Файл: Курсовая работа Название дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление (магистр, курс 1).docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
следует подчеркнуть, что современная государственная политика в Российской Федерации в области местного самоуправления направлена на максимальное и эффективное использование современных методов управления локальными территориями, и, прежде всего стратегического подхода. При определении задач стратегического управления на муниципальном уровне необходимо учитывать стратегические цели и задачи федеральных и региональных органов государственной власти. А это предполагает, согласование стратегий структур различных уровней власти, обуславливает необходимость формирования единого правового пространства, создания единой системы статистической, финансовой и другой отчетности, и, наконец, организации эффективного взаимодействия органов управления в различных сферах общественного (государственного и муниципального) сектора.
Под стратегическим подходом к муниципальному управлению следует понимать взаимоувязанное управление состоянием и управление развитием муниципального образования и местных сообществ как объектов муниципального управления. Сущность стратегического подхода к муниципальному управлению заключается в переходе от приоритета краткосрочных целей к приоритету долгосрочных целей, от ориентации на обращение к текущим задачам к ориентации на решение перспективных проблем.
В числе основных компонентов системы стратегического управления муниципальной деятельностью выделяют:
1) идеологию (философию) стратегического управления;
2) концепция перспективного развития;
3) долгосрочные цели и ориентиры развития;
4) этапы и способы достижения стратегических целей;
5) наличие подобранного, обученного и эффективно расставленного персонала управления развитием;
6) наличие преобразованной организационной структуры управления;
7) распределенные роли и функции между органами и уровнями управления развитием;
8) методическое и информационное обеспечение;
9) наличие специальных органов и структур по координации и контролю за реализацией стратегии развития.
В стратегическом управлении муниципальной деятельностью выделяют четыре основных подсистемы.
1. Подсистема целеобразования и целеполагания включает в себя такие элементы, как выработка генеральной стратегии развития муниципального образования и местных сообществ, а на ее основе – разработка стратегий развития по отдельным направлениям муниципальной деятельности, программ и проектов. В целеполагании сосредоточена идеология муниципального управления. Она отражает определенные потребности и интересы местных сообществ, а также пути, способы их возможного удовлетворения.
2. Подсистема нормативно-правового проектирования предполагает формирование нормативно-правовой базы муниципального управления, а также системы гарантий и норм осуществления принимаемых решений. постановлений и т.п.
3. Подсистема организационного проектирования связана с формированием публично-властной и общественно-деятельностной структур муниципальной организации местного самоуправления, с определением их задач и функций по реализации стратегических целей и задач.
4. Подсистема планирования включает в себя разработку мероприятий, направленных на реализацию стратегических целей развития муниципального образования и местных сообществ. Эти мероприятия увязываются во времени и в своей последовательности, а также с четким выполнением органами муниципальной власти, их структурными подразделениями возложенных на них задач.
Муниципальное управление, как и всякий управленческий процесс, включает в себя следующие элементы:
1) изучение и анализ исходной ситуации;
2) планирование;
3) координацию;
4) разработку, принятие и реализацию управленческих решений;
5) контроль над их осуществлением.
Вместе с тем схему управленческого цикла на уровне муниципального образования, если ее рассматривать сквозь призму руководства, включает в себя планирование, организацию, контроль, результат.
Когда речь идет о функции планирования в управленческом цикле на уровне муниципального образования, то имеет в виду, что планирование связано с определением целей и способов их достижения. Поэтому на муниципальном уровне, как правило, речь идет о социально-экономическом планировании развития муниципального образования.
Оно включает в себя следующие направления:
1) анализ состояния муниципального образования;
2) определение целей развития муниципального образования;
3) основные разделы плана (программы) социально-экономического развития муниципального образования.
Организация в организационно-регулирующем механизме рассматривается в качестве средства цели и представляется подчиненной по отношению к ней. Организация производна от цели и призвана обсуживать ее.
В регулировании управляющее воздействие получает практическую реализацию, вследствие которой поведение и деятельность людей действительно осуществляются в направлении, предписанном целями, с полным использованием ресурсов организации и с фиксируемыми результатами, соотносимыми с целями по принципу обратной связи.
Регулирование обычно осуществляется в рамках конкретных организаций и связано с определением и распределением в них поведения и деятельности людей, значимого для организаций и направленного на обеспечение реализации их целей. Главное в нем достижение практичности, совпадение нормы, поведения, деятельности. Поэтому о регулировании (любого вида) можно лишь тогда, когда какая-либо норма введена в общественный процесс и в нем выполняет предназначенную ей функцию».
