Файл: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение свердловской области.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОНЯТИЯ, ВИДЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

1.1 Понятие и цели инвентаризации

1.2 Место и роль инвентаризации

1.3 Периодичность проведения инвентаризации

1.4 Приёмы физического подсчёта имущества

инвентаризация имущество бухгалтерский недостача

1.5 Классификация инвентаризаций

2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

2.1 Подготовительный этап перед проведением инвентаризации

2.2 Проведение инвентаризации имущества и обязательств

2.3 Документальное оформление результатов инвентаризации

2.4 Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации

3. ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

3.1 Отражение в учете излишков

3.2 Отражение в учете недостач

3.3 Отражение недостач в пределах естественной убыли

3.4 Возмещение недостач за счет виновных лиц

3.5 Списание недостач при отсутствии виновных лиц

3.6 Зачет недостач излишками (пересортица)

4. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

4.1 Инвентаризация основных средств

4.2 Инвентаризация нематериальных активов

5. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И ПЕРЕОЦЕНКА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ (МПЗ)

5.1 Инвентаризация МПЗ

5.2 Переоценка материальных ценностей

6. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И РАСЧЕТОВ

6.1 Инвентаризации расчетов

6.2 Списание просроченной задолженности

6.3 Списание дебиторской задолженности. Типовые проводки

6.4 Списание кредиторской задолженности в бухгалтерском и налоговом учете



МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАПОУ СО "ССЭТ"РОДНИК"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СЫСЕРТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ "РОДНИК"


Утверждаю

Директор ГАПОУ СО "ССЭТ"РОДНИК"
_______________________Заволоко И.А.

«____» __________2020г.


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

МДК 02.02 «БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ»


1. ПОНЯТИЯ, ВИДЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ




1.1 Понятие и цели инвентаризации



Инвентаризация – как метод бухучёта насчитывает не менее 6 тысяч лет, однако само слово инвентаризация появилось в 1931 году в журнале «Вестник Академии наук». До этого пользовались другими терминами: проверка, пересчёт, учёт, переучёт и т.д. Инвентаризация от лат. inventarium, что означает опись имущества.

Инвентаризация – это сверка фактического наличия имущества и кредиторской задолженности организации с данными бухучёта. В процессе проведения инвентаризации проверяется и документально подтверждается не только наличие имуществ и обязательств, но также их состояние и оценка.

Инвентаризация – это установление фактического наличия средств и их источников, произведённых затрат и т.д. путём пересчета остатков в натуре или проверке учётных записей.

Инвентаризация – это не что иное, как средство установления истины в данных бухучёта. Первичные документы несут информацию о произошедших фактах хозяйственной жизни. Однако бухгалтер оказывается отделён от этих фактов барьером первичной документации. Поэтому инвентаризация позволяет бухгалтеру проверить правильность и полноту отражения в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной жизни.

Роль инвентаризации менялась во времени. В эпоху древнего Рима инвентаризация применялась при оценке наследуемого имущества и определения размера налогов на наследство, а впоследствии на имущество. Идеи Жака Савари о контрольной функции инвентаризации (обеспечение сохранности имущества собственника
, соответствие фактического наличия данным бухучёта) изложены ещё в 1675 году.

Основными целями инвентаризации являются:

  1. проверка правильности данных текущего учёта и выявление допущенных ошибок;

  2. отражение неучтённых, хозяйственных и финансовых операций;

  3. контроль сохранности имущества;

  4. контроль за полнотой и своевременностью расчётов по хозяйственным договорам и обязательствам, по уплате налогов и сборов;

  5. проверка условий и порядка хранения товаров;

  6. выявление залежавшихся, неходовых, устаревших товаров;

  7. проверка соблюдения принципа материальной ответственности;

  8. проверка состояния учёта и организации движения товарных запасов;

  9. проверка отражения всех хозяйственных операций в документах и бухучёте.


1.2 Место и роль инвентаризации



Инвентаризация является одним из наиболее доступных и действенных инструментов последующего контроля, т.е. контроля, реализуемого спустя значительное время после проведения бухгалтерских операций.

Инвентаризация имеет государственную значимость. Она нередко используется при решении крупных задач в области экономики и социальной политики. Бухгалтерская отчетность в России считается недействительной, если не была проведена инвентаризация и её результаты не были включены в бухгалтерскую отчётность.

Необходимость инвентаризации обусловлена рядом причин:

  1. выявление возможных ошибок в учёте, которые могут привести к серьёзным материальным потерям – штрафам за сокрытие прибыли;

  2. изменение физических свойств ТМЦ (например: продукты питания меняют свои физические свойства или просто приходят в негодность), с помощью инвентаризации выявляется действительное положение дел, что отражается документально;

  3. стихийные бедствия, пожары, аварии и т.д.;

  4. кражи, злоупотребления;

  5. недоверие к материально-ответственному лицу;

  6. проведение ревизий, аудиторских проверок;

  7. по требованию судебно-следственных органов и др.


1.3 Периодичность проведения инвентаризации



Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения,

перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливается руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Обязательные инвентаризации проводятся:

  1. при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже;

  2. перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться раз в 3 года, библиотечных фондов – раз в 5 лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья, материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

  3. при смене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

  4. при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

  5. в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий или других чрезвычайных ситуаций;

  6. при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;

  7. при коллективной (бригадной) материальной ответственности, инвентаризация проводится при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов.


1.4 Приёмы физического подсчёта имущества



Приёмами физического подсчёта имущества является подсчёт, обмер, взвешивание. Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки, обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправленными весами, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой.

По материалам и товарам, хранящимся в неповреждённой упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов, но с обязательной проверкой в натуре на выборку части ценностей. Определение массы или объема навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчётов.

инвентаризация имущество бухгалтерский недостача

1.5 Классификация инвентаризаций



Инвентаризации бывают:

  1. по объёму – полная и частичная;

  2. по методу проведения – выборочная и сплошная;

  3. по назначению – плановая, внеплановая, повторная, контрольная.

Полная инвентаризация проводится перед составлением годового отчёта, при аудиторской проверке или ревизии и охватывает все материальные, денежные средства и расчетные отношения с другими организациями и лицами. При полной инвентаризации охватываются также все виды средств, не принадлежащие организации (арендованные ОС, ТМЦ, принятые на ответственное хранение, материалы, принятые в переработку и т.д.).

Каждая отдельная инвентаризация, охватывающая часть конкретных средств организации, называется частичной инвентаризацией. Например, инвентаризация денежных средств (ревизия кассы), инвентаризация материальных ценностей, связанная со сменой материально ответственного лица, инвентаризация расчетов с поставщиками и т.д.

При выборочной инвентаризации у конкретного материально-ответственного лица проверяют только некоторые ценности на выбор. Выборочная инвентаризация проводится в организациях с большой номенклатурой ценностей.


Сплошная инвентаризация проводится одновременно во всех структурных подразделениях и предприятиях, которые принадлежат данной организации.

Плановая инвентаризация проводится по графику в указанные сроки, утверждённые руководителем, причем сроки её проведения не подлежат оглашению.

Внеплановая инвентаризация проводится не по плану, а в силу сложившихся обстоятельств (при хищениях, при передаче дел материально ответственным лицом, после стихийных бедствий и прочее).

Повторная инвентаризация проводится, если возникли сомнения в достоверности, объективности, качестве проведённой инвентаризации.

Контрольная инвентаризация. По окончании инвентаризации могут проводяться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации с участием членов инвентаризационных комиссий и материально-ответственных лиц, обязательно до открытия склада, кладовой, секции, где проводилась инвентаризация.

В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации ТМЦ по местам их хранения и переработки. Выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.



2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ




2.1 Подготовительный этап перед проведением инвентаризации



Процесс инвентаризации можно разделить на несколько этапов.

Подготовительный этап. На данном этапе на основе приказа руководителя создаётся постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При малом объёме работ и наличии в организации ревизионной комиссии, проведение инвентаризации допускается возлагать на неё. При большом объёме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. В состав инвентаризационной комиссии включается представители администрации организации, работники бухгалтерии, другие специалисты: инженеры, экономисты, техники, мастера и т.д. В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, а также независимых аудиторский организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации не действительными. Перед началом инвентаризации члены комиссии должны убедиться в том, что все