Файл: Содержание Введение Глава Теоретические аспекты педагогического менеджмента.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты педагогического менеджмента.
-
Эволюции менеджмента в производственной сфере - объективная предпосылка педагогического менеджмента. -
Педагогический менеджмент и его специфика. -
Стили управления. -
Межличностные отношения в педагогическом коллективе.
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения стилей управления и их влияния на межличностные отношения в школе.
2.1 Цель, задачи, гипотеза исследования.
2.2 Методика исследования.
2.3 Результаты исследования.
2.4 Обсуждение результатов исследования.
Список литературы
Введение
Успешность каждой организации и каждого учебного заведения, зависит от многих факторов, таких как организация производственного процесса, решения финансовых вопросов, подбор персонала, но не менее важное значение имеет стиль управления, выбранный руководителем(администрацией). От стиля руководства зависит не только мотивация работников, их отношение к труду, но и организационный климат в самом коллективе.
Понятие «стиль» имеет греческое происхождение. Первоначальное его значение - «стержень для писания на восковой доске», а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль управления - это своего рода «почерк» в действиях менеджера.
Более полное определение понятия «стиль управления» - относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера. педагогический коллектив менеджмент межличностный
Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений. Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль - это система постоянно применяемых методов руководства.
Как видим, стиль, и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными субъективно-психологическими характеристиками.
Каждому из сложившихся методов руководства соответствует вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих конкретными качествами. Кроме того, метод управления более подвижен и чувствителен к новым потребностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руководства. Стиль как явление производственного порядка в определенной мере отстает от развития и совершенствования методов управления и в связи с этим может вступать с ними в противоречие, т.е. вследствие определенной автономизации стиль руководства в качестве отражения устаревших методов управления может привносить в них новые, более прогрессивные элементы.
Таким образом, стиль руководства - явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.
В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный «почерк» руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев на руке, так не существует и двух менеджеров с совершенно одинаковым стилем руководства. При этом следует иметь в виду, что не существует некоего «идеального» стиля руководства, пригодного для всех случаев жизни. Применяемые менеджером стиль или симбиоз стилей зависят не столько от личности менеджера, сколько от соответствующей ситуации (ситуативное положение).
Актуальность темы заключается в том, при управлении организацией (учебным заведением) руководитель часто не задумывается о том, какой стиль будет более эффективным, как его методы - взаимодействие с подчиненными, построение системы мотивации - влияют на работу коллектива, построение взаимоотношений в компании а соответственно и на результаты деятельности всей компании. «Правильный» стиль руководства не может быть определен заранее, поскольку жизненные управленческие ситуации не стандартны, а качества личности менеджера и подчиненных имеют свойство изменяться адекватно изменениям управляемой среды. Выбор стиля руководства во многом зависит от того, какую задачу ставит перед собой менеджер:
- управлять - руководитель дает точные указания подчиненным и добросовестно следит за выполнением его заданий;
- направлять - менеджер управляет и наблюдает за выполнением заданий, но обсуждает решения с сотрудниками, просит их вносить предложения и поддерживает их инициативу;
- поддерживать - менеджер оказывает сотрудникам помощь при исполнении ими заданий, разделяет с ними ответственность за правильное принятие решений;
- делегировать полномочия - менеджер передает часть своих полномочий исполнителям, возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия
Проблема исследования - недостаток информации о влиянии стиля руководства и управления на общие итоги деятельности руководителей предприятий и учреждений.
Работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными, необходимостью решения задач, связанных с совершенствованием стиля управления современного предприятия.
Объектом исследования курсовой работы является стиль руководства в учебном заведении (школе).
Предметом исследования являются взаимосвязь стиля управления на межличностные отношения.
Цель - изучение стилей управления и их влияние на межличностные отношения в школе.
Гипотеза : Существует взаимосвязь между стилем руководства и межличностными отношениями, а именно: демократический стиль управления положительно влияет на межличностные отношения в организации, а директивный стиль управления - отрицательно.
Для достижения цели, поставленной в рамках работы, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по темам: педагогический менеджмент, стиль управления.
2. Рассмотреть понятие и сущность межличностных отношений в педагогическом коллективе .
3. Проанализировать взаимосвязь между стилем управления и межличностными отношениями в школе.
4. Провести экспериментальное исследование влияния стиля управления на межличностные отношения , провести обработку данных, дать интерпретацию полученных результатов.
5. Представить соответствующие выводы.
Методологическую основу работы составляют положения общей и социальной психологии, психологии труда, а также сложившиеся в науке принципы и методы психологического изучения управленческой деятельности.
Методы: анализ литературы, тестирование, методы математического анализа.
Методики :
1.«Опросник межличностных отношений» (ОМО) А.А. Рукавишников.
2. «Диагностика стилей руководства» А.Л. Журавлёв.
3.Методика климат (модифицированный вариант методики Б.Д. Парыгина
Эмпирическая база исследования:
Исследование проводилось в общеобразовательной школе №,
В исследовании принимали участие 32 человека, из них 8 руководителей (администрация школы) и 25 сотрудников(студенты педагогических вузов, работающие в школе, пол мужской и женский.
Глава 1. Теоретические аспекты педагогического менеджмента
1.1 Эволюции менеджмента в производственной сфере - объективная предпосылка педагогического менеджмента
Поиск новой философии социального управления, обусловленный происходящими в нашей стране изменениями в государственно-общественном устройстве, в становлении рыночных отношений, в общественном сознании, осуществляется через переосмысление, переоценку опыта управления страной, производством, сферой образования. Накопленный в мировой практике опыт управления на уровне организации (завода, фирмы, компании, школы и др.) выражается в общем понятии «менеджмент».[7]
Содержание понятия «менеджмент» можно рассматривать как науку и практику управления, как организацию управления фирмой, образовательным учреждением и как процесс принятия управленческого решения. Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает ее научными рекомендациями.[9]
Что же такое «менеджмент»? В книге М.Х.Мескона, М.Альберта, Ф.Хедоури «Основы менеджмента» менеджмент рассматривается в нескольких значениях: как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей»; как «управление ..., функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях»[25]; как «область человеческого знания, помогающего осуществлять эту функцию».[12]
Исследователь Л.В. Горюнова с учетом всех аспектов понимания менеджмента и опираясь на индивидуально-личностный подход, дает следующее определение понятию «педагогический менеджмент»: «Педагогический менеджмент - это управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе и направленная на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях».
А.В.Попов, Ю.А. Конаржевский, рассматривая вопрос семантики понятий «менеджмент» и «управление», ссылаются в своих исследованиях также на определение менеджмента, данное в Оксфордском словаре английского языка, где даются 4 смысловых значения этого понятия.[14]
Таким образом, можно сделать вывод, что даже в английском языке этот термин не трактуется однозначно. Классик американского менеджмента П. Друкер подчеркивает чисто американское происхождение этого понятия, а также его полисемантический характер, так как термин «менеджмент» включает в себя определенную функцию и социальный статус людей, выполняющих ее, и учебную дисциплину, область научного исследования. Следовательно, мы делаем вывод, что понятие «менеджмент» по отношению к понятию «управление» и «педагогический менеджмент» надо рассматривать как часть по отношению к целому. Наблюдается путаница при обозначении дефиниций «менеджмент» и «управление» и в отечественной науке. Ярко выражена тенденция отождествления этих двух категорий, когда обозначают управление (менеджмент). Такое определение можно встретить в некоторых постановления Госкомвуза РФ, работах В.С. Лазарева, М.М. Поташника, В.П. Симонова и др.[22,30]
Следует выделить тенденцию, направленную на обогащение внутришкольного управления элементами менеджмента. Так, Т.И. Шамова, отмечая, что менеджмент разработан для управления в первую очередь бизнесом и его конечной целью является получение прибыли, акцентирует наше внимание на том, что «... в теории и практике менеджмента хорошо разработана поведенческая сторона деятельности менеджера, на которую следует обратить внимание ... Именно эта часть менеджмента является исключительно полезной, за счет чего мы сделали попытку обогатить внутришкольное управление». При данном подходе понятия «менеджмент» и «управление» не отождествляются, а происходит «вкрапливание» достижений менеджмента в управление образовательным процессом и образовательными системами (Ю.А. Конаржевский, Н.В. Немова, В.И. Симонов, Т.И. Шамова и др.). Это подчеркивает и сама формулировка названия книги, изданной под редакцией Т.И. Шамовой - «Менеджмент в управлении школой».[18]
Однако основания исследователей различны, как и концепции научных школ управления, которые формировались столетиями и своими научно-теоретическими идеями дополнялись, исключались и вновь дополнялись не только в ходе исследований, знаменитых хоторнских экспериментов ученых Гарвардского университета под руководством Э.Мэйо в «Вестерн электрик компани» близ Чикаго, но и производственным опытом, который обогащал теорию и конкретизировал направленность научных исследований. Поэтому закономерен вывод о том, что теоретические понятия «менеджмент», «педагогический менеджмент» корнями уходят в историю наших цивилизаций[14]. Предпосылки педагогического менеджмента стали формироваться на рубеже 20-30-х гг. в США и привели позже к качественно иной ситуации в менеджменте. По своему научному уровню и методической культуре хоторнские эксперименты являются этапными. По их результатам были сделаны следующие принципиальные для теории менеджмента выводы:
1) человек представляет собой «социальное животное», ориентированное и включенное в контекст группового поведения;
2) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой;
3) руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию.[3]
Рационализация управления, учитывающая социальные и психологические аспекты трудовой деятельности людей, - магистральный путь инновационной деятельности не только на предприятии, но и в образовательных учреждениях. Доктрина «человеческих отношений» дала толчок к разработке проблем мотивации трудового поведения. Это те предпосылки в эволюции теории менеджмента, которые в современных условиях закономерно вызвали к жизни личностно-ориентированную концепцию образования и педагогический менеджмент.
Наука об управлении получила развитие в трудах отечественных ученых (А.Г. Аганбегяна, Ю.П. Васильева, В. Вазиной, Д.М. Гвишиани, И.Н. Герчиковой, Л.В. Зайцева, В.И. Зверевой, Ю.А. Конаржевского, С.В. Кульневича, В.В. Крыжко, В.С. Лазарева, Е.М. Павлютенкова, П.И. Пидкасистого, Г.Х. Попова, М.Л. Портнова, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, В.П. Худоминского, Р.Х.Шакурова, Т.И. Шамовой, П.Т. Фролова и многих других) и зарубежных авторов (М. Альберта, М. Вебера, П. Друкера, Л. Де Калувэ, Д. Мак-Грегора, Э. Маркса, А. Маслоу, М. Мескона, М. Петри, Ф. Тейлора, А. Файоля, Ф. Хедоури и др.).
Существенный вклад в развитие современной теории управления внесла мировая практика