Файл: Формирование оптимального торгового ассортимента предприятия розничной торговли на примере ип Башмачок.doc
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Работники магазина должны постоянно учитывать особенности спроса населения и стремиться к его наиболее полному удовлетворению.
2.2 Формирование оптимального торгового ассортимента предприятия розничной торговли на примере магазина «Башмачок».
Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.
В условиях рыночной экономики нет четкого мнения, каков должен быть ассортимент товаров, чтобы наилучшим образом удовлетворить спрос покупателей, обеспечить получение необходимых прибылей и решить другие коммерческие задачи. Каждое торговое предприятие ищет свою нишу на рынке, исходя из сложившихся конъюнктурных условий. Поэтому коммерческие работники потребительской кооперации должны четко представлять, на каких покупателей они рассчитывают, в какой конкурентной обстановке предстоит вести работу и др. Для этого считается возможным использовать широко применяемый в рыночной экономике метод АВС-анализа.
Сущность АВС – анализа строится на основании принципа Парето: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», в настоящий момент более известного как «правило 80:20». Благодаря своей универсальности эффективности данный метод анализа получил большое распространение. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат. Считается, что 20% товарного ассортимента дают 80% общего объёма продаж.
Данные по магазину «Башмачок» представлены в таблице 6.
Таблица 6
Сумма реализованной продукции за 2010 год по группам товара
Наименование товара | Реализация товара | |
в единицах | в рублях | |
Сапоги | 1530 | 4 590 000 |
Ботинки | 700 | 1 400 000 |
Полуботинки | 540 | 810 000 |
Туфли | 1893 | 3 218 100 |
Сабо | 1248 | 1 248 000 |
Сандалии | 750 | 600 000 |
Колготки | 546 | 81 900 |
Зонты | 37 | 11 100 |
Сопутствующие товары | 2050 | 184 500 |
ИТОГО: | 9294 | 12 143 600 |
Далее проводим ранжирование ассортимента убыванию вклада в товарооборот каждой позиции (таблица 7).
Таблица 7
Ранжирование ассортимента по убыванию вклада в товарооборот каждой позиции
Наименование | Сумма реализации в рублях | Ранжирование |
Сапоги | 4 590 000 | 4 590 000 |
Туфли | 3 218 100 | 7 808 100 |
Ботинки | 1 400 000 | 9 208 100 |
Сабо | 1 248 000 | 10 456 100 |
Полуботинки | 810 000 | 11 266 100 |
Сандалии | 600 000 | 11 866 100 |
Сопутствующие товары | 184 500 | 12 050 600 |
Колготки | 81 900 | 12 132 500 |
Зонты | 11 100 | 12 143 600 |
итого | 12 143 600 | 91 521 200 |
ТО магазина составил = 12 143 600
Данный метод позволят определить оптимальное соотношение групп и видов в розничной торговой организации с учётом основных требований для достижения поставленной цели. Метод предусматривает деление всего торгового ассортимента по нескольким критериям на три категории по каждому критерию. К категории «А» относятся товары, составляющие около 70% по реализации товара (в рублях). К категории «В» относятся товары, составляющие около 25% по реализации товара (в рублях), а к категории «С» - около5%. Причём в первую категорию рекомендуется включать примерно 15% наименований товаров от общего количества, во вторую группу 35%, а в третью 50%.
Рис. 6 Графическое представление распределения товаров на области А, В, С
На основе выше построенных таблиц и графика можно составить рейтинг товаров (таблица 8).
Таблица 8
Рейтинг группы товаров магазина «Башмачок» по методике «АВС» в 2010 году
Группа товаров | итого | |
рублей | % | |
Группа товаров А | 1 866 100 | 60.3 |
1 | 2 | 3 |
Сапоги | 4 590 000 | 7.0 |
Туфли | 7 808 100 | 9.6 |
Ботинки | 9 208 100 | 10.2 |
Сабо | 10 456 100 | 10.9 |
Полуботинки | 11 266 100 | 11.1 |
Сандалии | 11 866 100 | 11.5 |
Группа товаров В | 266 400 | 24.9 |
Сопутствующие товары | 12 050 600 | 11.8 |
Колготки | 12 132 500 | 13.1 |
Группа товаров С | 11 100 | 14.8 |
Зонты | 12 143 600 | 14.8 |
АВС – анализ широко применяется в различных торговых организациях. Выделение групп проводится на основе использования одного из следующих параметров;
-
товарооборота -
количество проданных единиц -
валовой прибыли
Проанализировав, таким образом, вклад каждой группы в оборот магазина, можно сделать выводы, что какие-то группы нуждаются в развитии, как, например, сандалии и зонты. Возможно, эти группы недостаточно представлены в магазине или по ним неадекватное ценообразование. Также возможно, что именно эти группы попадают под жесткую конкуренцию внутри района - напротив магазина находятся обувные супермаркеты «Легкий шаг» или «Емеля», и именно поэтому данные группы в нашем магазине продаются хуже, чем предполагалось. В таком случае можно предпринять ряд мероприятий по расширению ассортимента и снижению цен на эти товары, чтобы предложить покупателям более выгодную покупку.