Виды регуляции в управлении.
В управлении рассматривают следующие виды регуляции:
1) правовое;
2) моральное регулирование (регулирование моральных норм);
3) технико-технологическое регулирование в условиях информационно-технологической революции.
Организация всегда предусматривает координацию. Под координацией в муниципальном управлении понимается процесс, в котором муниципальная деятельность распределяется во времени и направлена на обеспечение взаимодействия ее субъектов с целью реализации стоящих перед ними целей и задач.
Можно выделить следующие виды координационной деятельности в муниципальном управлении: превентивная, устраняющая, регулирующая, стимулирующая. Превентивная деятельность направлена на предвидение проблем и трудностей в осуществлении управлением муниципальным образованием и местными сообществами. Устраняющая деятельность предназначена для устранения перебоев, возникающих в системе муниципального управления. Регулирующая деятельность связана с сохранением существующей схемы управленческого цикла на муниципальном уровне. Стимулирующая деятельность направлена на совершенствование муниципальной деятельности даже в том случае, если отсутствуют конкретные проблемы. Правда, это маловероятно в современных условиях муниципального управления.
В предлагаемой курсовой работе основное внимание было уделено рассмотрению одного из центральных вопросов муниципальной деятельности – анализу процесса муниципального управления на уровне муниципального образования и использование стратегического подхода к муниципальному управлению
Завершая рассмотрение стратегического подхода к муниципальному управлению приходим к выводу, что важен результат муниципального управления рассмотренный сквозь призму его эффективности, которая базируется на основе критериев, разрабатываемых с целью оценки эффективности муниципальной деятельности муниципальных управленческих организаций.
Наш анализ был сосредоточен на более глубоком раскрытии двух элементов схемы управленческого цикла на уровне муниципального образования - организации и результате.
Эффективность муниципальной деятельности определяется как результат сложного взаимодействия различных факторов: природных, человеческих, социально-экономических, экологических и других.
Можно выделить три уровня критериев эффективности, характеризующих деятельность органов муниципального управления:
1) общая эффективность;
2) эффективность организации и функционирования муниципального управления;
3) эффективность деятельности конкретных органов и должностных лиц.
В качестве критериев эффективности муниципального управления предлагается использовать следующие критерии оценки: действенность, экономичность, качество, соотношение результатов и затрат, удовлетворенность работой, внедрение инноваций.
Измерители эффективности организации муниципального управления:
- содержание и организация процесса управления;
- рациональность организационной структуры;
- организационно-технический уровень системы муниципального управления.
Измерителями эффективности системы муниципального управления могут быть:
- степень достижения основных целей муниципального управления;
- сочетание потребностной, результативной и затратной эффективности; эффективность каждой подсистемы, входящей в систему муниципального управления.
Оценка эффективности стратегического подхода к муниципальному управлению позволяет:
- выявлять управленческие факторы, воздействующие на реализацию генеральной и частных целей муниципальной деятельности;
- получать по результатам контроля информацию, необходимую для анализа причин и источников неэффективных управленческих решений, а также для выявления процессов, не поддающихся или трудно поддающихся управленческим воздействиям;
- выявлять влияние управленческих решений на эффективность использования всех видов местных ресурсов;
- разрабатывать прогнозы, определять направления и пути совершенствования процессов муниципального управления, в конечном итоге, воздействовать на тенденции развития муниципального образования.
Выделяют следующие компоненты оценки эффективности муниципального управления:
- обоснование и выбор системы и структуры показателей эффективности муниципального управления, причем как показателей текущего функционирования, так и показателей стратегического развития муниципального образования;
- определение критериев и измерителей эффективности муниципального управления;
- разработка методов расчета отдельных показателей.
Изменение устойчивых характеристик муниципального образования приводит к изменению сущностных параметров объекта и влечет за собой качественное изменение соотношений между объектом и субъектом управления. Поэтому процесс муниципального управления осуществляется главным образом через воздействие на изменяемые характеристики муниципального образования как социально-экономической системы.
Обратим внимание на очень существенный момент в стратегическом управлении на муниципальном уровне. Речь идет о согласовании интересов местных сообществ с интересами органов государственной власти, а также субъектов хозяйственной деятельности, функционирующих на территории муниципального образования.
