Файл: Исследование по проверке возможностей доо в эффективном повышении звучащей речи педагога составляющими речевой техники, проанализировать результаты исследования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное образовательное учреждение высшего образования
«Среднерусский гуманитарно-технологический институт»
Кафедра психологии и педагогики
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Проблемы техники речи педагога дошкольного образования в освоении педагогического мастерства
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.1. Понятие «техника речи» в отечественной и зарубежной литературе 5
Список литературы 12
Введение
Актуальность темы настоящего исследования определяется тем, что педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимает техника речи.
Проблема исследования состоит в выявлении и характеристике основных составляющих техники речи педагога дошкольного образования, необходимых в освоении педагогического мастерства.
Объект исследования – звучащая речь в профессиональной деятельности педагога дошкольной организации.
Предмет – техника звучащей речи как один из приемов повышения педагогического мастерства педагога организации дошкольного образования.
Цель курсового проекта
Задачи:
Рассмотреть понятие «техника речи» в отечественной и зарубежной литературе
Охарактеризовать особенности звучащей речи в профессиональной деятельности педагога дошкольной организации
Проанализироватьт технику звучащей речи как один из приемов повышения педагогического мастерства
Провести опытно-экспериментальное исследование по проверке возможностей ДОО в эффективном повышении звучащей речи педагога составляющими речевой техники, проанализировать результаты исследования.
Теоретические и методологические основы исследования,
Методы исследования,
Экспериментальная база исследования
Практическая значимость исследования
В настоящей работе использованы следующие методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования…..
Структура работы: настоящий курсовой проект включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Глава I. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Понятие «техника речи» в отечественной и зарубежной литературе
Речь имеет очень большое значение в жизни человека: она является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми, служит целям познания мира, будучи средством передачи и усвоения определенной информации, коллективного опыта человечества. Речь – средство организации и планирования деятельности, а также воздействия на мысли, чувства и поведение людей.
Существует множество определений понятия «речь». По мнению лингвиста Н.Д. Арутюновой, это конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или письменной форме1. Психологи (в частности, М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович) трактуют речь как сложную психическую деятельность, специфически человеческую функцию по общению посредством языка2. В педагогике речь, согласно А.А. Душницкой, понимается как важнейший компонент педагогического мастерства, инструмент передачи учебного материала и средство воспитательного воздействия3.
Что касается видов речи, авторы Т.Н. Вержбицкая и Л.И. Алексина 4 подразделяют речь на следующие виды:
по характеру речевой деятельности: монологическая (высказывание одного лица) / диалогическая (разговор двух или нескольких лиц);
по форме использования языка: устная / письменная;
по условиям и задачам общения: разговорная (разговорный стиль) / книжная (научный, официально-деловой, публицистический, художественный стиль).
В психологии и психофизиологии принято различать сенсорную, экспрессивную, импрессивную и внутреннюю речь. Как отмечает Р.С. Немов, сенсорная речь – это способность понимать смысл слова, экспрессивная (или, как ее еще называют, моторная) речь – это способность говорить, т.е. это устная речь, и в большинстве случаев - диалогическая. Импрессивная речь обратна экспрессивной и состоит в декодировании речевого высказывания и выделении содержащейся в нем мысли. Внутренняя речь – особый самостоятельный вид речевой деятельности, "немая речь", "речь про себя"5.
Кроме вышеперечисленных видов речи, принято различать несколько так называемых видов речевых процессов, к которым относят: слушание, говорение, чтение и письменную речь
6.
Чистота речи – коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь — язык. Чистой называется такая речь, в которой нет чуждых литературному языку слов и словосочетаний и других элементов языка. К языковым средствам, нарушающим чистоту речи, относят диалектизмы, варваризмы, жаргонизмы, вульгаризмы, канцеляризмы, слова-паразиты. Навязчивое, частое повторение таких слов в речи делает их чуждыми задачам общения.
По своей сути чистота речи - это одно из проявлений правильности, которое сказывается в соблюдении лексических норм, ибо чистой называют речь, свободную от лексики, находящейся за пределами русского литературного языка: варваризмов, жаргонизмов, неоправданного повторения «лишних» слов (слов-паразитов) типа так сказать, ну, вот и т.п. Как указывает И.А… Стернин, чистота как достоинство речи основывается на языковых нормах, проявляется, как правило, на уровне звучащей речи и отображает культуру речи и общую культуру говорящего7.
Речь представляет собой систему и, как любая система, обладает своей структурой, т.е. способом организации, внутренним строением. Структуру речи разные ученые трактуют по-разному. Так, Л.П. Крысин выделяет четыре уровня (подсистемы) речи, каждый из которых имеет свою единицу: фонологический уровень (его единица – фонема), морфологический (морфема), далее – лексико-семантический (единица – лексема, или слово) и синтаксический (единица – предложение)8. Все названные уровни взаимосвязаны между собой. Так, из фонем строятся морфемы, из морфем - лексемы, из лексем - предложение. Таким образом, речь состоит из четырех подсистем, в целом образующих общую систему языка.