2.3 Анализ эффективности коммерческой деятельности магазина «Башмачок»
Ассортиментный перечень товаров ИП «Башмачок» представлен в таблице 9.
Таблица 9
Оценка ассортимента товаров ИП «Башмачок»
Наименование секции | Наименование товара | Количество разновидностей товара | Период торговли |
1. Обувь | сапоги, ботинки полуботинки | 350 | ноябрь, декабрь январь, февраль |
туфли, сабо, сандалии | 410 | апрель, май, июнь, сентябрь | |
2. Кожгалантерея | перчатки | 40 | ноябрь, декабрь |
сумки | 35 | 12 мес. | |
3. Аксессуары | зонты | 150 | март, апрель, май, сентябрь октябрь |
колготки | 70 | ||
4. Средства по уходу за обувью | крема, щетки, аэрозоли, ложки для обуви губки, растяжители | 47 | 12 мес. |
Одним из показателей, характеризующим ассортимент товара в магазине является коэффициент устойчивости, который показывает соответствие имеющегося в магазине ассортиментного предложения оптимальному, установленному для каждого вида продукции. Для обувной продукции оптимальным является значение коэффициента, равное 0,75. На основании данных таблицы 9, мы рассчитали коэффициент устойчивости товарного ассортимента ИП «Башмачок».
Таблица 10
Оценка устойчивости товарного ассортимента ИП «Башмачок»
Наименование товара | 2008 | 2009 | 2010 | отклонения 2010 к 2009г. |
1. Обувь | 0,66 | 0,71 | 0,73 | 0,02 |
2. Аксессуары | - | 0,83 | 0,71 | -0,12 |
3.Сопутствующие | 0,6 | 0,68 | 0,7 | 0,02 |
4. Кожгалантерея | - | 0,71 | 0,68 | -0,03 |
При расчете коэффициента устойчивости из ассортиментного перечня исключены товары сезонного спроса.
Из данных таблицы видно, что показатель устойчивости ассортимента обуви в 2010 г. увеличился в 0,02, и стал близок к оптимальному для магазинов обуви значению – 0,75. Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже:
-
Для универсамов и гастронома - 0,90 -
Для универмагов - 0,80 -
Для магазинов обуви и одежды - 0,75 -
Для магазинов по продаже культтоваров, спортивных, хозяйственных галантерейных товаров – 0,85
Увеличился показатель устойчивости сопутствующих товаров на 0,02 за счет увеличения перечня данного ассортимента.
Одним из показателей эффективности товарного ассортимента является широта, т.е. число совокупностей товаров в наборе, выделенном по определенному признаку.
Основой для анализа этого свойства являются классификационные группировки. Представлена классификационная ассортиментная группировка обуви ИП «Башмачок» (Приложение 1).
В качестве базового показателя мы взяли количественный состав обуви, параметрический ряд регламентирован стандартом, т.е. по размеру.
Широта ассортимента ИП «Башмачок» по размерам обуви равна 0.49. Этот показатель можно считать близким к оптимальному, так как для обувной продукции оптимальным считается значение коэффициента равное 0.50.
Одним из показателей эффективности товарного ассортимента является его глубина. Как правило, для обувных товаров - это общее число разновидностей моделей. Наглядно глубина ассортимента представлена в таблице 11.
Таблица 11
Глубина обувных моделей ИП «Башмачок»
Фирма | Обувные ассортиментные группы | Материал | Цвет | Размер | Фактическая широта |
1. «Белвест» | 27 | 4 | 7 | 17 | 0,9 |
2. «Бионина» | 15 | 4 | 2 | 5 | 0,43 |
3. «Фим» | 21 | 4 | 4 | 6 | 0,55 |
4. «Вигорос» | 22 | 3 | 4 | 11 | 0,62 |
5. «Инвито» | 11 | 1 | 3 | 6 | 0,32 |
6. «Чевляр» | 15 | 3 | 5 | 7 | 0,51 |
7. «Баден» | 20 | 4 | 7 | 12 | 0,73 |
8. «Эльче» | 23 | 6 | 15 | 10 | 0,98 |
9. «Антилопа» | 10 | 3 | 7 | 7 | 0,39 |
10. «Ле гранд» | 11 | 2 | 1 | 8 | 0,36 |
11. «Марко» | 13 | 2 | 3 | 12 | 0,5 |
12. «Олип» | 9 | 2 | 2 | 12 | 0,45 |
| | | | | 6,77 |