Файл: Исследование по изучению процесса формирования познавательного интереса учеников начальной школы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕЛАБУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Специальность 44.03.01 – Педагогическое образование Специализация Начальное образование КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА Особенности формирования познавательных интересов учащихся начальной школы Студент 2 курса группы 7415/1 заочного отделения
«__» ____________ 2019 г. Алёна Александровна Гордеева (ИО. Фамилия) Работа допущена к защите Научный руководитель кандидат пед.наук, доцент
«__» ____________ 2019 г. Ирина Ефимовна Нургатина (ИО. Фамилия) Елабуга год
«__» ____________ 2019 г. Алёна Александровна Гордеева (ИО. Фамилия) Работа допущена к защите Научный руководитель кандидат пед.наук, доцент
«__» ____________ 2019 г. Ирина Ефимовна Нургатина (ИО. Фамилия) Елабуга год
2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательного интереса учеников начальной школы
1.1. Познавательный интерес сущность понятия, признаки, структура 1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 1.3. Особенности познавательного интереса учеников начальной школы Выводы по первой главе ГЛАВА 2. Практическое исследование по изучению процесса формирования познавательного интереса учеников начальной школы
2.1. Исследование особенностей формирования познавательного интереса у младших школьников ………………………………………………………...…25 2.2 Анализ результатов исследования Выводы по второй главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Приложения
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями, справедливо писал великий педагог К. Д. Ушинский. Учитель начальной школы, прежде всего, должен научить детей учиться, сохранить и развивать познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Целенаправленное решение этих задач возможно только в том случае, когда учитель будет знать, какова природа происхождения познавательной деятельности, из чего она состоит, в каком порядке следуете формировать у детей младшего и среднего школьного возраста, какие условия необходимо учитывать, чтобы гарантировать формирование намеченной познавательной деятельности у всех учащихся. Познавательная деятельность формируется в процессе всей жизни человека. Ребенок не рождается с сформированным, развитым мышлением, готовым к познанию. Учебная деятельность требует от ученика вполне определенных познавательных навыков и средств. И учитель должен знать, располагает ли этими средствами ученик, сформированы ли у него в дошкольный период. Изучение принципов формирования познавательной деятельности школьника необходимо не столько для теоретического обоснования, сколько для практического применения. Нужно четко представлять конкретное содержание различных видов познавательной деятельности. Те. чему ив какой последовательности надо учить учащихся, вооружить их приемами рационального логического мышления и т.д[5]. Особо должно рассматриваться воспитание навыков умения учиться, формированию общей познавательной деятельности. Принцип активности
4 учащихся широко известен педагогике. Без побуждения деятельности ученика учитель не сможет достичь поставленных целей. Но умение учиться включает как общие, таки специфичные виды познавательной деятельности. Прежде чем стать средствами усвоения, эти виды познавательной деятельности сами должны быть усвоены учащимися. При формировании познавательной деятельности решается вопрос о том, как учить, какие методы использовать ив какой последовательности. Специально выделяются условия, реализация которых позволяет учителю гарантировать достижение поставленной цели. Особое внимание при этом уделяется функциональному контролю в учебном процессе. Цель исследования – изучить особенности формирования познавательного интереса младших школьников. Объект исследования – познавательный интерес младших школьников. Предмет исследования – формирование познавательного интереса у младших школьников. Задачи исследования
1. Определить сущность понятий познавательный интерес, признаки и структуру познавательного интереса.
2. Определить психолого-педагогическую характеристику младших школьников.
3. Выявить особенности познавательного интереса учеников младшего класса.
4. Исследовать особенности формирования познавательного интереса у учеников младших классов и факторы, которые оказывают на него влияние. Гипотеза исследования исходит из положения о том, что в основе познавательных интересов учащихся лежат мотивы деятельности. Методы исследования теоретический анализ психолого- педагогической литературы, тестирование, методы математической обработки информации, анализ и интерпретация экспериментальных данных.
