ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание………………………………………………………………….….…1
Пояснительная записка……………….……………………………………...…...2
Содержание дисциплины………………………………………………………....2
Требования к уровню подготовки обучающихся……………………………….4
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся………...6
Календарно-тематическое планирование………………………………………..9
Перечень учебно-методического обеспечения………………………………….21
Технические и программные средства обучения……………………………….21
Список литературы……………..………………………………………….…...…22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
-
Федерального компонента государственного среднего (полного) общего образования по искусству (МХК), утвержденного приказом Минобразования от 05.03.2004 г. № 1089 -
Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ст. 7.9.32); -
Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего курса в образовательной области «Искусство». -
Авторской программы среднего (полного) общего образования Даниловой Г.И. по искусству для учащихся общеобразовательных учреждений 11 классов
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника:
-
Даниловой Г.И. Искусство.. 11 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2014 г.;
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 20% - региональный компонент, в 11 классе 34 часа в год
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс «Мировая художественная культура» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Образовательные цели и задачи курса:
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; -
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; -
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; -
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; -
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. -
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов; -
формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации; -
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства; -
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира; -
освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение; -
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах; -
интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
В контексте обозначенных целей изучение предмета направлено на решение следующих ключевых задач:
-
Обобщение основных понятий изучаемой области знания, единых закономерностей развития жизни и искусства во взаимосвязи с историей отечественной и зарубежной художественной культуры; -
Углубление представлений о традиционных и современных видах искусства, их общности и различии, характерных чертах и основных специфических признаках; -
Воспитание эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к миру, художественно-эстетического вкуса, эмпатии и сопричастности к различным явлениям искусства и жизни; -
Овладение опытом разнообразной художественной деятельности для дальнейшего самообразования, организации содержательного культурного досуга; -
Освоение разнообразных видов художественного творчества в народном искусстве, музыке и литературе, кино, театре и хореографии, живописи, скульптуре, графике, фотоискусстве, архитектуре, дизайне, декоративно-прикладном и мультимедийном искусстве
Воспитательные цели и задачи курса:
-
Изучение искусства в основной школе (в соответствии с ФГОС основного общего образования) направлено на достижение следующих целей:–Обогащение эмоционально-духовной сферы школьников в процессе восприятия художественных ценностей, познавательной деятельности и самостоятельного художественного творчества; -
Разностороннее развитие растущего человека, его памяти (музыкальной, слуховой, зрительной, двигательной), творческого воображения и внимания, художественного мышления и эстетического вкуса, способности к продуктивной художественной деятельности;
-
Формирование основ художественной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; овладение культурой восприятия традиционных и современных видов искусства; -
Обобщение знаний об искусстве как самобытном явлении культуры, отражающем в образной форме нравственные ориентиры, эстетические идеалы и духовное начало всего человечества; -
Обогащение эмоционально-духовной сферы школьников в процессе восприятия художественных ценностей, познавательной деятельности и самостоятельного художественного творчества; -
Разностороннее развитие растущего человека, его памяти (музыкальной, слуховой, зрительной, двигательной), творческого воображения и внимания, художественного мышления и эстетического вкуса, способности к продуктивной художественной деятельности; -
Освоение ключевых знаний, художественных умений и навыков, способов учебных действий в области различных видов традиционного и современного искусства; -
Расширение опыта художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства, включая современные мультимедийные технологии.
В контексте обозначенных целей изучение предмета направлено на решение следующих воспитательных задач:
-
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры; -
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры; -
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства; -
развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства; -
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
-
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; -
устанавливать несложные реальные связи и зависимости; -
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства; -
осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств); -
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; -
владеть основными формами публичных выступлений; -
понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; -
определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства; -
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требованиям к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования
направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельного и прикладного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Личностные результаты изучения искусства в основной школе подразумевают:
-
обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества; -
обобщенное представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений разных видов искусства; -
инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач; -
наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству; -
умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума; -
соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всем разнообразии его видов, основных форм и жанров; -
сформированные навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности; контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач; -
активность по отношению к личностным достижениям в области разных видов искусства;
Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе отражают:
-
понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума; -
общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности; -
самостоятельность при организации содержательного и увлекательного культурного досуга; -
соответствующий возрасту уровень духовной культуры и уравновешенность эмоционально-волевой сферы; -
оригинальный, творческий подход к решению различных учебных и реальных, жизненных проблем; -
расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие; -
усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения; -
эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).