Файл: Курсовая работа Название дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление (магистр, курс 1).docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные данные о работе
Версия шаблона | 3.1 |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Муниципальное управление и местное самоуправление (магистр, курс 1) |
Тема | Стратегический подход к муниципальному управлению |
Фамилия студента | Поздняков |
Имя студента | Антон |
Отчество студента | Сергеевич |
№ контракта | ВЛГ00012/ОГЭУ-2020М |
Содержание
Введение……………………………………………………………………...……3
1. Муниципальное управление как форма организации муниципальной деятельности…………………………………………………………...………….6
2. Стратегический подход к муниципальному управлению……………..…..10
3. Характеристика основных элементов управленческого цикла на муниципальном уровне……………………………………………………….…14
Заключение………………………………………..……………………………...17
Глоссарий……………………………………………………………….………..20
Список использованных источников…………………………………………. 21
Введение
Актуальность темы. Муниципальное управление в условиях становления местного самоуправления в трансформационном российском обществе связывается с управлением воспроизводством и социально-экономическим развитием городского или сельского поселения как территорий их проживания.
Раскрытие данной темы позволит определить стратегические подходы муниципального управления как вида управленческой деятельности и исследовать присущие муниципальному управлению следующие черты:
-
наличие собственной концепции, которая опирается на местном самоуправлении как институте народовластия и институте гражданского общества.
2. в системе муниципального управления в качестве объектов управления рассматриваются:
- местные сообщества;
- муниципальное образование как социально-экономическая система;
- происходящие на территории муниципального образования социально-экономические и социально-политические и идеологические процессы.
3. в качестве субъектов управления в системе муниципального управления рассматриваются муниципальная организация местного самоуправления, муниципальные управленческие организации, выборные должностные лица местного самоуправления (например, глава муниципального образования).
Цель данной работы:
- Изучить следующие элементы системы муниципального управления :
-
ее теоретическая основа в виде концепции муниципального управления, -
объекты (местные сообщества и муниципальные образования), -
субъекты (муниципальная организация местного самоуправления, -
муниципальные управленческие организации, выборные должностные лица местного самоуправления).
- Определить основные элементы управленческого цикла на муниципальном уровне и дать им характеристику
Задачи данной работы:
- На основе теории муниципального управления и разработки концепции муниципального управления. определить его сущность и содержание, а также принципы и подходы. В концепции в качестве основных направлений муниципального управления выделяются:
1. муниципальное управление местными сообществами;
2. управление муниципальным образованием как социально-экономической системой, включающим в себя управление муниципальным хозяйством;
3. управление отдельными сферами жизнедеятельности местных сообществ, отраслями муниципального хозяйства;
4. муниципальное управление на территориях, которые имеют свои специфические особенности.
- Оценить эффективность стратегического подхода к муниципальному управлению
Предметом данной работы является изучение стратегических подходов к муниципальному управлению
Объектом является - муниципальное управление.
Структура работы обусловлена целью и теми задачами, которые поставил перед собой автор. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Основная часть
1. Муниципальное управление как форма организации муниципальной деятельности
Муниципальное управление осуществляется через конкретную деятельность населения муниципального образования (местного сообщества) и органов местного самоуправления. Эту деятельность некоторые исследователи определяют как муниципальную деятельность, под которой понимается «самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения и органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения».
Нетрудно заметить, что авторы учебника по существу процитировали определение понятия «местное самоуправление», заменив его термином «муниципальная деятельность».
Муниципальное управление в данном контексте рассматривается как организационная форма муниципальной деятельности. В качестве предмета этой деятельности называется благоустройство жизни на территории муниципального образования (благоустройство в широком смысле, как устройство на благо людей) и организация оказания населению различных муниципальных услуг.
Выделяют два основных аспекта муниципальной деятельности. Первый из них рассматривается сквозь призму соблюдения законности, а второй - это определение целесообразности муниципальной деятельности, которая осуществляется на системной основе, предполагающей постановку и реализацию определенных целей. Это сторона муниципальной деятельности связывает с политикой органов местного самоуправления по реализации поставленной перед ними цели управления. В данном случае речь идет о муниципальной политике, под которой понимается система взаимосвязанных между собой целей и механизмов их достижения. Особенность муниципальной политики заключается в том, что она базируется на основе публично-властных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления. Законодательство выступает в рамках ограничительного фактора муниципальной политики, так как регулирует права и ответственность муниципальной власти в ее проведении на территории муниципального образования.