Под стратегическим подходом к муниципальному управлению следует понимать взаимоувязанное управление состоянием и управление развитием муниципального образования и местных сообществ как объектов муниципального управления. Сущность стратегического подхода к муниципальному управлению заключается в переходе от приоритета краткосрочных целей к приоритету долгосрочных целей, от ориентации на обращение к текущим задачам к ориентации на решение перспективных проблем.
В числе основных компонентов системы стратегического управления муниципальной деятельностью выделяют:
1) идеологию (философию) стратегического управления;
2) концепция перспективного развития;
3) долгосрочные цели и ориентиры развития;
4) этапы и способы достижения стратегических целей;
5) наличие подобранного, обученного и эффективно расставленного персонала управления развитием;
6) наличие преобразованной организационной структуры управления;
7) распределенные роли и функции между органами и уровнями управления развитием;
8) методическое и информационное обеспечение;
9) наличие специальных органов и структур по координации и контролю за реализацией стратегии развития.
В стратегическом управлении муниципальной деятельностью выделяют четыре основных подсистемы.
1. Подсистема целеобразования и целеполагания включает в себя такие элементы, как выработка генеральной стратегии развития муниципального образования и местных сообществ, а на ее основе – разработка стратегий развития по отдельным направлениям муниципальной деятельности, программ и проектов. В целеполагании сосредоточена идеология муниципального управления. Она отражает определенные потребности и интересы местных сообществ, а также пути, способы их возможного удовлетворения.
2. Подсистема нормативно-правового проектирования предполагает формирование нормативно-правовой базы муниципального управления, а также системы гарантий и норм осуществления принимаемых решений. постановлений и т.п.
3. Подсистема организационного проектирования связана с формированием публично-властной и общественно-деятельностной структур муниципальной организации местного самоуправления, с определением их задач и функций по реализации стратегических целей и задач.
4. Подсистема планирования включает в себя разработку мероприятий, направленных на реализацию стратегических целей развития муниципального образования и местных сообществ. Эти мероприятия увязываются во времени и в своей последовательности, а также с четким выполнением органами муниципальной власти, их структурными подразделениями возложенных на них задач.
3. Характеристика основных элементов управленческого цикла на муниципальном уровне
Муниципальное управление, как и всякий управленческий процесс, включает в себя следующие элементы:
1) изучение и анализ исходной ситуации;
2) планирование;
3) координацию;
4) разработку, принятие и реализацию управленческих решений;
5) контроль над их осуществлением.
Вместе с тем схему управленческого цикла на уровне муниципального образования, если ее рассматривать сквозь призму руководства, включает в себя планирование, организацию, контроль, результат.
Когда речь идет о функции планирования в управленческом цикле на уровне муниципального образования, то имеет в виду, что планирование связано с определением целей и способов их достижения. Поэтому на муниципальном уровне, как правило, речь идет о социально-экономическом планировании развития муниципального образования.
Оно включает в себя следующие направления:
1) анализ состояния муниципального образования;
2) определение целей развития муниципального образования;
3) основные разделы плана (программы) социально-экономического развития муниципального образования.
Организация в организационно-регулирующем механизме рассматривается в качестве средства цели и представляется подчиненной по отношению к ней. Организация производна от цели и призвана обсуживать ее.
В регулировании управляющее воздействие получает практическую реализацию, вследствие которой поведение и деятельность людей действительно осуществляются в направлении, предписанном целями, с полным использованием ресурсов организации и с фиксируемыми результатами, соотносимыми с целями по принципу обратной связи.
Регулирование обычно осуществляется в рамках конкретных организаций и связано с определением и распределением в них поведения и деятельности людей, значимого для организаций и направленного на обеспечение реализации их целей. Главное в нем достижение практичности, совпадение нормы, поведения, деятельности. Поэтому о регулировании (любого вида) можно лишь тогда, когда какая-либо норма введена в общественный процесс и в нем выполняет предназначенную ей функцию».
Виды регуляции в управлении.
В управлении рассматривают следующие виды регуляции:
1) правовое;
2) моральное регулирование (регулирование моральных норм);
3) технико-технологическое регулирование в условиях информационно-технологической революции.
Организация всегда предусматривает координацию. Под координацией в муниципальном управлении понимается процесс, в котором муниципальная деятельность распределяется во времени и направлена на обеспечение взаимодействия ее субъектов с целью реализации стоящих перед ними целей и задач.
