Файл: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение свердловской области.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЯ, ВИДЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
1.1 Понятие и цели инвентаризации
1.2 Место и роль инвентаризации
1.3 Периодичность проведения инвентаризации
1.4 Приёмы физического подсчёта имущества
инвентаризация имущество бухгалтерский недостача
1.5 Классификация инвентаризаций
2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
2.1 Подготовительный этап перед проведением инвентаризации
2.2 Проведение инвентаризации имущества и обязательств
2.3 Документальное оформление результатов инвентаризации
2.4 Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации
3. ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
3.1 Отражение в учете излишков
3.2 Отражение в учете недостач
3.3 Отражение недостач в пределах естественной убыли
3.4 Возмещение недостач за счет виновных лиц
3.5 Списание недостач при отсутствии виновных лиц
3.6 Зачет недостач излишками (пересортица)
4. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
4.1 Инвентаризация основных средств
4.2 Инвентаризация нематериальных активов
5. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И ПЕРЕОЦЕНКА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ (МПЗ)
5.2 Переоценка материальных ценностей
6. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И РАСЧЕТОВ
6.2 Списание просроченной задолженности
6.3 Списание дебиторской задолженности. Типовые проводки
6.4 Списание кредиторской задолженности в бухгалтерском и налоговом учете
Если материально-ответственное лицо имеет документы, не переданные в бухгалтерию по различным причинам, то они проверяются комиссией, принимаются к учёту и служат основанием для корректировки сальдо на дату инвентаризации по учетным данным. Факт сдачи документов удостоверяется расписками (типовой формы) материально-ответственных лиц о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности оприходованы, а выбывшие – списаны с бухгалтерского учёта. Инвентаризационная комиссия принимает последние приходные или расходные документы или отчёты о движении материальных ценностей, денежных средств. Председатель комиссии визирует первичные документы.
2.2 Проведение инвентаризации имущества и обязательств
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии документы должны храниться в ящике, шкафу, сейфе, в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
В тех случаях, когда материально-ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Комиссия проверяет указанные факты и в случае их подтверждения исправляют выявленные ошибки в установленном порядке.
Натуральная и документальная проверка выполняется путём обязательного подсчёта, взвешивания, обмера и определяет фактическое наличие имущества. Все эти процедуры осуществляются при обязательном участии материально-ответственного лица.
Сведения о фактическом наличие имущества и реальности учтённых финансовых обязательствах записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составлены не менее чем в двух экземплярах. Описи заполняются чётко, ясно, без помарок и подчисток. Наименование проверяемых ценностей, их количество указывается в единицах, принятых в учёте. Пустые строки в описях должны прочёркиваться.
Таксировочный этап. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цены, таксировки (кол-во*цена) и подсчёте итогов, за подписями лиц производивших проверку. Опись подписывают все члены комиссии и материально ответственное лицо. В конце описи материально ответственное лицо дает расписку об отсутствии претензий к членам комиссии.
Инвентаризация расчётов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учёта.
Инвентаризационная комиссия в результате документальной проверки должна установить обоснованность, полноту и своевременность отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с формированием и движением дебиторской и кредиторской задолженности по всем видам расчетов.
2.3 Документальное оформление результатов инвентаризации
Сравнительно-аналитический этап. Оформленные инвентаризационные описи и акты сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие ценностей с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записываются в сличительную ведомость. В ней указывается фактическое наличие средств по данным организации, учетные данные о наличии средств и результаты сравнения (излишек, недостаток).
Заключительный этап. Результаты инвентаризации отражаются в учетных регистрах и бухгалтерской отчетности. Согласно Положению по бухгалтерскому учету и отчетности в РФ выявленные в ходе инвентаризации расхождения отражаются в следующем порядке: излишек приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, недостача относится на материально-ответственное лицо.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности её проведения с участием членов инвентаризационных комиссий и материально-ответственных лиц, обязательно до открытия склада, где проводилась инвентаризация.
ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Номер формы | Наименование формы |
ИНВ-1 | Инвентаризационная опись основных средств |
ИНВ-1а | Инвентаризационная опись нематериальных активов |
ИНВ-2 | Инвентаризационный ярлык |
ИНВ-3 | Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей |
ИНВ-4 | Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных |
ИНВ-5 | Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение |
ИНВ-6 | Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути |
ИНВ-8 | Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них |
ИНВ-8а | Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях |
ИНВ-9 | Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них |
ИНВ-10 | Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств |
ИНВ-11 | Акт инвентаризации расходов будущих периодов |
ИНВ-15 | Акт инвентаризации наличных денежных средств |
ИНВ-16 | Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности |
ИНВ-17 | Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
Прило- жение к форме ИНВ-17 | Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
ИНВ-18 | Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств |
ИНВ-19 | Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей |
ИНВ-22 | Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации |
ИНВ-23 | Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации |
ИНВ-24 | Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей |
ИНВ-25 | Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций |
2.4 Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации
1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
2. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»
3. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (в ред. 08.11.2010 № 142н) «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
4. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций».
3. ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Проведение инвентаризации можно считать законченным после занесения в инвентаризационные описи данных обо всем имуществе и обязательствах организации. Однако это только часть всего комплекса работ.
Следующим этапом будет сверка результатов инвентаризации с данными учета, составление сличительных ведомостей и отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
При обнаружении расхождений результатов инвентаризации с данными учета составляются сличительные ведомости по формам ИНВ-18 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств" и ИНВ-19 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей", утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88.
По общему правилу результаты инвентаризации подлежат отражению в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а при проведении годовой инвентаризации они должны быть отражены в годовом бухгалтерском отчете, т.е. выявленные излишки или недостачи должны быть отражены в бухгалтерском учете проводками за декабрь отчетного года.
3.1 Отражение в учете излишков
Выявленные излишки основных средств, материальных ценностей, денежных средств и другого имущества подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты.
Принятие к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации, производится по статье "Прочие доходы" в составе прочих поступлений.