Файл: Качества культурной речи. Понятность речи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов, слов-«сорняков», слов -«паразитов». Конечно, в языке этих слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. Многие вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете, как бы и др. Это производит очень неприятное впечатление.

Пристрастие к лишним словам может служить речевой характеристикой человека. Иногда привычка вставлять в речь одно какое-либо слово становится отличительным признаком говорящего. Если же он занимает высокий пост, ответственную должность, то эта особенность речи служит объектом пародирования.

2. Нормы речи


Грамматические нормы это правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций.

Раздел языкознания, который изучает слово как часть речи, называется морфологией. Морфология рассматривает основные типы словоизменения (склонение, спряжение), грамматические категории (род, число, падеж, вид, залог, наклонение и т.д.), объединение слов в грамматические классы (части речи).

Морфологические нормы устанавливают правильность употребления частей речи и их форм. Варьирование грамматических форм представлено в русском языке очень широко. Так, в словаре-справочнике «Трудности словоупотребления» приведено более 3 тысяч морфологических вариантов. В основном вариативность отражена в формах существительного: отмечены колебания в выборе рода существительного (лебедь плыла — лебедь плыл); в выборе падежной формы (инспекторы инспектора, гектар — гектаров); в склоняемости—несклоняемости существительного (в городе Смоленске — в городе Смоленск). В глаголах представлены вариантные формы наклонений (поезжай — езжай — съезди), отмечены колебания в образовании временных форм (пылесошу — пылесосю, сох — сохнул, мурлыкает — мурлычет). В речи колеблются формы местоимений (сам факт — самый факт), очень широко варьируются формы числительных (трех козлят — троих козлят).

Некоторые пары морфологических форм равно допустимы в литературном языке (увидев — увидя), другие употребляются соответственно в кодифицированном литературном языке и разговорной речи (бухгалтеры — бухгалтера), третьи пары наряду с нормативным вариантом содержат речевую ошибку(кур — курей, их ихний).

Причины широкого варьирования морфологических форм восходят, во-первых, к историческому прошлому языка: за время существования русского языка значительно перестроилась и упростилась исходная морфологическая система, уменьшилось количество типов склонений, глагольных форм. Например, многие варианты современных падежных окончаний когда-то были представлены в разных типах склонения: купить сахару — купить сахара, ящик помидор — ящик помидоров. Исторически унаследованная вариантность окончаний существительных мужского рода -А, -У в родительном падеже единственного числа (банка меду, бутылка кефира) и в предложном падеже единственного числа (на посту, в строю и на вираже, в поезде) вызывает к жизни такие разговорные варианты предложно-падежных форм, как в цеху, в отпуску (в кодифицированном литературном языке им соответствуют в цехе, в отпуске). За ними следуют грубые нарушения нормы (на бугру, в уголку).


Во-вторых, ненормативные морфологические варианты очень часто появляются в соответствии с грамматической аналогией, активно действующей в русском языке: кура (по аналогии с формой множественного числа куры), более лучше (по аналогии со сложной формой сравнительной степени наречия более красиво). Ошибки могут быть вызваны большой продуктивностью какого-либо словообразовательного элемента. Например, окончание -ОВ в родительном падеже множественного числа имен существительных в разговорной речи до такой степени распространено, что вовлекается в образование ненормативной формы не только от существительных мужского рода (чулков, грузинов), но и среднего рода (делов, местов, яблоков, полотенцев) и даже женского (свадьбов, племянницев).

В-третьих, образование грамматических форм попадает под влияние закона экономии речевых средств (особенно активно этот закон действует в разговорной речи), при этом появляются варианты типа спать на диван-кровати (теряется склоняемость первой части составных существительных), учиться в городе Челябинск (утрачивается склоняемость географических названий, употребляемых с приложением). Законом экономии речевых средств объясняется повсеместно наблюдаемое неправильное склонение количественных числительных: с пять тысяч триста двадцатью двумя предложениями вместо с пятью тысячами тремястами двадцатью двумя предложениями. Если подобную ошибку можно не исправлять в разговорной речи, то в устах дикторов телевидения или радио она совершенно недопустима.

