Файл: Анализ цепи поставок Wildberries Сетевая структура цепи поставок продукции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анализ цепи поставок Wildberries

1. Сетевая структура цепи поставок продукции
Логистика маркетплейса представлена процессом доставки продукта до конечного потребителя. В большинстве случаев учитывается весь путь — от производителя до покупателя. Фокусная компания в данной цепи поставок – Wildberries. В рассматриваемой компании представлены следующие типы связей бизнес-процессов: [3]

1) связь через оператора;

2) связь через посредническую структуру.

Правильно настроенная схема доставки продуктов — это важнейший инструмент для успешной торговли на маркетплейсе. Если товары будут приходить со значительной задержкой или в непрезентабельном виде, то велика вероятность, что потенциальный клиент найдет более ответственного продавца. Не каждый продавец на маркетплейсе может самостоятельно организовать логистические процессы в бесперебойно работающую цепь. В такой ситуации обычно прибегают к использованию фулфилмент-операторов.

Они могут как полностью заниматься сопровождением продукции, так и частично, а взамен берут сносные комиссионные. Рассмотрим варианты сотрудничества по такой модели.



Рисунок 1 – Структура цепи поставок по схеме FBW (Fulfillment by Wildberries)

FBO (FBW) — Fulfillment by Operator или Fullfillment by Wildberries. Магазин полностью освобождается от любых логических операций, ему необходимо только своевременно поставлять товары на склад маркетплейса.

Последний самостоятельно занимается всеми процессами: от хранения продуктов до обработки контактов и возвратов. Обычно начинающие продавцы на Ozon и Wildberries выбирает именно эту модель.

FBS — Fulfillment by Seller. В обязанности продавца при работе по данной модели входят основные процессы, а именно: хранение, упаковка, маркировка и некоторые другие. [5]

Логисты маркетплейса занимаются только доставкой товаров, которые были подготовлены и поставлены на складские помещения, а также обратными возвратами. Такая модель часто используется на Aliexpress.



Рисунок 2 – Структура цепи поставок по схеме FBS (Fulfillment by Seller)
DBS — Delivery by Seller. В этом случае маркетплейс выполняет только роль витрины. Это значит, что продавец самостоятельно хранит, подготавливает и доставляет свою продукцию. На таких условиях работает Avito.




Рисунок 3 – Структура цепи поставок по схеме DBS (Delivery by Seller)
Представленные модели иногда комбинируют. Например, часть товаров хранится на складе партнёра, а другая часть на складе маркетплейса — получается гибрид или микс.

Поскольку логистических моделей несколько, разберем самую популярную из них — Fulfillment by Operator и похожую — Fulfillment by Seller. Также это две самые подходящие схемы для начинающих предпринимателей.

Как уже говорилось ранее, модель Fulfillment by Operator — это полная ответственность маркетплейса за процесс логистики. Также она является самой востребованной из-за того, что она простая и прозрачная.

Рассмотрим схему пошагово. [4]

  1. Продавец поставляет на склад маркетплейса свою продукцию, строго соблюдая регламенты Wildberries — стандарты упаковки, маркировки, способы и форматы поставки и некоторые другие особенности.

  2. Маркетплейс самостоятельно организует все логистические процессы. Товар доставляют либо в пункт выдачи, либо при помощи курьера — зависит от выбранного способа покупателем.

  3. Полученные средства с продаж поступают на счет маркетплейса, а затем он производит выплаты в заранее условленное время продавцу, а небольшой процент за логистику забирает себе.

Варианты Fulfillment by Seller работает по схожей концепции. Уже готовый к отправлению продукт поставляется на склады и сортировочные центры маркетплейса, а затем покупателям. Чем быстрее продавец подготавливает товары к продаже, тем меньше комиссионных он будет оплачивать. 

Не так давно рассматриваемый маркетплейс начал использовать «третьи» адреса для поставщиков. Также Wildberries внес и некоторые другие перемены, которые касаются только модели ФБС.

Ранее товары не могли продаваться на маркете, если их не было в наличии на складе Wildberries, однако теперь можно использовать собственный склад или другое коммерческое помещение.

Это особенно актуально для товаров, габариты которых превышают лимиты отгрузки. Также модель подойдет для продуктов низкой оборачиваемости. Маркетплейс по модели FBS берет меньше комиссии, поскольку выполняет меньше действий в процессе логистики.

2. Анализ стратегии цепи поставок

Тарифная политика


Тарифы маркетплейса меняются регулярно. Они могут повышаться или понижаться, в зависимости от загруженности площадки. Учитываются не только категории, но склад хранения товаров. Рассматривать все нет смысла, данные есть в соответствующем разделе площадки. Стоимость логистики Wildberries в 2022 году следует рассчитывать с учетом последних обновлений, отслеживание которых лежит полностью на плечах селлера.


Политика доставки


В октябре 2022 года Wildberries ввел такое понятие, как логистика по габаритам. Теперь стоимость доставки рассчитывается исходя из размеров упаковки товара, а также зависит от склада, на котором хранится товар. В личном кабинете селлера появился соответствующий раздел, в котором можно посмотреть стоимость логистики. Кроме того, появился калькулятор тарифов. Для начала тебе необходимо рассчитать литраж товара, затем выбрать склад отгрузки. Возврат пока остается фиксированным — 33 рубля за единицу.

Политика хранения


При расчете стоимости логистики Wildberries для партнеров применяются различные тарифы, которые меняются практически ежедневно. Они тоже зависят от размеров товара и склада хранения. Все новости рекомендуем отслеживать в личном кабинете в соответствующем разделе. Маркетплейс заранее сообщает обо всех изменениях. Хранение начисляется с первого дня размещения товара на складе.

