судов в соответствующих процессуальных формах, рассматривая дела в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Кроме того, Верховный Суд непосредственно в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ дает разъяснения судам по вопросам судебной практики. Полномочия и порядок формирования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются ФКЗ № 25-ФЗ. З-ФКЗ от 5 февраля 2014 года "о Верховном Суде РФ".
Верховный суд Республики, областной (областной) суд, суд непосредственного города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по новым либо вновь открывшимся обстоятельствам. Эти суды непосредственно являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. Полномочия, формирование и деятельность данных судов устанавливаются ФКЗ от 7 февраля 2011 года. Нет. 1-Федеральный закон "О судах общей юрисдикции в РФ".
Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции, а также осуществляет ряд других полномочий. В этом случае окружной суд непосредственно подчиняется мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного округа.
Военные суды непосредственно создаются на территориальной основе по месту дислокации флотов и войск и осуществляют судебную власть в войсках, органах и соединениях, где Федеральным законом предусмотрена военная служба. В пределах своей непосредственной компетенции они рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по новым либо вновь открывшимся обстоятельствам. Правовой статус военных судов устанавливается ФКЗ от 23 июня 1999 года № 1 - ФКЗ "О военных судах РФ". Распределение субъектов РФ по их подведомственности предусмотрено Федеральным законом от 27 декабря 2009 года № 345 - ФЗ "О территориальной подсудности окружных (военно-морских) военных судов".
Мировой судья в пределах своей компетенции непосредственно рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются Федеральным законом от 17 декабря 1998 года № 188 - ФЗ "О мировых судьях в РФ" и соответствующим законом субъекта РФ. Численность мировых судей устанавливается федеральным законом от 29 декабря 1999 г. n 218-ФЗ "об общей численности мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ".
Следует отметить, что в соответствии с главой 3 Закона № 1-ФКЗ судами непосредственно являются: окружной арбитражный суд, арбитражный апелляционный суд, арбитражный суд РФ, специализированные федеральные суды, суд по интеллектуальным правам, Конституционный (Уставной) суд субъекта РФ.
В ходе нашей работы мы выяснили, что механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и институтов, которые практически осуществляют государственную власть, задачи и функции государства. А первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является государственный орган.
Понятие государственного аппарата можно рассматривать в широком смысле этого слова либо в узком смысле. В широком смысле государственный аппарат отождествляется с понятием механизма государства, в узком смысле государственный аппарат понимается как система исполнительных и распорядительных органов государства.
Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат. Это хорошо организованный, хорошо скоординированный сложный политический механизм, включающий в себя многочисленные и разнообразные органы. Каждый из этих органов имеет определенную структуру, полномочия, цели и задачи, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.
В широком смысле государственный аппарат охватывает все государственные органы, включая представительные органы, судебные и административные органы. В узком смысле под государственным аппаратом понимаются только государственные органы с административной властью, т. е. административно - исполнительные органы.
Государственные органы обладают следующими признаками, отличающими их от других органов:
1) правовая основа деятельности, т. е. организация, структура, функции, цели и задачи, компетенция государственных органов определяются действующим законодательством;
2) наличие полномочий, в том числе применение принуждения в необходимых случаях;
3) действовать от имени государства;
4) Издание обязательных актов (нормативно - правовых и правоприменительных) в пределах своей компетенции;
Система органов государства, а также их внутреннее строение, они не застывают, меняются функции государства, изменяется и система его органов, а изменение задач, возложенных на тот либо иной орган, может быть изменено и строение самого органа.
Все государственные органы образуют иерархическую систему, т. е. находятся в определенных подчиненных отношениях и действуют на основе принципа "допускается только то, что прямо предусмотрено законом". Иными словами, они не могут выполнять те функции либо использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в законе об их образовании и компетенции.
Учебная литература:
Правительства в разных странах называются по - разному: правительство — в России, Чехии; Кабинет министров - в Японии; государственный совет — в Китае; Федеральный совет — в Швеции и т. д.
Правительство и его президент играют разные роли в парламентских и президентских республиках.
В президентских государствах статус правительства зачастую не закреплен Конституцией и не существует как таковой. К примеру, вряд ли можно говорить о правительстве в США, поскольку каждый из 14 министров подчинен только президенту, а Кабинет министров, объединяющий их всех, не является коллегиальным органом, не принимает решений, а только обсуждает их. В этом случае министры выступают в качестве советников президента по вопросам, входящим в их компетенцию.10
В парламентских государствах позиция правительства иная.
