Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 259
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Оренбургской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Нефтегазоразведочный техникум» г. Оренбурга
21.02.01
Разработка и эксплуатация
нефтяных и газовых
месторождений
Курсовая работа
По ПМ 03 МДК 03.01 Эксплуатация нефтегазопромыслового оборудования
Тема: Малые предприятия нефтегазовой отрасли:
преимущества, недостатки, перпективы развития
Руководитель:
Преподаватель «НГРТ»
___________ Рязанова Е.А.
«__»___________ 2023 г.
Выполнил:
Студент группы №10 РиЭНиГМ
___________ Хайбуллин М.С.
«__»___________ 2023 г.
Оренбург, 2023
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….
1. Цель работы.
2.Условия эффективного применения поддержания пластового давления
3. Основные проблемы, с которыми сталкиваются малые и средние предприяти
4. Факторы возникновение малых предприятий
5. Заблуждения нефтяных компаний малого и среднего бизнеса в нефтегазовой отрасли
6. Анализ на возможность совместного сосуществования нефтяных компаний малого и среднего бизнеса
7. Особенности нефтегазовой отрасли, которые могут оказывать непосредственное влияние на возникновение и развитие в ней нефтяных предприятий
8. Роль и место малого бизнеса в рыночной экономике малый предпринимательство нефтяной газовый
9. Анализ и тенденции развития нефтяной и газовой отрасли
10. Анализ развития малого бизнеса в нефтяной и газовой промышленности
Введение
В настоящее время российская нефтяная промышленность переживает нелегкие времена. Во времена кризиса в 2008, когда цены на нефть на мировых биржах били все рекорды, в России было зафиксировано снижение темпов нефтедобычи. И несмотря на то, что нефтяные гиганты продолжают возглавлять рейтинги самых успешных компаний нашей страны, ситуация, происходящая с малыми и средними нефтяными компаниями, оставляет желать лучшего.
Очевидно, существует достаточно много причин неблагоприятного прогноза для нефтегазового комплекса. Пожалуй, основными из них являются: значительное уменьшение количества легко извлекаемых запасов нефти. Данная тенденция приводит к тому, что в настоящее время доля трудно извлекаемых запасов стремительно увеличилась и достигла 55-60%, и, как ни странно, продолжает увеличиваться. Не смотря на все инвестиционные возможности российского ТЭКа, они не могут обеспечить должного уровня поиска и разведки новых
месторождений для стабильного восполнения запасов, российские ВИНК оперируют в основном на мощных нефтяных полях, и как только рентабельность проекта снижается, компании консервируют скважины и бурят новые. По данным на 2011 год в России простаивающих или законсервированных скважин насчитывалось около 37 тыс, а это 25% от их общего числа в стране.
-
Цель работы
Цель работы состоит в комплексном исследовании особенностей развития малого предпринимательства в нефтяной отрасли России, в выявлении основных направлений его совершенствования при осуществлении комплекса мер господдержки, особенно актуальных в ситуации мирового экономического кризиса, который в нефтяной отрасли приводит к снижению объема добычи сырья и сокращению инвестиционных программ.
Логика достижения поставленной цели исследования определила постановку следующих задач: исследовать специфику функционирования малого предпринимательства в экономике и показать критерии при отнесении предприятий нефтяной сферы к категории «малых»; определить место малого предпринимательства в нефтяной отрасли производства; выявить характерные особенности взаимодействия малых и крупных нефтяных предприятий;
-
Малые компании энергетической отрасли
Малым компаниям в существующих на сегодняшний день в энергетической отрасли условиях трудно конкурировать с крупнейшими в мире вертикально интегрированными корпорациями, однако их деятельность все же является востребованной и на Российском рынке.
Основная ниша для малого бизнеса в нефтегазовой отрасли – это ведение работ и оказание услуг в той сфере, где крупные игроки считают экономически нецелесообразным ведение деятельности. В первую очередь это относится к разработке месторождений с относительно небольшими запасами полезных ископаемых, а также к трудноизвлекаемым запасам.
Подобные месторождения могут как принадлежать самим малым и средним компаниям, так и могут быть сданы им в аренду более крупными партнерами.
Малый бизнес часто берет на себя возобновление ранее замороженных скважин, их ремонт и обслуживание, поставка и установка более современного оборудования.
