Файл: Курсовая работа по дисциплине История государства и права России Оформление Конституционной монархии в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






1.3. Избирательные законы периода Революции 1905–1907 гг.
Революция 1905–1907 гг. в России стала временем значительных социальных и политических потрясений. В этот период произошли ряды реформ, у которых была цель: развитие демократических институтов в стране. Одним из важных этапов в этом процессе стало принятие новых избирательных законов, которые определяли порядок проведения выборов и права граждан на участие в выборах.

Основным законом, регулирующим выборы в этот период, был «О порядке выборов в Государственную думу» 1906 года. Согласно этому закону, избирательное право имели мужчины, достигшие 25 лет, с постоянным местом жительства и имеющие определенный уровень доходов13. Новый закон также предоставил право на выборы представителям различных общественных организаций, таких как профсоюзы, крестьянские союзы и т. д.14.

Несмотря на новый закон, в России все еще сохранялись существенные ограничения в избирательных правах. Так, избирательное право не предоставлялось женщинам, крестьянам, рабочим и некоторым другим социальным группам. Более того, проведение выборов сопровождалось многочисленными нарушениями, такими как фальсификация результатов, ограничение доступа к избирательным участкам и другими формами нарушения прав граждан.

Избирательные законы периода Революции 1905–1907 гг. имели важное значение для развития демократических институтов в России. Однако, эти законы были недостаточными и не полностью отвечали принципам свободы и равенства, что ограничивало их эффективность и создавало проблемы для проведения свободных и честных выборов. Тем не менее, эти законы стали важным шагом в становлении российской демократии, которая продолжила развиваться в последующие годы и десятилетия.

Представим основные избирательные законы в этот период:

Закон

Основные положения

Манифест 17 октября 1905 года

Введение гражданского равенства, свободы слова, собраний и создание государственных учреждений на выборной основе. Обещание создать Государственную думу.

Устав Государственной думы 20 февраля 1906 года

Разделение депутатов на курии (сословия) и общую курию. Введение ценза на избирательное право.

Избирательный закон 11 июня 1906 года

Разделение избирателей на три категории: избиратели первой, второй и третьей группы. Установление барьеров для получения избирательного права

Столыпинская реформа 9 ноября 1906 года

Изменение порядка формирования выборных учреждений на более демократичный. Увеличение числа избирателей и депутатов. Отмена ценза на избирательное право.

Избирательный закон 28 июня 1907 года

Унификация избирательного права. Установление равных прав всех граждан независимо от социального статуса. Введение общего и прямого избирательного права для мужчин старше 25 лет




Данная таблица представляет краткое описание основных законов, касающихся избирательной системы в России в период Революции 1905–1907 гг.

Манифест 17 октября 1905 г. ввел гражданское равенство и обеспечил создание выборной Государственной думы. Устав Государственной думы 20 февраля 1906 г. ввел разделение депутатов на курии и ценз на избирательное право. Избирательный закон 11 июня 1906 г. ввел разделение избирателей на три группы и установил барьеры для получения избирательного права15.

Столыпинская реформа 9 ноября 1906 г. увеличила число избирателей и депутатов, отменила ценз на избирательное право и сделала выборные учреждения более демократичными. Избирательный закон 28 июня 1907 г. унифицировал избирательное право и установил общее и прямое избирательное право для мужчин старше 25 лет, независимо от их социального статуса16.

Анализируя таблицу, можно заметить, что законы об избирательной системе России в период Революции 1905–1907 гг. постоянно менялись, и эти изменения были направлены на улучшение выборной системы и демократизацию политической жизни страны. Некоторые из этих законов, такие как Манифест 17 октября 1905 г. и Избирательный закон 28 июня 1907г., являются ключевыми документами в истории нашего государства, так как они внесли значительные изменения в политическую систему.

Таким образом, избирательные законы периода Революции 1905–1907 г. были ключевыми в изменении политической системы России в тот период. Ввод гражданского равенства и обещание создания выборной Государственной думы в Манифесте 17 октября 1905 г. были первым шагом в демократизации политической жизни страны. Устав Государственной думы и Избирательный закон 11 июня 1906 г. ввели разделение депутатов на курии и установили ценз на избирательное право, но вместе с тем установили более широкие возможности для участия в выборах. Столыпинская реформа 9 ноября 1906 г. увеличила число избирателей и депутатов, отменила ценз на избирательное право и сделала выборные учреждения более демократичными. Избирательный закон 28 июня 1907 г. унифицировал избирательное право и установил общее и прямое избирательное право для мужчин старше 25 лет, независимо от их статуса.




1.4. Реорганизация государственного совета, совета министров


В 1905 году был создан государственный совет, который представлял собой высший орган государственного управления и консультативный орган при императоре. Государственный совет состоял из представителей высшей знати, чиновничества и промышленности, и был подчинен непосредственно императору.



После Революции 1905–1907 гг. государственный совет и совет министров были раскритикованы за неэффективность и неспособность справляться с текущими проблемами страны. Поэтому в 1906 году была проведена реорганизация государственного совета, с целью укрепления его роли в управлении страной.

Реформа предусматривала создание новых подразделений государственного совета, включая Секцию законодательства, Секцию экономического ведения, Секцию казенных дел и другие. Была также увеличена роль государственного совета в принятии законов, прежде всего за счет расширения числа законопроектов, направляемых государственным советом на утверждение в Государственную думу17.

Также в 1906 году была проведена реорганизация совета министров, который стал называться Кабинетом министров. Кабинет министров был основан на принципах коллегиальности и ответственности, и включал министров, отвечающих за различные области управления. В связи с этим, возросла роль премьер-министра, который стал назначаться непосредственно императором и стал возглавлять Кабинет министров18.

