Файл: Государственноправовых и финансовоправовых дисциплин.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие, принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства
1.1 Понятие механизма государства
1.2 Принципы организации и деятельности механизма государства
2. Структура механизма (аппарата) государства
2.2 Органы законодательной власти
2.3 Органы исполнительной власти
4
Принципы организации и функционирования государственного механизма зависят от политического режима и определяются им.
Эти принципы могут быть:
принцип приоритета свобод и прав гражданина и человека - предполагает соответствующие обязанности государственных органов и работников по их признанию, соблюдению и защите;
принцип прозрачности - обеспечивает осведомленность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует "прозрачность" функционирования должностных лиц;
принцип федерализма - учет интересов регионов (в федеративных государствах);
принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальный баланс децентрализации и централизации в государственном управлении;
принцип иерархии заключается в том, что государственные органы занимают разные уровни в государственном аппарате (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).
Всестороннее непосредственное рассмотрение этих и некоторых других принципов как при формировании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и повышению эффективности.5
Принципы организации и функционирования механизма современного государства:
1) принцип разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной) - создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны органов власти и должностных лиц.;
2) принцип разграничения функций между государственными органами;
3) принцип верховенства закона и Конституции (закон выступает как ограничение деятельности механизма государства, закон определяет порядок деятельности государственных органов, их полномочия, компетенцию);
4) принцип законности (означает, что все государственные органы, государственные служащие, граждане обязаны соблюдать Конституцию, законы и нормативные акты, а также что органы создаются в строгом соответствии с требованиями закона);
5) принцип демократии (демократия - участие народа в формировании и деятельности государственных органов, способность народа влиять на власть);
6) принцип научности (при организации деятельности механизма государства должны использоваться достижения науки);
7) принцип компетентности и профессионализма (лица, работающие в государственных структурах, должны быть профессионально подготовлены к выполняемой работе, иметь соответствующее образование, проходить обучение).
Речь идет как о принципах организации, так и о принципах функционирования государственного органа. Они показывают, как должны строиться государственные органы и как они должны действовать. Поэтому толкование каждого принципа может быть различным в зависимости от того, делается ли упор на организацию либо на деятельность государственного органа.
К примеру, важнейшим принципом организации и функционирования механизма государства является верховенство права.
Первый основной Институт президентства непосредственно появился в Советском Союзе в 1990 году и не имел аналогов в российской истории. В России должность президента была введена на референдуме 17 марта 1991 года. Первый президент РФ был избран 12 июня 1991 года. Сейчас есть весомые основания говорить, что непосредственно институт президента постепенно и довольно крепко укореняется в новой России, в первую очередь, потому, что он опирается на наши вековые традиции менталитета и патернализма населения; во вторую очередь, он совсем не противоречит задачам и целям создания сильного и независимого демократического государства; в третью очередь, это непосредственно соответствует тенденциям мировой и международной практики - количественному приросту президентских республик. В соответствии со ст. 81 Конституции РФ Президент может избираться сроком на шесть лет на основе прямого и равного, а также всеобщего избирательного российского права при тайном и анонимном голосовании.6
Конституция РФ наделила президента РФ непосредственной ведущей ролью в системе государственной власти федеральных органов. Глава 4 Конституции РФ наделяет президента РФ широким кругом полномочий, не уравновешивая их с полномочиями других ветвей государственной власти. Это не было случайностью. Конституция РФ непосредственно отражала существующий баланс политических сил на момент ее принятия, преобладание сторонников радикальных реформ. Но эта ситуация вряд ли может быть вечной и неизменной. Демократические процессы и сам принцип разделения властей несовместимы с монополизацией власти в любой форме, и по мере стабилизации и улучшения политической жизни и социально - экономической в стране можно питать надежду о том, что между федеральными органами государственной власти будет найден лучший баланс сил.