Различные виды экологической деятельности, к примеру утилизация неиспользованных во время производства нефтепродуктов, также входят в сферу интересов малых компаний.
-
Основные проблемы, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия
Положение малого и среднего бизнеса в нефтегазовой отрасли в России осложняется тем, что на государственном уровне дана не совсем верная оценка его деятельности.
В частности, существуют мнения, что независимые нефтяные компании не заинтересованы в сбыте своей продукции на внутреннем рынке, а стремятся лишь достичь мировой арены с целью продажи нефтепродуктов за рубеж.
Более того, некоторые специалисты говорят о том, что малый бизнес использует устаревшее и несовершенное оборудование, не позволяющее производить качественные товары.
В связи с тем, что малые и средние компании зачастую работают на трудноизвлекаемых месторождениях, где добыча полезных ископаемых неминуемо сопряжена с высокой себестоимостью, им приходиться затрачивать больше средств на обслуживание скважин, чем крупные корпорации, в основном предпочитающие работать на месторождениях, где себестоимость добычи как можно ниже.
• Только благодаря внедрению нового и современного оборудования малый бизнес способен вести работы на малоэффективных месторождениях, что влечет за собой дополнительные затраты на покупку и обслуживание этого оборудования.
• Малые и средние компании в основном ориентируются на внутренний рынок, вывозя за рубеж малую часть своей продукции, что обуславливает их зависимость от состояния внутреннего рынка и скачков цен на нем.
• Избыточная налоговая нагрузка. Малые и средние предприятия платят в 1,5 раза больше рентных платежей, чем в целом по нефтегазовой отрасли, поскольку в РФ (как, впрочем, и в некоторых других странах) рентные платежи исчисляются без учета качества месторождений. Напротив, крупные добытчики, используя заниженные внутрикорпоративные цены, сильно занижают налоговые платежи
• Малые компании, в отличие от крупных игроков зачастую сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных кадров. Данная проблема усложняется расположением месторождений малого бизнеса в удаленных, труднодоступных районах страны.
4. Факторы
возникновение малых предприятий
Возникновение малых предприятий, как необходимой составляющей в структуре нефтяной промышленности России, неизбежно предопределено следующими объективными факторами:
• изменение сырьевой базы, увеличение роли малых и средних нефтяных месторождений, рост доли трудноизвлекаемых запасов углеводородов, значительные затраты на содержание региональной инфраструктуры;
• отсутствие экономической заинтересованности крупных компаний в разработке отдельных участков месторождений в связи с их низкой рентабельностью, увеличение числа бездействующих скважин;
• необходимость широкого и оперативного внедрения методов увеличения нефтеотдачи (МУН);
• низкий уровень инновационной активности в нефтедобывающей отрасли
5. Заблуждения нефтяных компаний малого и среднего бизнеса в нефтегазовой отрасли
Заблуждения относительно независимых нефтяных компаний, которые являются представителями малого и среднего бизнеса в нефтегазовой отрасли, приводят к ошибочным выводам и, как следствие, к недооценке эффективности и важности таких компаний для экономики страны.
Широко распространено мнение относительно того, что малый бизнес в нефтяной и газовой сфере – неэффективный собственник капитала и не использует вложенные инвестиции с максимальной отдачей. Подобное мнение в корне ошибочно.
Малые компании, не имея такой существенной поддержки, как крупные, стараются извлекать максимум выгоды из любых доступных им средств. Инвесторы не будут финансировать компании, в чьих успехах на рынке они сомневаются, а значит, достижение положительных результатов и поддержание репутации на высоком уровне является первоочередной задачей независимых нефтяных компаний.
Все вышеупомянутое подтверждают цифры. К примеру, в 2005 году, когда наблюдался пик экономического роста малого бизнеса в нефтегазовой сфере, рост объемов добычи нефти по отношению к 2004 г. по вертикально интегрированным компаниям составил 1,5%; по отрасли – 2,5%, а по малым компаниям – 18,9%[25].
Также в средствах массовой информации активно развивается позиция относительно того, что малые и средние нефтегазовые компании не обеспечивают внутренний рынок России своим сырьем и отправляют всю продукцию на экспорт.