Можно выделить следующие виды координационной деятельности в муниципальном управлении: превентивная, устраняющая, регулирующая, стимулирующая. Превентивная деятельность направлена на предвидение проблем и трудностей в осуществлении управлением муниципальным образованием и местными сообществами. Устраняющая деятельность предназначена для устранения перебоев, возникающих в системе муниципального управления. Регулирующая деятельность связана с сохранением существующей схемы управленческого цикла на муниципальном уровне. Стимулирующая деятельность направлена на совершенствование муниципальной деятельности даже в том случае, если отсутствуют конкретные проблемы. Правда, это маловероятно в современных условиях муниципального управления.
Заключение
В предлагаемой курсовой работе основное внимание было уделено рассмотрению одного из центральных вопросов муниципальной деятельности – анализу процесса муниципального управления на уровне муниципального образования и использование стратегического подхода к муниципальному управлению
Завершая рассмотрение стратегического подхода к муниципальному управлению приходим к выводу, что важен результат муниципального управления рассмотренный сквозь призму его эффективности, которая базируется на основе критериев, разрабатываемых с целью оценки эффективности муниципальной деятельности муниципальных управленческих организаций.
Наш анализ был сосредоточен на более глубоком раскрытии двух элементов схемы управленческого цикла на уровне муниципального образования - организации и результате.
Эффективность муниципальной деятельности определяется как результат сложного взаимодействия различных факторов: природных, человеческих, социально-экономических, экологических и других.
Можно выделить три уровня критериев эффективности, характеризующих деятельность органов муниципального управления:
1) общая эффективность;
2) эффективность организации и функционирования муниципального управления;
3) эффективность деятельности конкретных органов и должностных лиц.
В качестве критериев эффективности муниципального управления предлагается использовать следующие критерии оценки: действенность, экономичность, качество, соотношение результатов и затрат, удовлетворенность работой, внедрение инноваций.
Измерители эффективности организации муниципального управления:
- содержание и организация процесса управления;
- рациональность организационной структуры;
- организационно-технический уровень системы муниципального управления.
Измерителями эффективности системы муниципального управления могут быть:
- степень достижения основных целей муниципального управления;
- сочетание потребностной, результативной и затратной эффективности; эффективность каждой подсистемы, входящей в систему муниципального управления.
Оценка эффективности стратегического подхода к муниципальному управлению позволяет:
- выявлять управленческие факторы, воздействующие на реализацию генеральной и частных целей муниципальной деятельности;
- получать по результатам контроля информацию, необходимую для анализа причин и источников неэффективных управленческих решений, а также для выявления процессов, не поддающихся или трудно поддающихся управленческим воздействиям;
- выявлять влияние управленческих решений на эффективность использования всех видов местных ресурсов;
- разрабатывать прогнозы, определять направления и пути совершенствования процессов муниципального управления, в конечном итоге, воздействовать на тенденции развития муниципального образования.
Выделяют следующие компоненты оценки эффективности муниципального управления:
- обоснование и выбор системы и структуры показателей эффективности муниципального управления, причем как показателей текущего функционирования, так и показателей стратегического развития муниципального образования;
- определение критериев и измерителей эффективности муниципального управления;
- разработка методов расчета отдельных показателей.
Изменение устойчивых характеристик муниципального образования приводит к изменению сущностных параметров объекта и влечет за собой качественное изменение соотношений между объектом и субъектом управления. Поэтому процесс муниципального управления осуществляется главным образом через воздействие на изменяемые характеристики муниципального образования как социально-экономической системы.
Обратим внимание на очень существенный момент в стратегическом управлении на муниципальном уровне. Речь идет о согласовании интересов местных сообществ с интересами органов государственной власти, а также субъектов хозяйственной деятельности, функционирующих на территории муниципального образования.
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Муниципальная власть | система властных отношений, в рамках которой реализуются функции и полномочия местного самоуправления. Муниципальная власть является разновидностью не только социальной, но и публичной (одновременно с государственной) власти, которая действует в границах местного сообщества (территориального коллектива), реализуется от его имени непосредственно или органами и должностными лицами местного самоуправления и основывается на нормах права. |
2 | Стратегический подход к муниципальному управлению | взаимоувязанное управление состоянием и управление изменением. (развитием). Стратегический подход — антипод существующему во многих муниципалитетах приоритету решения текущих, повседневных задач. Вопросы текущего функционирования и вопросы развития муниципального образования тесно взаимосвязаны. |