Федеральное Собрание РФ - российский парламент - является представительным двухпалатным и законодательным органом РФ. Нижней палатой является Государственная Дум, которая состоит из 450 депутатов, которые избираются населением по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам и сроком на пять лет. Верхней палатой является Совет Федерации, который формируется субъектами Федерации (1 представитель выдвигается от Законодательного Собрания, и один представитель назначается непосредственно органом исполнительной власти субъекта РФ). Это шаг вперед в формировании современного парламентаризма в нашей стране. В то же время непосредственно российский парламент значительно сократил свои контрольные возможности и полномочия участия в формировании непосредственно органов исполнительной власти. Правом контролирования исполнения законов является неотъемлемая и естественная прерогатива законодательной власти.7
Представительный и законодательный орган не может оставаться в стороне от формирования и контроля деятельности российского правительства. С развитием российского парламентаризма эти недостатки и деформации, по - видимому, будут исправлены. Первые шаги уже сделаны. В соответствии с ФКЗ от 30 декабря 2008 г. 7 - ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ" Государственная Дума также несет ответственность за заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой (статья 103).
Новый российский непосредственный парламентаризм находится на начальной стадии своего развития. У него все еще есть много серьезных недостатков. Пожалуй, самое главное - этот невысокий профессионализм многих законодателей, отсутствие должной правовой культуры, недостаточная правовая подготовка к законотворческой и правовой работе. Все данные аспекты непосредственно сказываются на качестве принимаемых ими законов: многие из них не имеют четких механизмов реализации и не опираются непосредственно на финансово - экономические гарантии.
В соответствии с Конституцией РФ исполнительную власть осуществляет Правительство РФ (Статья 110). Премьер - министр, назначаемый Президентом РФ с непосредственного согласия Государственной Думы, определяет основные направления ее деятельности и организует ее работу.
Правительство РФ обладает непосредственным широким кругом полномочий и обязанностей. Прежде всего, он разрабатывает и представляет в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет в Государственную Думу отчет об исполнении федерального бюджета; представляет в Государственную Думу ежегодные отчеты о результатах своей непосредственной деятельности, в том числе по вопросам, которые были поставлены Государственной Думой. Правительство обеспечивает непосредственную реализацию единой финансово - кредитной и денежно - кредитной политики, организует и координирует политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, управляет федеральным имуществом, осуществляет мероприятия по обеспечению национальной обороны, государственной безопасности и внешней политики, отвечает за обеспечение законности, свобод и прав граждан,
охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью. Не будет преувеличением сказать, что самое тяжелое бремя государственных дел ложится на плечи правительства.
Законодательные органы государственной власти – высшие государственные органы, осуществляющие полномочия путем непосредственного издания законов - нормативных правовых актов, имеющих непосредственную высшую юридическую силу для регулирования наиболее важных также общих вопросов жизни общества.
Законодательный орган занимает непосредственное определенное центральное место в структуре государственного аппарата, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Он устанавливает непосредственные общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна выполнять также которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.
В демократическом государственном правительстве высшим представительным также законодательным органом является Парламент. Она олицетворяет верховенство народа также только она имеет право выражать волю народа в форме закона.
Парламенты могут иметь двухпалатные либо однопалатные структуры.
Парламент обладает непосредственными большими полномочиями в области законотворчества (он издает законы самостоятельно либо совместно с главой государства. Она имеет непосредственное право устанавливать налоги, принимать государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент также может осуществлять определенные судебные функции: привлекать к ответственности президента также членов правительства (импичмент)8
Основным непосредственным видом парламентского контроля над исполнительной властью является назначение главы государства парламентом. Такой непосредственный контроль в полной мере осуществляется в парламентских республиках. При президентском правлении, когда выборы главы государства проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том числе коллегией выборщиков, участие парламента в формировании главы высшей исполнительной власти носит номинальный характер.
Другими государственными органами, имеющими представительный характер, являются местные органы государственной власти также МСУ, действующие в рамках соответствующих административных подразделений (муниципальные советы, собрания префектур, Советы народных депутатов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административных округов. Они отвечают за местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, правоохранительной деятельности, гражданской обороны, пожарной безопасности также т.д.
Исторически сложились две основные формы организации МСУ.
Наиболее демократичной является организация МСУ, при которой все местные дела находятся в руках выборных органов (МСУ) различного уровня.
В ряде стран местные органы власти непосредственно ограничены в своих действиях центральным правительством по определенным параметрам. Хотя они отвечают за местную определенную экономику, финансы, здравоохранение, дорожное строительство также другие важные вопросы, поддержание правопорядка по - прежнему является обязанностью человека, назначенного центром.
Законодательные органы в РФ избираются непосредственно населением государства, также они решают важнейшие вопросы государственной жизни на соответствующей территории посредством законотворчества - принятия также опубликования нормативных правовых актов.
Федеральное Собрание РФ является представительным также постоянно действующим законодательным органом РФ.
Федеральное Собрание РФ является постоянно действующим органом.
Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Совета Федерации также Государственной Думы, обладает широкими полномочиями, главным из которых является издание федеральных законов.
Совет Федерации основан на равном представительстве субъектов РФ, каждый из которых представлен в палате двумя членами, по одному от представительных также исполнительных органов государственной власти.
Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов. Исходя из общего числа депутатов, Конституция определяет пропорцию, необходимую Государственной Думе для принятия решений также реализации групповых инициатив своих депутатов.
Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Этот срок установлен для парламентов либо нижних палат во многих зарубежных странах (Германия, Австрия, Швеция, Польша, Болгария), хотя в некоторых демократических странах существует также пятилетний срок (Великобритания, Франция, Италия).9
Палаты Федерального Собрания РФ заседают отдельно, однако они могут собираться вместе для заслушивания Посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ также выступлений зарубежных лидеров.
Исполнительная (административная) власть непосредственно представлена правительством. Фактически исполнительная власть является производным, второстепенным характером по сравнению с представительной.
Главой Исполнительной власти в президентских республиках является президент
Принципы организации и функционирования государственного механизма зависят от политического режима и определяются им.
Эти принципы могут быть:
принцип приоритета свобод и прав гражданина и человека - предполагает соответствующие обязанности государственных органов и работников по их признанию, соблюдению и защите;
принцип прозрачности - обеспечивает осведомленность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует "прозрачность" функционирования должностных лиц;
принцип федерализма - учет интересов регионов (в федеративных государствах);
принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальный баланс децентрализации и централизации в государственном управлении;
принцип иерархии заключается в том, что государственные органы занимают разные уровни в государственном аппарате (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).
Всестороннее непосредственное рассмотрение этих и некоторых других принципов как при формировании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и повышению эффективности.5
Принципы организации и функционирования механизма современного государства:
1) принцип разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной) - создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны органов власти и должностных лиц.;
2) принцип разграничения функций между государственными органами;
3) принцип верховенства закона и Конституции (закон выступает как ограничение деятельности механизма государства, закон определяет порядок деятельности государственных органов, их полномочия, компетенцию);
4) принцип законности (означает, что все государственные органы, государственные служащие, граждане обязаны соблюдать Конституцию, законы и нормативные акты, а также что органы создаются в строгом соответствии с требованиями закона);
5) принцип демократии (демократия - участие народа в формировании и деятельности государственных органов, способность народа влиять на власть);
6) принцип научности (при организации деятельности механизма государства должны использоваться достижения науки);
7) принцип компетентности и профессионализма (лица, работающие в государственных структурах, должны быть профессионально подготовлены к выполняемой работе, иметь соответствующее образование, проходить обучение).
Речь идет как о принципах организации, так и о принципах функционирования государственного органа. Они показывают, как должны строиться государственные органы и как они должны действовать. Поэтому толкование каждого принципа может быть различным в зависимости от того, делается ли упор на организацию либо на деятельность государственного органа.