Приемка


С 2022 года Wildberries периодически вводит платную приемку на всех или выборочных складах. Перед отгрузкой обязательно ознакомься, есть ли платная приемка на выбранном тобой складе и какой действует тариф. Платная приемка касается как FBO, так и FBS. [6]

Комиссия по основным категориям


Логистика и комиссия Wildberries зависят от категории:

  • Автомобильные товары – стандартная ставка по FBO 17% (есть позиции с 20%). При использовании FBS тариф снижен до 15-17%;

  • Для автоэлектроники ставки по тарифам аналогичны пункту выше, повышенные варианты в 17-20% применяются только для мотоциклетных регистраторов;

  • При продаже аксессуаров ставка FBO составит 23%, а FBS – 20%;

  • Аксессуары для волос обойдутся в 20% по FBO и 17% по FBS;

  • В аксессуарах для обуви действует комиссия в 17 и 15% соответственно (есть позиция “вкладыши для сапог” с 20 и 17%);

Это не полный перечень, указаны ориентировочные цифры по основным категориям.
Обоснование направления (focus) стратегии с учетом факторов, влияющих на ее разработку
Социальные и экономические факторы имеют внушительное влияние на рынок. В свою очередь, стоит отметить, что использование современных технологий и оборудования сделает возможным повысить потенциал компаний в увеличении прибыли и производстве более качественной продукции. [8]


Благодаря SWOT-анализу можно проанализировать и выявить наиболее правильную бизнес-стратегию для компании. Данный анализ довольно полезен так как, есть возможность проанализировать не только внешние факторы, но и внутренние. Также можно увидеть причины эффективной и неэффективной деятельности фирмы.

Таблица 1 – SWOT-анализ

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

  • Большой ассортимент продукции

  • Высокое качество продукции

  • Востребованная продукция

  • Работа с крупными сетевыми клиентами

  • Присутствие продукции во всех ценовых сегментах

  • Наличие фирменных пунктов

  • Постоянные клиенты

  • Высокий износ оборудования

  • Недостаточно эффективное продвижение продукции

  • Нехватка квалифицированных работников

  • Слабо развитые электронные каналы продаж




Возможности (O)

Угрозы (T)

  • Привлечение новых покупателей и оптовиков

  • Поиск новых поставщиков сырья с более выгодными условиями

  • Увеличение производственных мощностей

  • Реализация новых маркетинговых программ




  • Укрепление позиций конкурентов

  • Изменение предпочтений потребителя

  • Снижение уровня жизни населения

  • Повышение маркетинговой активности конкурентов


По итогу анализа становится очевидно, что Wildberries является конкурентноспособным игроком на рынке, в том числе благодаря широкому ценовому диапазону своей продукции и присутствию сети фирменных магазинов. Кроме того, компании следует более серьезно подойти к развитию маркетинга, набору персонала на производство и развитию Интернет-торговли. Так как именно вследствие более тщательной разработки маркетинговой стратегии и развитию каналов сбыта фирма сможет выйти на новый уровень и иметь более высокое конкурентное преимущество.

Выводы


Стоимость логистики Wildberries складывается из нескольких составляющих и зависит от выбранной схемы работы. Важно рассчитать ориентировочный показатель заранее и учитывать его, так как это влияет не только на ценообразование, но и на итоговую прибыль.



3. Расчетно-графический блок
Анализ общих показателей функционирования логистической системы Wildberries за 2020-2022 гг. был выполнен на основе системы показателей из таблицы 5 и представлен в таблице 2. [9]
Таблица 2 – Анализ общих показателей функционирования логистической системы Wildberries за 2020-2022 гг.

Показатели

Абсолютное значение

Абсолютное изменение

Относительное изменение, %

2020

2021

2022

2021 к 2020

2022 к 2021

2021 к 2020

2022 к 2021

Грузооборот, тыс.т.-км., в том числе:

148 337

230 477

304 499

82 139

74 023

55,37

32,12

логистический аутсорсинг

входящего грузопотока

84 704

126 793

175 892

42 089

49 099

49,69

38,72

логистический инсорсинг

исходящего грузопотока

63 634

103 684

128 607

40 050

24 923

62,94

24,04

Логистические издержки, тыс. руб., в том числе:

142 197

230 642

317 042

88 445

86 400

62,20

37,46

логистический аутсорсинг

входящего грузопотока

75 080

122 702

197 200

47 621

74 499

63,43

60,72

логистический инсорсинг

исходящего грузопотока

43 271

69 815

78 531

26 545

8 716

61,35

12,48

прочая логистическая

деятельность

23 847

38 125

41 311

14 279

3 185

59,88

8,36

Удельные логистические издержки в себестоимости, %, в том числе:

16,88

24,01

29,95

7,13

5,94

42,24

24,74

логистический аутсорсинг

входящего грузопотока

8,91

12,77

18,63

3,86

5,86

43,32

45,84

логистический инсорсинг

исходящего грузопотока

5,14

7,27

7,42

2,13

0,15

41,49

2,07

прочая логистическая

деятельность

2,83

3,97

3,90

1,14

-0,07

40,20

-1,67

Удельные издержки на персонал логистической службы в себестоимости, %, в том числе:

1,59

1,57

1,49

-0,02

-0,08

-0,97

-5,36

управленческий персонал

0,31

0,36

0,34

0,06

-0,02

18,55

-6,77

линейный персонал

0,91

0,89

0,86

-0,02

-0,03

-1,70

-3,92

вспомогательный персонал

0,37

0,31

0,29

-0,06

-0,02

-15,33

-7,81