Соблюдение единообразия в произношении имеет важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте и с достаточным вниманием не воспринимается. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, съездах.

Различают полный и разговорный стили произношения, характерные соответственно для кодифицированного литературного языка и разговорной речи. Находясь в официальной обстановке или выступая перед аудиторией, мы хотим, чтобы все нас слышали и понимали. Поэтому мы замедляем темп речи, стараясь выговаривать каждый звук, каждое слово. В неофициальной, дружеской, семейной обстановке речь более свободна, темп ее убыстрен, не все звуки в словах могут произноситься: здрасьте (вместо здравствуйте), грите (вместо говорите), Пал Палыч (вместо Павел Павлович).



Произношение звуков опирается на системные закономерности русского языка. Главная закономерность литературного языка, связанная с произнесением гласных, — это редукция (ослабленная артикуляция, нечеткое, укороченное звучание) всех безударных гласных, прежде всего гласных [е], [о], [а]. Литературный язык характеризуется аканьем.

Исторически литературное произношение стало формироваться на базе московского говора еще в XIV веке, когда Москва стала центром русского государства. К концу XIX века сложилось так называемое старомосковское произношение, базировавшееся на произношении московской интеллигенции и поддержанное авторитетом актеров Малого театра, затем МХАТа. Долгое время старомосковские орфоэпические нормы являлись образцом литературного произношения, но затем они были утрачены под влиянием основной тенденции современной орфоэпии: сближения произношения с написанием.

Исправление орфоэпических ошибок связано с рядом трудностей, так как устная речь больше подвержена влиянию просторечия и местных диалектов. Просторечие может оказывать одинаковое влияние на речь любого недостаточно образованного носителя русского языка. Диалектное влияние территориально ограничено: человек, родившийся и выросший в Вологде, будет допускать в произношении другие ошибки, нежели человек, родившийся в Смоленске. Черты диалектного произношения трудно устранимы, поскольку появляются в речи ребенка вместе с ее освоением под влиянием произношения родителей. Устранение диалектного влияния требует изучения особенностей орфоэпии того или иного диалекта, отличных от норм литературного языка.

Произношение — очень важный показатель общего культурного уровня человека. К сожалению, в нашем обществе, наряду с высокими требованиями к орфографии, наблюдается снисходительное отношение к неправильному произношению.

3. Понятность речи


Обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника. Она требует от слушателя также знания терминологии и специальных оборотов речи в данной области. Трудность понимания речи во многих случаях связана с тем, что слова не всегда и не у всех людей имеют одно и то же значение. Часто они многозначны, в силу чего правильно уловить то их значение, которое имеется в виду в данном случае, можно только из контекста речи, т.е. из ее общего содержания и из смысла целых предложений, а не отдельных слов. Речь становится более понятной, когда она строится по возможности из кратких предложений, когда в ней не злоупотребляют слишком специальными терминами, когда ее грамматический строй выделяет существо излагаемой мысли, что достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

4. Тестирование


Студентам 1-2 курсов в количестве 15 человек и преподавателям в таком же количестве необходимо было расставить ударение в 25 словах.

Новорождённый, свёкла, облегчит, каталог, звонит, заперта, кровоточащий, балуясь, закупорив, красивее, опломбировать, жалюзи, средства, шарфы, мозаичный, оптовый, сливовый, газопровод, новостей, таможня, тортов, цемент, убыстрить, черпать, щемит.

Результаты: ученики допустили во всех словах 130 ошибок, учителя-110 ошибок.

В словах каталог, таможня ошибки допущены только преподавателями.

В слове звонит ошибки допустили только студенты.

Одинаковое количество ошибок в словах: свёкла, опломбировать, убыстрить, черпать.

Наибольшее количество ошибок в словах: мозаичный, наименьшее - средства, новостей.

