ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Три главных вопроса для ученика, на которые отвечает метапредметный урок
1-й этап подготовки метапредметного урока: определить тип урока
2-й этап: определить конкретное УУД и уровень его освоения
3-й этап: выбрать образовательные технологии, которые помогут ученикам освоить УУД
4-й этап: определить ориентировочную основу, которая поможет формировать или развивать УУД
Графа «Ориентировочная основа действий» для освоения УУД обязательно входит в метапредметную карту урока.
ПРИМЕР 4. Учитель планирует, что школьники освоят УУД: оценивать деятельность одноклассников с помощью сравнения с установленными нормами, с их деятельностью в прошлом – на уровне применения. Чтобы ученики освоили УУД, педагог формулирует в метапредметной карте урока ориентировочную основу действий и пишет, что когда ученик подготовил и выступает с сообщением о писателе, то должен соблюдать требования: – обязательно рассказывать текст, а не читать; – использовать не только материал в учебнике, но и дополнительные источники информации (назвать их); – в презентации должно быть от 5 до 8 слайдов; – слушателям должно быть интересно. Затем педагог в метапредметной карте прописывает действия учеников: школьники должны оценить подготовку индивидуального домашнего задания – сообщения о писателе; рассказать, почему было интересно слушать; объяснить, как помогали понять информацию слайды. |
5-й этап. Провести рефлексию сценария метапредметного урока
Учитель проверяет, как он подготовил урок. Важно объяснить ученикам, что именно это УУД поможет решить учебно-познавательную проблему.
Педагог проверяет, как докажет учащимся необходимость освоить и выполнить конкретное УУД и ориентировочные основы действий. Учитель контролирует, в какой степени содержание учебного материала и формулировки УУД дополняют друг друга, помогут ли методы обучения и формы познавательной деятельности овладеть ориентировочными основами действия, как будут школьники проводить рефлексию успешного использования УУД на уроке.
Когда учитель планирует конспект урока и метапредметную карту в содержании конспекта, ему важно понять, что УУД не формируется автоматически. Например, если педагог рассказывает о морфологических особенностях глагола как части речи и при этом просит учащихся слушать его внимательно, то учитель должен избавиться от иллюзии: якобы он еще и учит внимательно слушать.
Школьники не освоят УУД автоматически, когда выполняют предметные учебные задания. Ученики будут именно применять УУД, когда сначала УУД станет предметом целенаправленного освоения. На это направлен метапредметный урок.
Чтобы учителя вашей школы поняли, как подготовить урок, предлагаем вам скачать конспект урока с метапредметной картой.
Использованная литература:
1 Автор карты А.В. Кузьмина, исполнительный директор Программ развития школы «Олимп-Плюс». Подробнее см. Мой любимый урок: метапредметность глазами педагогической теории и школьной практики: учеб. пособие / под ред. Н.П. Авериной, А.В. Кузьминой, С.Г. Воровщикова. – М.: 5 за знания, 2015. 215 с.
2 Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. – Псков: ПОИПКРО, 2012. – С. 189–195.
3 Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. – М.: Высш. шк., 1989. – С. 37–38.
4 Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии / под ред. Е.В. Шороховой. – М.: Наука, 1966. – С. 259–276.