В Великобритании непосредственный кабинет министров формируется парламентом и подотчетен ему. Как правило, Кабинет министров выступает связующим звеном между законодательной и исполнительной ветвями власти. Кабинет министров состоит из Премьер - Министра и группы главных министров, которые несут коллективную ответственность за деятельность правительства. Фактически Кабинет Министров является руководящим ядром правящей партии. Он состоит из 17 министров, из которых более 15 могут представлять Палату общин. Поэтому в данном непосредственном случае принцип разделения властей строго не соблюдается. Однако следует отметить, что в парламентской системе правления власть премьер - министра очень значительна, поскольку он опирается на поддержку сторонников своей партии в парламенте.
Местная исполнительная власть осуществляется либо через местные исполнительные органы, назначаемые центром (местной администрацией), либо через выборные органы МСУ. Обычно управление местными делами поручается чиновнику, назначаемому из центра (а иногда и избираемому на местах) — губернатору, префекту.
Исполнительные органы издают нормативные акты (постановления, приказы, постановления), которые основаны на законах и не должны им противоречить.
2.4 Судебная власть и прокуратура РФ
Согласно статье 118 Конституции РФ, Правосудие в РФ осуществляется непосредственно только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ от 31 декабря 1996 года № 1 - ФКЗ "О судебной системе РФ" (далее — Закон О судебной системе).
Согласно статье 1 Закона О судебной системе, судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей, присяжных заседателей и арбитражных заседателей, которые участвуют в отправлении правосудия в установленном законом порядке. Ни один другой орган либо лицо не имеет права взять на себя отправление правосудия. Укрепляется независимость судебной системы от законодательной и исполнительной власти.
Следует особо отметить, что единство судебной системы РФ обеспечивается за счет:
создание судебной системы РФ Конституцией РФ и соответствующим ФКЗ;
соблюдение всеми федеральными судами и мировыми судьями правил процедуры, установленных федеральными законами;
применение всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и иных законов субъектов РФ;
признание принудительного исполнения судебных решений, вступивших в законную силу на всей территории РФ;
законодательное закрепление единства статуса судей;
финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета (статья 3 Закона О судебной системе).
Классификация судов изложена в статье 4, которая устанавливает, что в РФ имеются федеральные суды, мировые судьи и конституционные суды субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.
Федеральные суды включают в себя:
КС РФ;
Верховный Суд РФ;
Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, входящие в систему федеральных судов общей юрисдикции;
окружные арбитражные суды, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, специализированные арбитражные суды, входящие в систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов РФ относятся: суды конституционные субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
КС РФ является непосредственным судебным органом конституционного контроля, который самостоятельно и самостоятельно осуществляет судебную власть в рамках конституционного судопроизводства. В его состав непосредственно входят девятнадцать судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. КС РФ уполномочен осуществлять свою деятельность в присутствии двух третей от общего числа судей. Полномочия, порядок формирования и функционирования Конституционного Суда РФ устанавливаются ФКЗ от 21 июля 1994 года № 1 - ФКЗ "О Конституционном Суде РФ".
Верховный Суд РФ непосредственным является высшим судебным органом по гражданским делам, делам об урегулировании экономических споров, уголовным, административным и иным делам, а также судами общей юрисдикции, созданными в соответствии с законом О судебной системе. Верховный Суд РФ непосредственно осуществляет судебный надзор за деятельностью судов в соответствующих процессуальных формах, рассматривая дела в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Кроме того, Верховный Суд непосредственно в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ дает разъяснения судам по вопросам судебной практики. Полномочия и порядок формирования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются ФКЗ № 25-ФЗ. З-ФКЗ от 5 февраля 2014 года "о Верховном Суде РФ".
Верховный суд Республики, областной (областной) суд, суд непосредственного города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по новым либо вновь открывшимся обстоятельствам. Эти суды непосредственно являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. Полномочия, формирование и деятельность данных судов устанавливаются ФКЗ от 7 февраля 2011 года. Нет. 1-Федеральный закон "О судах общей юрисдикции в РФ".
Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции, а также осуществляет ряд других полномочий. В этом случае окружной суд непосредственно подчиняется мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного округа.
Военные суды непосредственно создаются на территориальной основе по месту дислокации флотов и войск и осуществляют судебную власть в войсках, органах и соединениях, где Федеральным законом предусмотрена военная служба. В пределах своей непосредственной компетенции они рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по новым либо вновь открывшимся обстоятельствам. Правовой статус военных судов устанавливается ФКЗ от 23 июня 1999 года № 1 - ФКЗ "О военных судах РФ". Распределение субъектов РФ по их подведомственности предусмотрено Федеральным законом от 27 декабря 2009 года № 345 - ФЗ "О территориальной подсудности окружных (военно-морских) военных судов".
Мировой судья в пределах своей компетенции непосредственно рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются Федеральным законом от 17 декабря 1998 года № 188 - ФЗ "О мировых судьях в РФ" и соответствующим законом субъекта РФ. Численность мировых судей устанавливается федеральным законом от 29 декабря 1999 г. n 218-ФЗ "об общей численности мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ".
Следует отметить, что в соответствии с главой 3 Закона № 1-ФКЗ судами непосредственно являются: окружной арбитражный суд, арбитражный апелляционный суд, арбитражный суд РФ, специализированные федеральные суды, суд по интеллектуальным правам, Конституционный (Уставной) суд субъекта РФ.
Заключение
В ходе нашей работы мы выяснили, что механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и институтов, которые практически осуществляют государственную власть, задачи и функции государства. А первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является государственный орган.
Понятие государственного аппарата можно рассматривать в широком смысле этого слова либо в узком смысле. В широком смысле государственный аппарат отождествляется с понятием механизма государства, в узком смысле государственный аппарат понимается как система исполнительных и распорядительных органов государства.
Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат. Это хорошо организованный, хорошо скоординированный сложный политический механизм, включающий в себя многочисленные и разнообразные органы. Каждый из этих органов имеет определенную структуру, полномочия, цели и задачи, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.
В широком смысле государственный аппарат охватывает все государственные органы, включая представительные органы, судебные и административные органы. В узком смысле под государственным аппаратом понимаются только государственные органы с административной властью, т. е. административно - исполнительные органы.
Государственные органы обладают следующими признаками, отличающими их от других органов:
1) правовая основа деятельности, т. е. организация, структура, функции, цели и задачи, компетенция государственных органов определяются действующим законодательством;
2) наличие полномочий, в том числе применение принуждения в необходимых случаях;
3) действовать от имени государства;
4) Издание обязательных актов (нормативно - правовых и правоприменительных) в пределах своей компетенции;
Система органов государства, а также их внутреннее строение, они не застывают, меняются функции государства, изменяется и система его органов, а изменение задач, возложенных на тот либо иной орган, может быть изменено и строение самого органа.
Все государственные органы образуют иерархическую систему, т. е. находятся в определенных подчиненных отношениях и действуют на основе принципа "допускается только то, что прямо предусмотрено законом". Иными словами, они не могут выполнять те функции либо использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в законе об их образовании и компетенции.
Список использованной литературы
Учебная литература:
-
Бошно, С.В. Теория государства и права: учебник / С. В. Бошно. - 3-е изд., переработанное. - Москва : Юстиция, 2016. - 406 с. -
Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2017. - 608 c. -
Власенко, Н.А. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавриата / Н. А. Власенко. - Москва : Норма, Инфра-М, 2018. - 478 с -
Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 226 c. -
Войтович, В.Ю. Теория права и государства: учебное пособие / В. Ю. Войтович. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – 287 с. -
Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2017. - 832 c. -
Енгибарян, Р. В. Теория государства и права / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. - М.: Норма, 2016. - 576 c. -
Иванников, И. А. Теория государства и права / И.А. Иванников. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 392 c. -
Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. - М.: Норма, 2014. - 442 c. -
Кочубей, А.Г., Болдырев, С.Н. Теория государства и права / Философия права. 2015. № 1 (68). С. 56-60. -
Краснов, Ю.К. Теория государства и права: учебник/Ю.К. Краснов. -М.: Юстицинформ, 2014. -280 с. -
Лазарев, В. В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2015. - 640 c. -
Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. - М.: Академия, 2016. - 208 c. -
Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. - М.: ТетраСистемс, 2016. - 144 c. -
Малахов, В. П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2016. - 160 c. -
Маркелова, Ю.В. Теория государства и права / Science Time. 2015. № 12 (24). С. 505-506. -
Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. - М.: Проспект, 2015. - 720 c. -
Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко - Москва : Проспект, Издательство Московского университета, 2018. - 636 с. -
Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2016. - 528 c. -
Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. - Москва : Норма, Инфра-М, 2017. - 463 с. -
Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. - Москва: ИЛ, 2014. - 528 c.