Файл: Курсовая работа по дисциплине История государства и права России Оформление Конституционной монархии в России.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 285
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Влияние революционных событий 1905-1907гг. на государственно-политическое устройство России
1.1Изменения в государственно-политическом строе России
1.2. Учреждение Государственной думы, развитие её компетенции
1.4. Реорганизация государственного совета, совета министров
ГЛАВА 2. Законодательное оформление конституционной монархии
2.1. Законодательство о гражданских свободах
1.3. Избирательные законы периода Революции 1905–1907 гг.
Революция 1905–1907 гг. в России стала временем значительных социальных и политических потрясений. В этот период произошли ряды реформ, у которых была цель: развитие демократических институтов в стране. Одним из важных этапов в этом процессе стало принятие новых избирательных законов, которые определяли порядок проведения выборов и права граждан на участие в выборах.
Основным законом, регулирующим выборы в этот период, был «О порядке выборов в Государственную думу» 1906 года. Согласно этому закону, избирательное право имели мужчины, достигшие 25 лет, с постоянным местом жительства и имеющие определенный уровень доходов13. Новый закон также предоставил право на выборы представителям различных общественных организаций, таких как профсоюзы, крестьянские союзы и т. д.14.
Несмотря на новый закон, в России все еще сохранялись существенные ограничения в избирательных правах. Так, избирательное право не предоставлялось женщинам, крестьянам, рабочим и некоторым другим социальным группам. Более того, проведение выборов сопровождалось многочисленными нарушениями, такими как фальсификация результатов, ограничение доступа к избирательным участкам и другими формами нарушения прав граждан.
Избирательные законы периода Революции 1905–1907 гг. имели важное значение для развития демократических институтов в России. Однако, эти законы были недостаточными и не полностью отвечали принципам свободы и равенства, что ограничивало их эффективность и создавало проблемы для проведения свободных и честных выборов. Тем не менее, эти законы стали важным шагом в становлении российской демократии, которая продолжила развиваться в последующие годы и десятилетия.
Представим основные избирательные законы в этот период:
Закон | Основные положения |
Манифест 17 октября 1905 года | Введение гражданского равенства, свободы слова, собраний и создание государственных учреждений на выборной основе. Обещание создать Государственную думу. |
Устав Государственной думы 20 февраля 1906 года | Разделение депутатов на курии (сословия) и общую курию. Введение ценза на избирательное право. |
Избирательный закон 11 июня 1906 года | Разделение избирателей на три категории: избиратели первой, второй и третьей группы. Установление барьеров для получения избирательного права |
Столыпинская реформа 9 ноября 1906 года | Изменение порядка формирования выборных учреждений на более демократичный. Увеличение числа избирателей и депутатов. Отмена ценза на избирательное право. |
Избирательный закон 28 июня 1907 года | Унификация избирательного права. Установление равных прав всех граждан независимо от социального статуса. Введение общего и прямого избирательного права для мужчин старше 25 лет |
Данная таблица представляет краткое описание основных законов, касающихся избирательной системы в России в период Революции 1905–1907 гг.
Манифест 17 октября 1905 г. ввел гражданское равенство и обеспечил создание выборной Государственной думы. Устав Государственной думы 20 февраля 1906 г. ввел разделение депутатов на курии и ценз на избирательное право. Избирательный закон 11 июня 1906 г. ввел разделение избирателей на три группы и установил барьеры для получения избирательного права15.
Столыпинская реформа 9 ноября 1906 г. увеличила число избирателей и депутатов, отменила ценз на избирательное право и сделала выборные учреждения более демократичными. Избирательный закон 28 июня 1907 г. унифицировал избирательное право и установил общее и прямое избирательное право для мужчин старше 25 лет, независимо от их социального статуса16.
Анализируя таблицу, можно заметить, что законы об избирательной системе России в период Революции 1905–1907 гг. постоянно менялись, и эти изменения были направлены на улучшение выборной системы и демократизацию политической жизни страны. Некоторые из этих законов, такие как Манифест 17 октября 1905 г. и Избирательный закон 28 июня 1907г., являются ключевыми документами в истории нашего государства, так как они внесли значительные изменения в политическую систему.
Таким образом, избирательные законы периода Революции 1905–1907 г. были ключевыми в изменении политической системы России в тот период. Ввод гражданского равенства и обещание создания выборной Государственной думы в Манифесте 17 октября 1905 г. были первым шагом в демократизации политической жизни страны. Устав Государственной думы и Избирательный закон 11 июня 1906 г. ввели разделение депутатов на курии и установили ценз на избирательное право, но вместе с тем установили более широкие возможности для участия в выборах. Столыпинская реформа 9 ноября 1906 г. увеличила число избирателей и депутатов, отменила ценз на избирательное право и сделала выборные учреждения более демократичными. Избирательный закон 28 июня 1907 г. унифицировал избирательное право и установил общее и прямое избирательное право для мужчин старше 25 лет, независимо от их статуса.
1.4. Реорганизация государственного совета, совета министров
В 1905 году был создан государственный совет, который представлял собой высший орган государственного управления и консультативный орган при императоре. Государственный совет состоял из представителей высшей знати, чиновничества и промышленности, и был подчинен непосредственно императору.
После Революции 1905–1907 гг. государственный совет и совет министров были раскритикованы за неэффективность и неспособность справляться с текущими проблемами страны. Поэтому в 1906 году была проведена реорганизация государственного совета, с целью укрепления его роли в управлении страной.
Реформа предусматривала создание новых подразделений государственного совета, включая Секцию законодательства, Секцию экономического ведения, Секцию казенных дел и другие. Была также увеличена роль государственного совета в принятии законов, прежде всего за счет расширения числа законопроектов, направляемых государственным советом на утверждение в Государственную думу17.
Также в 1906 году была проведена реорганизация совета министров, который стал называться Кабинетом министров. Кабинет министров был основан на принципах коллегиальности и ответственности, и включал министров, отвечающих за различные области управления. В связи с этим, возросла роль премьер-министра, который стал назначаться непосредственно императором и стал возглавлять Кабинет министров18.
Реорганизация государственного совета и совета министров укрепила роль государственных органов в управлении страной. Одно из главных изменений коснулось Государственного Совета и Совета министров.
Совет министров был создан в 1802 году Александром I, как органа исполнительной власти. После реформы 1905 года власть Совета министров сильно ослабла. Теперь Совет министров не мог принимать законы без одобрения Государственного Совета.
В 1810 году Александр I создает Государственный Совет в качестве высшего совещательного органа при императоре. В ходе реформы 1905 года было принято решение о реорганизации Совета. В результате изменений он стал не только совещательным органом, но и законодательным органом.
Совет министров и Государственный Совет стали независимыми органами власти. Каждый орган имел свои задачи и функции. Государственный Совет занимался принятием законов, а Совет министров - их исполнением.
После Революции 1905–1907 гг. реорганизация Государственного Совета и Совета министров привела к изменению системы государственной власти в Российской империи. Разделение законодательной и исполнительной власти, а также укрепление роли Государственного Совета улучшили работу государственных органов и значительно сократили их коррупционную составляющую.
Кроме того, реорганизация Государственного Совета и Совета министров после Революции 1905–1907 гг. способствовала участию граждан в государственном управлении. Стало возможным участие в выборах членов Государственного Совета и других высших должностных лиц. Появилась возможность для гражданского общества выразить свою волю и внести свой вклад в управление государством.
Несмотря на реформы и реорганизации, государственные органы оставались далекими от народа и не могли решать проблемы страны. Это стало одной из главных причин последующей Революции 1917 года.
Таким образом, реорганизация Государственного Совета и Совета министров после Революции 1905–1907 гг. была одним из ключевых моментов в истории Российской империи. Она способствовала разделению власти на законодательную и исполнительную, укреплению роли граждан в государственном управлении и снижению коррупции. Однако, она не решила всех проблем страны и не смогла предотвратить последующие революционные потрясения.
ГЛАВА 2. Законодательное оформление конституционной монархии
2.1. Законодательство о гражданских свободах
Законодательство о гражданских свободах, принятое в России в 1905–1907 гг., явилось одним из ключевых элементов законодательного оформления конституционной монархии. Эти законы обеспечивали гражданам определенные права и свободы, которых ранее не было. Они гарантировали свободу слова, собраний, объединений и печати. Кроме того, были приняты законы об укреплении законности и о народных избирательных учреждениях. Также, гарантировалась свобода вероисповедания и отменялись ограничения в правах граждан, основанных на национальной или религиозной принадлежности. Предоставлялось право гражданам на участие в выборах в новые народные избирательные учреждения, иметь больше влияния на принятие решений и на управление государством.
Законы обеспечили не только установление конституционной монархии, но и открыли дверь к политической активности и развитию гражданского общества в России. Благодаря свободам, предоставленным гражданам, они стали более заинтересованными в общественной жизни и стали активно участвовать в политических процессах19.
Несмотря на то, что законодательство о гражданских свободах стало важным шагом на пути к установлению конституционной монархии, оно не решило всех проблем России того времени. Одной из главных проблем было сохранение несбалансированной власти в руках царя и его приближенных, что в конечном итоге привело к новой революции в 1917 году.
Таким образом, законодательство о гражданских свободах в России в период 1905–1907 гг. было важным этапом в установлении конституционной монархии в стране. Оно обеспечило гражданам России ряд свобод, которые позволили им стать более активными в общественной жизни и включиться в политические процессы. Несмотря на это, сохранение несбалансированной власти в руках царя и его приближенных не решило всех проблем страны и привело к новой революции в 1917 году.
2.2 Основные государственные законы 1906 г.
В 1906 году в России были приняты Основные государственные законы, которые стали ключевым законодательным актом после революции 1905 года. Они были направлены на закрепление конституционных принципов в государственной жизни страны и установление основ правового режима.
Основные государственные законы установили ограничения на полномочия монарха и предоставили больше прав и свобод гражданам. В соответствии с законами, царь получил право на утверждение законов, выдвижение кандидатов на должности, назначение министров и управление армией. Однако эти полномочия ограничивались тем, что они должны были выполняться с учетом законов, утвержденных Государственной думой, нового законодательного органа, созданного по решению царя.
Законодательно закрепили свободу совести, слова, собраний и ассоциаций, что стало важным шагом к развитию гражданского общества в России. Также предоставлялось право на выборы и право на равную защиту перед законом.
Несмотря на значительный прогресс в обеспечении гражданских свобод, Основные государственные законы были далеки от полной демократизации и не решали всех проблем России.
Основные государственные законы 1906 года установили основы правового режима в России, закрепили конституционные принципы, ограничили полномочия монарха и предоставили больше прав и свобод гражданам.
Ниже я приведу таблицу, отражающую правовые положения законов 1906 года:
Основные положения | Краткое описание |
О государственном устройстве | Установлено, что Россия является конституционной монархией, царь правит страной совместно с законодательными органами |
О государственной думе | Создана Государственная Дума, представительный орган, который обладал правом на законодательную инициативу |
Об утверждении законов | Царь сохранял право на утверждение законов, но эти полномочия были ограничены тем, что они должны были выполняться с учетом законов, утвержденныхаГосударственной Думой |
О гражданских свободах | Установлена свобода совести, слова, собраний и ассоциаций, право на выборы и равенство перед законом |
Об управлении страной | Царь сохранял право на назначение министров и управление армией |