При разработке целей муниципальной деятельности и формировании муниципальной политики в муниципальном образовании необходимо учитывать следующие факторы:
- приоритеты федеральной и региональной политики с учетом сложившегося положения дел;
- цели корпоративной деятельности хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования;
- целевые установки и ориентации различных групп населения, а также местных структур гражданского общества.
В зависимости от целей муниципального управления определяются его функции, выбираются формы, методы и средства управления. Грамотная постановка целей имеет основополагающее значение для организации муниципального управления.
В понимании одних исследователей целью муниципального управления является:
- обеспечение оптимальных условий для функционирования и развития территориальных общностей, располагающих статусом относительно самостоятельной хозяйственной единицы.
- создание органов власти, которые смогли бы обеспечить сохранение региона и страны как целостной системы. Очевидно, по их мнению, что эта цель общегосударственного уровня.
- как повышение качества жизни населения на территории муниципального образования.
Остановимся несколько подробнее на рассмотрении последней точки зрения исследователей. Для реализации главной цели муниципальной деятельности – повышение качества жизни населения можно «разложить» на отдельные частные цели (подцели), каждая из которых обеспечивает одну из составляющих качества жизни. В совокупности они представляют систему целей муниципальной деятельности и ее подсистем. Внутри каждой частной цели могут быть выделены свои подцели («дерево» целей).
Наиболее крупные подцели (цели подсистем) муниципальной деятельности в практике муниципального управления подразделяют на две группы.
Целью каждой подсистемы первой группы является удовлетворение какой-то конкретной потребности местных сообществ посредством организации предоставления соответствующих муниципальных услуг.
Речь идет о таких подсистемах муниципальной деятельности, которые обеспечивают:
во-первых, создание благоприятной среды обитания человека на территории муниципального образования (безопасность, экологическая безопасность, градоустройство, жизнеобеспечение, занятость);
во-вторых, развитие самого человека (развитие человеческого потенциала).
Целевое назначение подсистем второй группы (экономические ресурсы, управление) является создание условий для функционирования подсистем первой группы.
В качестве основных целей муниципального управления как вида муниципальной деятельности органов местного самоуправления предлагается рассматривать следующие.
1. Налаживание партнерских отношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти, частным капиталом и населением.
2. Организация защиты социально-экономических интересов жителей муниципального образования.
3. Согласование интересов различных субъектов, расположенных на территории муниципального образования; создание условий для их жизнедеятельности.
4. Привлечение самих граждан и их объединений к управлению и финансированию программ развития территории.
5. Эффективное использование местных ресурсов.
6. Формирование местной инфраструктуры, достаточной для нормального функционирования и развития территории.
2. Стратегический подход к муниципальному управлению
Чем обуславливается необходимость использования органами местного самоуправления стратегического подхода к муниципальному управлению?
Прежде всего, особенностями условий, в которых протекает муниципальная деятельность. Их довольно часто связывают с кризисными явлениями, характерными для большинства муниципальных образований.
Во-первых, муниципальная власть осуществляет управление муниципальным образованием и проживающими в границах его территории местными сообществами (местным сообществом) в состоянии постоянного «дефицита» материальных и финансовых ресурсов, кадрового «голода» и такого явления, как общественный «застой» по отношению к местному самоуправлению, характерный для большинства граждан. Это состояние в муниципальном управлении некоторые исследователи и специалисты определяют как «ощущение состояние постоянного кризиса». Причем кризис усугубляется действиями самой муниципальной власти, которая вынуждена в своей муниципальной деятельности основного внимание уделять оперативному разрешению систематически возникающих проблем в различных подсистемах.
Во-вторых. Еще одним источником кризисных явлений выступают противоречия, которые возникают между корпорациями и их территориальными подразделениями, крупными предприятиями и организациями, которые функционируют на территории муниципального образования и коллективными (общественными) интересами местных сообществ. Представители корпораций, предприятий с одной стороны, стремятся подчинить местные экономические ресурсы своим интересам, а с другой - нередко «страдают» безразличием к проблемам социально-экономического развития муниципального образования. Разрешение данного противоречия возможно лишь в процессе стратегического партнерства между органами местного самоуправления и руководством корпораций, что обуславливает необходимость использования стратегического подхода к муниципальному управлению.
В-третьих. В качестве источника кризисных явлений выделяется сложившаяся система отношений между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Речь идет, о таких сферах отношений как межбюджетных, разграничения полномочий и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Вместе с тем