5 База исследования Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средней общеобразовательной школы №5" Чистопольского муниципального района Республики Татарстан. В исследование принимали участие ученики го класса. Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии понятий познавательных интересов, в определении содержания психолого- педагогических характеристик младших школьников, в выделении особенностей познавательных интересов учеников начальной школы. Практическая значимость исследования в том, что результаты исследования могут быть полезны педагогами родителям, работающим с детьми младшего школьного возраста. Структура курсовой работы Курсовая работа состоит из следующих частей введение, две главы (теоретическая и практическая, заключение, список литературы и приложения.
6 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Познавательный интерес сущность понятия, признаки, структура Познавательный интерес – одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности. В условиях современной школы необходимость развития у школьников познавательного интереса представляется очевидной. Тем не менее, вопрос о том, каким образом, возможно, обеспечить наибольшее его развитие, до сих пор остается открытым. Данная проблема невозможно решить без теоретического обоснования понятия познавательный интерес При исследовании понятия познавательный интерес для начала необходимо обратиться к анализу базового понятия – интерес. С психологической точки зрения под интересом понимается избирательное отношение личности к объекту, определяемое его жизненным значением и эмоциональной привлекательностью.[21]Интересы порождаются потребностями. Потребность выражает необходимость, а интерес – приятие, предрасположенность к какой-либо деятельности. Утвердившийся интерес может стать потребностью. Интересы индивида определяются особенностями объекта, на который они направлены, и психических свойств самого индивида его воспитанности, культуры, характера, способностей В учебнике психологии под редакцией ИВ. Дубровиной [12] интерес – это потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. Интерес может все более обогащаться в условиях формирующейся познавательной деятельности, и включать в себя новые связи и отношения материального мира. Интерес имеет эмоциональную и
7 волевую характеристики. Интерес представляет собой интеллектуальную эмоцию и соответствующее усилие, которое связано с преодолением интеллектуальных трудностей. Интерес свойственен человеку на этапе освоения им действительности в форме знаний.
К.Э. Изард[17], включает интерес в число базовых (первичных) эмоций, которые имеют мотивационное значение, и описывает его как увлеченность содержанием и вовлеченность в процесс деятельности, связанный с решением какой-либо задачи. В педагогической науке интересопределяется как сложный психический феномен, который отражает множество процессов и представляет собой целостный объект. По мнению Н.Г. Морозовой[27], интересом называется эмоционально- познавательное отношение между субъектом и объектом, где активную роль играет субъект познания. С.Л. Рубинштейн[34] под интересом понимал специфическую направленность личности. МА. Пастушкова[30] полагает, что интерес связан с особым избирательным отношением человека к окружающему миру. На взгляд И.П. Подласого[32] , интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности. Интерес представляет реальную причину действий, которая ощущается человеком как особо важная для него, это положительное оценочное отношение субъекта к осуществляемой деятельности. Таким образом, интерес это
- избирательное отношение к чему-либо;
- определенная направленность личности эмоционально окрашенное отношение к объектам или явлениям действительности
- важная причина действий
- условие познавательной деятельности.
8 Сегодня под познавательным интересом преимущественно понимают различные состояния человека, объединенные позитивной направленностью к его деятельности увлечения, склонности, любопытство. В научной литературе, посвященной рассмотрению данного понятия, можно найти следующие трактовки. Так, например, И.С. Пологрудова[33] под познавательным интересом понимает эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер. На взгляд Г.И. Щукиной[40], познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Однако в науке есть и более широкие толкования данного понятия. По мнению Н.Г. Морозовой[27] познавательный интерес представляет собой активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру. Таким образом, можно прийти к выводу, что большинство авторов определяют познавательный интерес как направленность личности на окружающий мир, отличающаяся такими свойствами, как избирательность и активность. Если рассматривать подходы к познавательному интересу более детально, то многие авторы связывают его с преобладанием положительных эмоций, сопровождающих познавательную деятельность, мотивацией к ней, потребностью познать предметы и явления окружающего мира. Процесс формирования и развития познавательного интереса возможен только в деятельности и прежде всего в учебной Формирование познавательных интересов детей в обучении может происходить по двум основным направлениям
- отбор соответствующего содержания учебных предметов
- собственно организация познавательной деятельности учеников. Итак, в процессе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования нами выявлены следующие особенности познавательного интереса
9 1. Познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое, неизвестное и непонятное о свойствах, качествах объектов и явлений действительности, в желании проникнуть в их суть, выявить имеющиеся между ними связи и отношения.
2. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением знаний об окружающем мире существует определенная взаимосвязь. Такс одной стороны, под воздействием познавательного интереса у индивида значимо расширяется кругозор, с другой стороны, этот процесс возможен лишь через приобретение новых знаний, которые составляют основу развития познавательного интереса. Под влиянием познавательного интереса знания становятся более глубокими.
3. Познавательный интерес приводит к активизации различных психических процессов внимания, восприятия, памяти, воображения. Это в свою очередь определяет способы приобретения, хранения и применения знаний об окружающем мире.
4. Чем шире кругозор человека, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связей между накопленным опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в знакомом предмете новых свойств, сторон, свойств, отношений. В педагогике представлены также различные компоненты структуры познавательного интереса. Так, в исследованиях Г. И. Щукиной[40] рассматриваются содержательные компоненты познавательного интереса. К ним автор относит Эмоциональный компонент, который проявляется во взаимодействии ребенка с другим человеком, например, в процессе оказания какой-либо помощи. Интеллектуальный компонент. Он отражается в реализации всевозможных операций мышления, таких как синтез, анализ, сравнение, обобщение.
10 Регулятивный компонент. Он способствует развитию целенаправленной деятельности, формированию умений преодолевать трудности, сосредотачиваться, принимать верные решения, высказывать отношение к результатам творческой деятельности, учиться осуществлять рефлексию, самоконтроль. Творческий компонент, который отвечает за развитие умений осуществлять перенос уже усвоенных способов деятельности в новые обстоятельства, комбинировать виды деятельности, проявлять способность к творческой мыслительной деятельности. Таким образом, в данной главе мы рассмотрели различные точки зрения исследователей насущность понятия познавательный интерес, структуру познавательного интереса и основные признаки. Познавательный интерес отличается от любых других видов интереса познавательной активностью, очевидной избирательной направленностью на конкретный предмет, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы
11
1.2.Психолого-педагогическая характеристика младших школьников Начальный период школьной жизни занимает возрастной период от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы. В младшем школьном возрасте у детей существуют значительные резервы развития. Их выявлением и эффективным использованием занимается возрастная и педагогическая психология. С момента поступления ребенка в школу под воздействием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, им приобретаются качества, которые свойственны взрослым людям. Это объясняется тем, что дети включаются в новую для них систему межличностных отношений и виды деятельности. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка в этот период становятся их устойчивость, продуктивность и произвольность. Младший школьный возраст – это период интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов они начинают приобретать опосредованный характер и становятся произвольными и осознанными. Постепенно ребенок овладевает всеми психическими процессами, учится управлять памятью, вниманием, восприятием. Заметно меняется структура потребностей. Большое влияние на развитие потребностей младшего школьника оказывает его деятельность в группе сверстников. Вначале обучения школьник руководствуется исключительно лишь требованиями учителя, мнение одноклассников для него не имеет почти никакого значения. Со временем все большее воздействие на поведение и деятельность ребенка начинает играть мнение сверстников, желание завоевать их уважение. Постепенно у ребенка возникает и потребность в самооценке в своем поведении он начинает руководствоваться не только оценкой взрослых, но и своей собственной. Дошкольник осознает себя не в изоляции, а находящимся в системе общественных отношений, те. у него появляется переживание себя как