Файл: Государственноправовых и финансовоправовых дисциплин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Московский финансово-юридический университет МФЮА

Кафедра

Государственно-правовых и финансово-правовых дисциплин







Направление /

Юриспруденция

специальность




Профиль /

Уголовно правовой

специализация




























УТВЕРЖДАЮ























































Заведующий кафедрой








































(ученая степень, ученое звание)














































(подпись)




(И.О. Фамилия)






















КУРСОВАЯ РАБОТА




По дисциплине:




Теория государства и права

(полное наименование дисциплины)


На тему:




Механизм государства

(название темы курсовой работы)







Автор:




обучающийся










группы

ЮРв4920




ИНС

Мыльников




Максим Евгеньевич




(Фамилия Имя Отчество)










Руководитель:










(должность, ученое звание)




Симкина Ирина Владимировна




(Фамилия Имя Отчество)







Курсовая работа защищена с оценкой







(оценка прописью)







КИРОВ 2020



Оглавление


Введение 4

1. Понятие, принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства 6

1.1 Понятие механизма государства 6

1.2 Принципы организации и деятельности механизма государства 9

2. Структура механизма (аппарата) государства 12

2.1 Президент РФ 12

2.2 Органы законодательной власти 14

2.3 Органы исполнительной власти 17

2.4 Судебная власть и прокуратура РФ 19

Заключение 23

Список использованной литературы 25


Введение


Любая сложная социальная система, к примеру общество, нуждается в управлении. Управление обществом - это процесс организованного воздействия на различные стороны жизни человека: экономическую, социальную, культурную и другие. Его цель - создание максимально благоприятных условий для удовлетворения потребностей личности и эффективного функционирования общества в целом. Руководящее влияние осуществляется как государственными, так и негосударственными органами политического, экономического и культурного характера, такими как политические партии, политические лидеры, профессиональные объединения, творческие союзы и т. д.

Однако государство обладает наибольшим организационным потенциалом управленческого воздействия, который может оказывать влияние практически на все сферы жизни общества, что обусловлено наличием системы специальных органов учреждений и предприятий, а также особого слоя людей, профессионально занимающихся исполнением полномочий государственных органов. Вместе взятые, государственные органы, а также занятые в них государственные служащие осуществляют цели, задачи, функции государства и составляют его механизм. Благодаря ей государство обеспечивает правопорядок, гарантирует права и свободы граждан, координирует разнонаправленные интересы различных групп населения.

Актуальность данной темы заключается в том, что способность государства своевременно реагировать на возникающие проблемы и удовлетворять насущные потребности населения зависит от того, насколько хорошо организована деятельность государственных органов и учреждений и насколько эффективно они взаимодействуют. Особенность этих органов состоит в том, что их деятельность носит властный характер и опирается на возможность законного насилия. Посредством нормотворческой деятельности (в лице законодательных органов) государство издает властные нормативные акты (нормы права), которые являются общеобязательными; эти нормативные акты реализуются через исполнительную и распорядительную деятельность органов управления (органов исполнительной власти), а также через правоохранительную деятельность судов, прокуратур, полиции и специальных служб обеспечивается соблюдение правовых норм.



Целью настоящей работы является научное изучение механизма государства в рамках теории государства и права.

Предметом данной работы являются нормативно - правовые акты, регулирующие вопросы устройства государства.

Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в рамках изучения механизма государства.

Задачами данной работы являются:

Изучить понятие механизма государства;

Определить принципы организации и деятельности механизма государства;

Изучить президента РФ как элемента механизма государства;

Проанализировать органы законодательной власти;

Изучить органы исполнительной власти;

Изучить судебную власть и прокуратура РФ.

Методологической основой работы является диалектический метод познания социально - правовых явлений; общенаучные методы познания (индукция, дедукция, анализ, синтез, системно - структурный и др.), а также частно - научные методы (формально - логический, логико - юридический, историко - правовой, сравнительно - правовой), специально - юридический, сравнительно - правовой, статистический, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.


1. Понятие, принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства

1.1 Понятие механизма государства


Механизм государства - это определенная система, функционирующая на основе общих принципов для всех носителей государственной власти и институтов и структур, обеспечивающих реализацию этих полномочий, созданная для решения административных задач, стоящих перед государством и выполнения его функций.

Элементами механизма государства являются: носители государственной власти; органы государственной власти; государственные учреждения и государственные предприятия; правоохранительные органы; аппарат государственной власти, государственные учреждения и правоохранительные органы, государственные служащие.

В зависимости от формы правления и политического режима суверенными носителями государственной власти были отдельные лица, экономически господствующие классы, элитные группы и народ в целом. Иногда юридически они были одними подданными, однако фактически власть принадлежала другим.
1

Государственными органами являются законодательные, исполнительные, судебные (см. ниже), прокуратуры, контрольные органы, избирательные комиссии. Кроме того, следует также иметь в виду нижние уровни государственной власти, которые находятся в государственных учреждениях и правоохранительных органах. Таким образом, государственные органы различаются по названию, значению и компетенции. Вместе они образуют определенную систему, которая действует на основе общих принципов.

Система государственных органов, принципы их организации и деятельности постоянно развивались по мере усложнения общества. В традиционных государствах этот механизм относительно прост. Различные органы создаются по названию, компетенции и срокам полномочий, однако вся полнота власти обычно принадлежит монарху – это главный государственный орган. Окончательное решение практически любого вопроса, в том числе входящего в компетенцию других государственных органов, а также их создание либо упразднение, зависит от монарха. В конституционных государствах государственный аппарат более сложен, он базируется на совершенно иных принципах организации и деятельности, и одним из главных из них является разделение властей.2

Государственные учреждения различаются по своему профилю: научные, образовательные, медицинские, коррекционные, воспитательные и др. Все они вместе и каждый в отдельности призваны обеспечить реализацию соответствующих функций государственных органов, поддержать ее материальными, кадровыми, интеллектуальными и иными ресурсами. Государственные предприятия имеют различный гражданско - правовой статус, однако так либо иначе они способствуют эффективному выполнению экономической функции государства и поддерживают материальную базу государственных органов.

Силовыми структурами являются армия, полиция, спецподразделения МЧС и др. - являются главной опорой в механизме государства. Эти силы наиболее эффективны в условиях чрезвычайного положения либо военного положения, а в мирное время именно они в конечном счете обеспечивают мир граждан.

Как государственный непосредственный механизм управляет обществом? Во - первых, это регулирование общественных отношений с помощью права: издание нормативных актов, содержащих нормы права. Все граждане, их организации, должностные лица и государственные органы должны подчиняться нормам права и реализовывать их в своем правовом поведении. Также необходимо следить за тем, чтобы эти правила не нарушались. Таким образом, выделяются три основные формы деятельности государственных органов: правотворческая, направленная на разработку и издание нормативных правовых актов; правоприменение - как форма государственной деятельности государственных органов по реализации закона; правоприменение - это форма правовой деятельности государства, обеспечивающая соблюдение правовых норм.


При осуществлении непосредственных функций государства государственные органы используют как методы убеждения, призванные сознательно выполнять указания государственной власти, так и методы принуждения, предусматривающие возможность применения насилия в случае необходимости.3

В научной и учебной литературе часто используется непосредственный термин "государственный аппарат", а также дается анализ взаимосвязи понятий "государственный аппарат" и "государственный механизм". Достаточно распространена следующая точка зрения: механизм государства состоит из государственного аппарата, в который входят государственные органы (законодательные, исполнительные, судебные, надзорные), а также государственные организации (образовательные, научные, медицинские и др.) и так называемые материальные придатки (армия, правоохранительные органы, исправительно - трудовые учреждения и т. д.).

Существует также научная позиция, согласно которой аппарат государства понимается как все органы государства в статике, а механизм государства – те же органы, но и в динамике. При изучении государственного аппарата мы прежде всего говорим о назначении, формировании и компетенции того либо иного государственного органа, а при изучении механизма государства - непосредственно о деятельности государственных органов и их взаимодействии друг с другом.

Некоторые авторы считают понятия "государственный аппарат" и "механизм государства" примерно равнозначными, не вдаваясь в терминологические споры. Другие в состав государственного аппарата входят только те структурные подразделения, которые обслуживают работу государственных органов.

1.2 Принципы организации и деятельности механизма государства


При описании механизма государства следует иметь в виду, что оно формируется и функционирует в соответствии с определенными принципами.

Государственный аппарат - это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Принципы организации и функционирования механизма государства - это те положения и идеи, которые отражены в законодательстве и в соответствии с которыми формируется и функционирует механизм государства.

Основные непосредственные принципы организации и функционирования механизма государства закреплены в Конституции (принцип уважения свобод и прав граждан, принцип разделения властей). Эти принципы нашли отражение и в действующем законодательстве (законы О правительстве, о ФСБ и др.). - каждый из них содержит статьи об основных принципах деятельности этих органов).