Согласно другому ученому – В.Ф. Габдулхакову, речь как система подразделяется на такие основные подсистемы, как звуковая и смысловая, которые, в свою очередь, включают в себя ряд элементов. Графически эта структура отображена ниже, на Рисунке 1.
Как видно из приведенной выше схемы (Рис.1), речевая система образована следующими подсистемами и их компонентами:
-
Звуковая сторона речи (в т.ч. фонетика и фонематика). это комплекс языковых средств, а также просодического компонента языка, благодаря объединению становится возможным восприятие речи и ее воспроизводство. -
Смысловая сторона (лексика, грамматика и связная речь). Она выражается как в отдельных словах, так и в их соотношении и требует единства речевого процесса.
Рассмотрим в этой структуре звучащую речь. Как отмечает М.С. Нетесина9, этот вид речи представляет собой единый артикуляторно-акустический процесс порождения говорящим и восприятия слушающим высказывания (последовательности высказываний), при котором взаимодействующие лексико-грамматические и интонационно-звуковые структуры выражают смысл и эмоционально-стилистическое содержание мыслей говорящего.
Ее назначение, как указывает О.А.Волошина, состоит в осуществлении речевой коммуникации, основной формой которой и является звучащая речь. Данный автор подчеркивает, что язык реализуется, материально воплощается, физически выражается в звучащей речи10.
По мнению В.В. Виноградова, звучащая речь – это языковая ткань, благодаря которой члены некоторой общности людей не только имеют возможность иметь постоянное общение, но и доказывать свою принадлежность к той или иной группе, показывая свое единство, в чем осуществляется интегрирующая функция звучащей речи11.
Специфика звучащей речи состоит в том, что она представляет собой сложное материальное явление и, как указывает Т.А. Бочкарева, реализуется в единстве его важнейших аспектов: артикуляционного (анатомо-физиологического), акустического (физического), лингвистического (функционального) перцептивного12.
Основными признаками звучащей речи, как отмечает Р.К. Потапова, являются фонетические единицы, структурирующие речевой процесс и помогающие в осуществлении коммуникации, в том числе:
– сегментные: фраза, такт, фонетическое слово, слог, звук (его частота, интенсивность, спектр и длительность);
– суперсегментные: слог, ударение, интонация13.
Требования к звучащей речи – это точность, чистота, выразительность, лексическая грамотность и соответствие нормам грамматики (синтаксис, конструкция фразы, соединение слов), богатство (разнообразие) применяемых языковых средств, правильная артикуляция, отсутствие дефектов произношения, соответствующая эмоциональная окрашенность произношения, т.е. темп и ритм, паузация, дикция, интонирование текста, звучность голоса, тембр.
Оценка речи в целом возможна по следующим показателям: голос, темп, интонация, дикция
Критерии и показатели звучащей речи отображены в таблице 2.
Таблица 2 – Критерии и показатели звучащей речи
Критерии | Показатели | |
Показатели развитой речи | Показатели не развитой речи | |
Дикция | четкое произнесение звуков и слов | невнятное произнесение; дефекты речи; "глотание" звуков и слогов |
Темп | 1) нормальный: 120 слов в минуту; 2) умение менять (замедлять или убыстрять) темп при необходимости | 1) темп слишком быстрый или слишком медленный, 2) однородный темп на протяжении всего выступления |
Интонация | мелодическое разнообразие речи; необходимые логические акценты и паузы | мелодическое однообразие; непредвиденные затянутые паузы |
Голос | 1) умение менять (повышать и понижать) тон; 2) достаточно громкий (уверенный) голос; 3) приятный голос | 1) монотонный голос (одинаково высокий либо низкий); 2) тихий, неуверенный, затухающий голос; 3) неприятный голос ("крикливый", "хриплый" и т.д.) |
Выстроить таблицу с критериями и показателями звучащей речи по уровням(материал из диссертаций с ссылкой на труды)+ добавить столбик с методикой диагностики этих критериев (название методик и их авторов)
ИЗВИНИТЕ, НО НЕПОНЯТНО: КАКИЕ ДИССЕРТАЦИИ? КТО АВТОРЫ? ГДЕ ИХ БРАТЬ?
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ТОЖЕ ––НЕПОНЯТНО ГДЕ БРАТЬ
Развитая звучащая речь проявляется в хорошем владении техникой речи.
Как указывает В.Харитонов, техника речи – один из разделов культуры речи, она является базой речевой культуры14. Автор Т.С. Никольская отмечает, что техника речи может рассматриваться в узком и широком понимании, в первом случае она обозначает совокупность дыхательных, дикционных и голосовых умений и навыков, необходимых для должного звучания во время публичного выступления. В широком понимании, которое встречается в литературе реже, под техникой речи подразумевается набор приемов и тактик построения устной ораторской речи 15.
Владеть техникой речи – значит уметь управлять речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение.