Файл: Малые предприятия нефтегазовой отрасли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 259

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство образования Оренбургской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Нефтегазоразведочный техникум» г. Оренбурга

21.02.01
Разработка и эксплуатация

нефтяных и газовых

месторождений

Курсовая работа
По ПМ 03 МДК 03.01 Эксплуатация нефтегазопромыслового оборудования
Тема: Малые предприятия нефтегазовой отрасли:

преимущества, недостатки, перпективы развития


Руководитель:

Преподаватель «НГРТ»

___________ Рязанова Е.А.

«__»___________ 2023 г.

Выполнил:

Студент группы №10 РиЭНиГМ

___________ Хайбуллин М.С.

«__»___________ 2023 г.

Оренбург, 2023

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….

1. Цель работы.

2.Условия эффективного применения поддержания пластового давления

3. Основные проблемы, с которыми сталкиваются малые и средние предприяти

4. Факторы возникновение малых предприятий

5. Заблуждения нефтяных компаний малого и среднего бизнеса в нефтегазовой отрасли

6. Анализ на возможность совместного сосуществования нефтяных компаний малого и среднего бизнеса

7. Особенности нефтегазовой отрасли, которые могут оказывать непосредственное влияние на возникновение и развитие в ней нефтяных предприятий

8. Роль и место малого бизнеса в рыночной экономике малый предпринимательство нефтяной газовый

9. Анализ и тенденции развития нефтяной и газовой отрасли

10. Анализ развития малого бизнеса в нефтяной и газовой промышленности

Введение


В настоящее время российская нефтяная промышленность переживает нелегкие времена. Во времена кризиса в 2008, когда цены на нефть на мировых биржах били все рекорды, в России было зафиксировано снижение темпов нефтедобычи. И несмотря на то, что нефтяные гиганты продолжают возглавлять рейтинги самых успешных компаний нашей страны, ситуация, происходящая с малыми и средними нефтяными компаниями, оставляет желать лучшего.

Очевидно, существует достаточно много причин неблагоприятного прогноза для нефтегазового комплекса. Пожалуй, основными из них являются: значительное уменьшение количества легко извлекаемых запасов нефти. Данная тенденция приводит к тому, что в настоящее время доля трудно извлекаемых запасов стремительно увеличилась и достигла 55-60%, и, как ни странно, продолжает увеличиваться. Не смотря на все инвестиционные возможности российского ТЭКа, они не могут обеспечить должного уровня поиска и разведки новых
месторождений для стабильного восполнения запасов, российские ВИНК оперируют в основном на мощных нефтяных полях, и как только рентабельность проекта снижается, компании консервируют скважины и бурят новые. По данным на 2011 год в России простаивающих или законсервированных скважин насчитывалось около 37 тыс, а это 25% от их общего числа в стране.
  1. Цель работы


Цель работы состоит в комплексном исследовании особенностей развития малого предпринимательства в нефтяной отрасли России, в выявлении основных направлений его совершенствования при осуществлении комплекса мер господдержки, особенно актуальных в ситуации мирового экономического кризиса, который в нефтяной отрасли приводит к снижению объема добычи сырья и сокращению инвестиционных программ.
Логика достижения поставленной цели исследования определила постановку следующих задач: исследовать специфику функционирования малого предпринимательства в экономике и показать критерии при отнесении предприятий нефтяной сферы к категории «малых»; определить место малого предпринимательства в нефтяной отрасли производства; выявить характерные особенности взаимодействия малых и крупных нефтяных предприятий;


  1. Малые компании энергетической отрасли


Малым компаниям в существующих на сегодняшний день в энергетической отрасли условиях трудно конкурировать с крупнейшими в мире вертикально интегрированными корпорациями, однако их деятельность все же является востребованной и на Российском рынке.

Основная ниша для малого бизнеса в нефтегазовой отрасли – это ведение работ и оказание услуг в той сфере, где крупные игроки считают экономически нецелесообразным ведение деятельности. В первую очередь это относится к разработке месторождений с относительно небольшими запасами полезных ископаемых, а также к трудноизвлекаемым запасам.

Подобные месторождения могут как принадлежать самим малым и средним компаниям, так и могут быть сданы им в аренду более крупными партнерами.



Малый бизнес часто берет на себя возобновление ранее замороженных скважин, их ремонт и обслуживание, поставка и установка более современного оборудования.

Различные виды экологической деятельности, к примеру утилизация неиспользованных во время производства нефтепродуктов, также входят в сферу интересов малых компаний.




  1. Основные проблемы, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия


Положение малого и среднего бизнеса в нефтегазовой отрасли в России осложняется тем, что на государственном уровне дана не совсем верная оценка его деятельности.

В частности, существуют мнения, что независимые нефтяные компании не заинтересованы в сбыте своей продукции на внутреннем рынке, а стремятся лишь достичь мировой арены с целью продажи нефтепродуктов за рубеж.

Более того, некоторые специалисты говорят о том, что малый бизнес использует устаревшее и несовершенное оборудование, не позволяющее производить качественные товары.

В связи с тем, что малые и средние компании зачастую работают на трудноизвлекаемых месторождениях, где добыча полезных ископаемых неминуемо сопряжена с высокой себестоимостью, им приходиться затрачивать больше средств на обслуживание скважин, чем крупные корпорации, в основном предпочитающие работать на месторождениях, где себестоимость добычи как можно ниже.

• Только благодаря внедрению нового и современного оборудования малый бизнес способен вести работы на малоэффективных месторождениях, что влечет за собой дополнительные затраты на покупку и обслуживание этого оборудования.

• Малые и средние компании в основном ориентируются на внутренний рынок, вывозя за рубеж малую часть своей продукции, что обуславливает их зависимость от состояния внутреннего рынка и скачков цен на нем.        

• Избыточная налоговая нагрузка. Малые и средние предприятия платят в 1,5 раза больше рентных платежей, чем в целом по нефтегазовой отрасли, поскольку в РФ (как, впрочем, и в некоторых других странах) рентные платежи исчисляются без учета качества месторождений. Напротив, крупные добытчики, используя заниженные внутрикорпоративные цены, сильно занижают налоговые платежи

• Малые компании, в отличие от крупных игроков зачастую сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных кадров. Данная проблема усложняется расположением месторождений малого бизнеса в удаленных, труднодоступных районах страны.

4. Факторы
возникновение малых предприятий

Возникновение малых предприятий, как необходимой составляющей в структуре нефтяной промышленности России, неизбежно предопределено следующими объективными факторами:

• изменение сырьевой базы, увеличение роли малых и средних нефтяных месторождений, рост доли трудноизвлекаемых запасов углеводородов, значительные затраты на содержание региональной инфраструктуры;

• отсутствие экономической заинтересованности крупных компаний в разработке отдельных участков месторождений в связи с их низкой рентабельностью, увеличение числа бездействующих скважин;

• необходимость широкого и оперативного внедрения методов увеличения нефтеотдачи (МУН);

• низкий уровень инновационной активности в нефтедобывающей отрасли

5. Заблуждения нефтяных компаний малого и среднего бизнеса в нефтегазовой отрасли

Заблуждения относительно независимых нефтяных компаний, которые являются представителями малого и среднего бизнеса в нефтегазовой отрасли, приводят к ошибочным выводам и, как следствие, к недооценке эффективности и важности таких компаний для экономики страны.

Широко распространено мнение относительно того, что малый бизнес в нефтяной и газовой сфере – неэффективный собственник капитала и не использует вложенные инвестиции с максимальной отдачей. Подобное мнение в корне ошибочно.

Малые компании, не имея такой существенной поддержки, как крупные, стараются извлекать максимум выгоды из любых доступных им средств. Инвесторы не будут финансировать компании, в чьих успехах на рынке они сомневаются, а значит, достижение положительных результатов и поддержание репутации на высоком уровне является первоочередной задачей независимых нефтяных компаний.

Все вышеупомянутое подтверждают цифры. К примеру, в 2005 году, когда наблюдался пик экономического роста малого бизнеса в нефтегазовой сфере, рост объемов добычи нефти по отношению к 2004 г. по вертикально интегрированным компаниям составил 1,5%; по отрасли – 2,5%, а по малым компаниям – 18,9%[25].

Также в средствах массовой информации активно развивается позиция относительно того, что малые и средние нефтегазовые компании не обеспечивают внутренний рынок России своим сырьем и отправляют всю продукцию на экспорт.