Реорганизация государственного совета и совета министров укрепила роль государственных органов в управлении страной. Одно из главных изменений коснулось Государственного Совета и Совета министров.

Совет министров был создан в 1802 году Александром I, как органа исполнительной власти. После реформы 1905 года власть Совета министров сильно ослабла. Теперь Совет министров не мог принимать законы без одобрения Государственного Совета.

В 1810 году Александр I создает Государственный Совет в качестве высшего совещательного органа при императоре. В ходе реформы 1905 года было принято решение о реорганизации Совета. В результате изменений он стал не только совещательным органом, но и законодательным органом.

Совет министров и Государственный Совет стали независимыми органами власти. Каждый орган имел свои задачи и функции. Государственный Совет занимался принятием законов, а Совет министров - их исполнением.

После Революции 1905–1907 гг. реорганизация Государственного Совета и Совета министров привела к изменению системы государственной власти в Российской империи. Разделение законодательной и исполнительной власти, а также укрепление роли Государственного Совета улучшили работу государственных органов и значительно сократили их коррупционную составляющую.


Кроме того, реорганизация Государственного Совета и Совета министров после Революции 1905–1907 гг. способствовала участию граждан в государственном управлении. Стало возможным участие в выборах членов Государственного Совета и других высших должностных лиц. Появилась возможность для гражданского общества выразить свою волю и внести свой вклад в управление государством.

Несмотря на реформы и реорганизации, государственные органы оставались далекими от народа и не могли решать проблемы страны. Это стало одной из главных причин последующей Революции 1917 года.

Таким образом, реорганизация Государственного Совета и Совета министров после Революции 1905–1907 гг. была одним из ключевых моментов в истории Российской империи. Она способствовала разделению власти на законодательную и исполнительную, укреплению роли граждан в государственном управлении и снижению коррупции. Однако, она не решила всех проблем страны и не смогла предотвратить последующие революционные потрясения.

ГЛАВА 2. Законодательное оформление конституционной монархии

2.1. Законодательство о гражданских свободах



Законодательство о гражданских свободах, принятое в России в 1905–1907 гг., явилось одним из ключевых элементов законодательного оформления конституционной монархии. Эти законы обеспечивали гражданам определенные права и свободы, которых ранее не было. Они гарантировали свободу слова, собраний, объединений и печати. Кроме того, были приняты законы об укреплении законности и о народных избирательных учреждениях. Также, гарантировалась свобода вероисповедания и отменялись ограничения в правах граждан, основанных на национальной или религиозной принадлежности. Предоставлялось право гражданам на участие в выборах в новые народные избирательные учреждения, иметь больше влияния на принятие решений и на управление государством.

Законы обеспечили не только установление конституционной монархии, но и открыли дверь к политической активности и развитию гражданского общества в России. Благодаря свободам, предоставленным гражданам, они стали более заинтересованными в общественной жизни и стали активно участвовать в политических процессах19.

Несмотря на то, что законодательство о гражданских свободах стало важным шагом на пути к установлению конституционной монархии, оно не решило всех проблем России того времени. Одной из главных проблем было сохранение несбалансированной власти в руках царя и его приближенных, что в конечном итоге привело к новой революции в 1917 году.


Таким образом, законодательство о гражданских свободах в России в период 1905–1907 гг. было важным этапом в установлении конституционной монархии в стране. Оно обеспечило гражданам России ряд свобод, которые позволили им стать более активными в общественной жизни и включиться в политические процессы. Несмотря на это, сохранение несбалансированной власти в руках царя и его приближенных не решило всех проблем страны и привело к новой революции в 1917 году.



2.2 Основные государственные законы 1906 г.


В 1906 году в России были приняты Основные государственные законы, которые стали ключевым законодательным актом после революции 1905 года. Они были направлены на закрепление конституционных принципов в государственной жизни страны и установление основ правового режима.

Основные государственные законы установили ограничения на полномочия монарха и предоставили больше прав и свобод гражданам. В соответствии с законами, царь получил право на утверждение законов, выдвижение кандидатов на должности, назначение министров и управление армией. Однако эти полномочия ограничивались тем, что они должны были выполняться с учетом законов, утвержденных Государственной думой, нового законодательного органа, созданного по решению царя.

Законодательно закрепили свободу совести, слова, собраний и ассоциаций, что стало важным шагом к развитию гражданского общества в России. Также предоставлялось право на выборы и право на равную защиту перед законом.

Несмотря на значительный прогресс в обеспечении гражданских свобод, Основные государственные законы были далеки от полной демократизации и не решали всех проблем России.

Основные государственные законы 1906 года установили основы правового режима в России, закрепили конституционные принципы, ограничили полномочия монарха и предоставили больше прав и свобод гражданам.

Ниже я приведу таблицу, отражающую правовые положения законов 1906 года:



Основные положения

Краткое описание

О государственном устройстве

Установлено, что Россия является конституционной монархией, царь правит страной совместно с законодательными органами

О государственной думе

Создана Государственная Дума, представительный орган, который обладал правом на законодательную инициативу

Об утверждении законов

Царь сохранял право на утверждение законов, но эти полномочия были ограничены тем, что они должны были выполняться с учетом законов, утвержденныхаГосударственной Думой

О гражданских свободах

Установлена свобода совести, слова, собраний и ассоциаций, право на выборы и равенство перед законом

Об управлении страной

Царь сохранял право на назначение министров и управление армией