К примеру, важнейшим принципом организации и функционирования механизма государства является верховенство права.
2. Структура механизма (аппарата) государства
2.1 Президент РФ
Первый основной Институт президентства непосредственно появился в Советском Союзе в 1990 году и не имел аналогов в российской истории. В России должность президента была введена на референдуме 17 марта 1991 года. Первый президент РФ был избран 12 июня 1991 года. Сейчас есть весомые основания говорить, что непосредственно институт президента постепенно и довольно крепко укореняется в новой России, в первую очередь, потому, что он опирается на наши вековые традиции менталитета и патернализма населения; во вторую очередь, он совсем не противоречит задачам и целям создания сильного и независимого демократического государства; в третью очередь, это непосредственно соответствует тенденциям мировой и международной практики - количественному приросту президентских республик. В соответствии со ст. 81 Конституции РФ Президент может избираться сроком на шесть лет на основе прямого и равного, а также всеобщего избирательного российского права при тайном и анонимном голосовании.6
Конституция РФ наделила президента РФ непосредственной ведущей ролью в системе государственной власти федеральных органов. Глава 4 Конституции РФ наделяет президента РФ широким кругом полномочий, не уравновешивая их с полномочиями других ветвей государственной власти. Это не было случайностью. Конституция РФ непосредственно отражала существующий баланс политических сил на момент ее принятия, преобладание сторонников радикальных реформ. Но эта ситуация вряд ли может быть вечной и неизменной. Демократические процессы и сам принцип разделения властей несовместимы с монополизацией власти в любой форме, и по мере стабилизации и улучшения политической жизни и социально - экономической в стране можно питать надежду о том, что между федеральными органами государственной власти будет найден лучший баланс сил.
Федеральное Собрание РФ - российский парламент - является представительным двухпалатным и законодательным органом РФ. Нижней палатой является Государственная Дум, которая состоит из 450 депутатов, которые избираются населением по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам и сроком на пять лет. Верхней палатой является Совет Федерации, который формируется субъектами Федерации (1 представитель выдвигается от Законодательного Собрания, и один представитель назначается непосредственно органом исполнительной власти субъекта РФ). Это шаг вперед в формировании современного парламентаризма в нашей стране. В то же время непосредственно российский парламент значительно сократил свои контрольные возможности и полномочия участия в формировании непосредственно органов исполнительной власти. Правом контролирования исполнения законов является неотъемлемая и естественная прерогатива законодательной власти.7
Представительный и законодательный орган не может оставаться в стороне от формирования и контроля деятельности российского правительства. С развитием российского парламентаризма эти недостатки и деформации, по - видимому, будут исправлены. Первые шаги уже сделаны. В соответствии с ФКЗ от 30 декабря 2008 г. 7 - ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ" Государственная Дума также несет ответственность за заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой (статья 103).
Новый российский непосредственный парламентаризм находится на начальной стадии своего развития. У него все еще есть много серьезных недостатков. Пожалуй, самое главное - этот невысокий профессионализм многих законодателей, отсутствие должной правовой культуры, недостаточная правовая подготовка к законотворческой и правовой работе. Все данные аспекты непосредственно сказываются на качестве принимаемых ими законов: многие из них не имеют четких механизмов реализации и не опираются непосредственно на финансово - экономические гарантии.
В соответствии с Конституцией РФ исполнительную власть осуществляет Правительство РФ (Статья 110). Премьер - министр, назначаемый Президентом РФ с непосредственного согласия Государственной Думы, определяет основные направления ее деятельности и организует ее работу.
Правительство РФ обладает непосредственным широким кругом полномочий и обязанностей. Прежде всего, он разрабатывает и представляет в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет в Государственную Думу отчет об исполнении федерального бюджета; представляет в Государственную Думу ежегодные отчеты о результатах своей непосредственной деятельности, в том числе по вопросам, которые были поставлены Государственной Думой. Правительство обеспечивает непосредственную реализацию единой финансово - кредитной и денежно - кредитной политики, организует и координирует политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, управляет федеральным имуществом, осуществляет мероприятия по обеспечению национальной обороны, государственной безопасности и внешней политики, отвечает за обеспечение законности, свобод и прав граждан,
охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью. Не будет преувеличением сказать, что самое тяжелое бремя государственных дел ложится на плечи правительства.
2.2 Органы законодательной власти
Законодательные органы государственной власти – высшие государственные органы, осуществляющие полномочия путем непосредственного издания законов - нормативных правовых актов, имеющих непосредственную высшую юридическую силу для регулирования наиболее важных также общих вопросов жизни общества.
Законодательный орган занимает непосредственное определенное центральное место в структуре государственного аппарата, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Он устанавливает непосредственные общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна выполнять также которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.
В демократическом государственном правительстве высшим представительным также законодательным органом является Парламент. Она олицетворяет верховенство народа также только она имеет право выражать волю народа в форме закона.
Парламенты могут иметь двухпалатные либо однопалатные структуры.
Парламент обладает непосредственными большими полномочиями в области законотворчества (он издает законы самостоятельно либо совместно с главой государства. Она имеет непосредственное право устанавливать налоги, принимать государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент также может осуществлять определенные судебные функции: привлекать к ответственности президента также членов правительства (импичмент)8
Основным непосредственным видом парламентского контроля над исполнительной властью является назначение главы государства парламентом. Такой непосредственный контроль в полной мере осуществляется в парламентских республиках. При президентском правлении, когда выборы главы государства проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том числе коллегией выборщиков, участие парламента в формировании главы высшей исполнительной власти носит номинальный характер.
Другими государственными органами, имеющими представительный характер, являются местные органы государственной власти также МСУ, действующие в рамках соответствующих административных подразделений (муниципальные советы, собрания префектур, Советы народных депутатов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административных округов. Они отвечают за местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, правоохранительной деятельности, гражданской обороны, пожарной безопасности также т.д.
Исторически сложились две основные формы организации МСУ.
Наиболее демократичной является организация МСУ, при которой все местные дела находятся в руках выборных органов (МСУ) различного уровня.
В ряде стран местные органы власти непосредственно ограничены в своих действиях центральным правительством по определенным параметрам. Хотя они отвечают за местную определенную экономику, финансы, здравоохранение, дорожное строительство также другие важные вопросы, поддержание правопорядка по - прежнему является обязанностью человека, назначенного центром.
Законодательные органы в РФ избираются непосредственно населением государства, также они решают важнейшие вопросы государственной жизни на соответствующей территории посредством законотворчества - принятия также опубликования нормативных правовых актов.
Федеральное Собрание РФ является представительным также постоянно действующим законодательным органом РФ.
Федеральное Собрание РФ является постоянно действующим органом.
Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Совета Федерации также Государственной Думы, обладает широкими полномочиями, главным из которых является издание федеральных законов.
Совет Федерации основан на равном представительстве субъектов РФ, каждый из которых представлен в палате двумя членами, по одному от представительных также исполнительных органов государственной власти.
Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов. Исходя из общего числа депутатов, Конституция определяет пропорцию, необходимую Государственной Думе для принятия решений также реализации групповых инициатив своих депутатов.
Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Этот срок установлен для парламентов либо нижних палат во многих зарубежных странах (Германия, Австрия, Швеция, Польша, Болгария), хотя в некоторых демократических странах существует также пятилетний срок (Великобритания, Франция, Италия).9
Палаты Федерального Собрания РФ заседают отдельно, однако они могут собираться вместе для заслушивания Посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ также выступлений зарубежных лидеров.
2.3 Органы исполнительной власти
Исполнительная (административная) власть непосредственно представлена правительством. Фактически исполнительная власть является производным, второстепенным характером по сравнению с представительной.
Главой Исполнительной власти в президентских республиках является президент