Вывод: усилить контроля в области орфоэпии и студентам, и преподавателям. Стремиться к соблюдению орфоэпических норм.

Слова, имеющие ограниченную сферу употребления

Грубым нарушением лексических норм является употребление слов, имеющих ограниченную сферу употребления. Это диалектные слова, различные термины, речевые штампы, жаргонные слова, слова – паразиты.

Особую тревогу вызывает то, что бранные слова, в том числе нецензурные, входят в словарный запас не только взрослых, но и детей.

И при этом мало кто задумывается, что подобные выражения обижают человека и разрушают здоровье того, в чей адрес они направлены, оскорбляют общественную нравственность, обедняют речь и отучают выражать мысли в развёрнутом виде.

Наблюдения показали, что у большинства студентов звучит нецензурная брань по разному поводу.

В толковом словаре русского языка говорится, что слово «мат» обозначает «неприличная брань». Значит, употребление такого рода выражений нисколько не красит людей. Люди употребляют мат везде и не ограничивают себя в этих выражениях. Мат слышен везде: во дворе, в школьных коридорах, из окна соседей, в кругу что-то живо обсуждающих мальчишек. Даже на экране телевидения часто звучит сигнал, заглушающий бранные слова. При общении друг с другом от учащихся слышится мат. Причём многие не обращают внимания на то, кто находится поблизости. Результаты настораживают.

Нельзя не обратить внимание на сленг(жаргон) - это вариант разговорной речи, несовпадающий с нормой литературного языка. Для чего же он нужен?

По мнению окружающих, сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной, говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции.


Опыт Сравним два выражения.

На книжном, литературном языке: «Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни». На сленге: «Я просто тащусь от этой песни!»

Вывод: второй вариант отличается грубоватостью, вульгаризмом.

Исследование среди студентов 1-2 курсов__________ на употребление молодёжного сленга

Частотные слова, которые используются в речи учеников:

«Петух, лох, блин, офигеть, норм, фашист, телек, комп, собачья печёнка, лошара, дебил, гобелла, короче, слышь, ваще, инста, шляпа, забить, огонь, ава, заражуха, крутяк, моцик, лясик, штиль».

В результате исследования было выяснено, что обучающиеся активно используют сленг в своей речи.

Такие слова, скорее всего, вызывают разные эмоции: у кого-то смех, недоумение, непонимание. Можно сделать вывод, что ученики и взрослые считают, что эмоции и чувства, их переполняющие, невозможно выразить литературным языком. А нужны ли такие слова? Может быть, стоит обратить внимание, на то, как мы разговариваем.

Известно, что никто не рождается и с готовой речью. Ни для кого не секрет, что умение красиво говорить, правильно и логично отстаивать свою точку зрения необходимо каждому человеку, ну а уж публично выступающему, вдвойне.

Умение убеждать людей- дар от природы или приобретенное умение и как добиться успехов в убеждении собеседника это один из самых насущных вопросов на сегодняшний день, который рано или поздно встает перед каждым, кто пришел в инфобизнес, кто пришел в профессию, связанную с необходимостью выступать перед аудиторией. Уверенно говорящий собеседник всегда располагает к себе с ним приятно общаться, хочется быть максимально открытым в такой беседе. Развивать навыки красивой речи необходимо всегда, даже если вы не собираетесь стать профессиональным оратором, эти навыки не помешают в жизни.

Для студентов это тоже актуальная тема. Кроме того, часто приходится спонтанно вступать в диалог или выступать с монологом. А ведь многие с этим трудно справиться.

5.Упражнения для повышения качества речи


1. Возьмите какой-нибудь домашний предмет и попробуйте в течение 5 минут рассказывать о нем на красивом литературном языке. Поначалу этот процесс будет вызывать у вас явные затруднения, но с каждым разом будет все проще. Постепенно увеличивайте время тренировки и усложняйте тему. Эти тренировки помогут вам в скором времени научиться подбирать правильные слова и у вас получится в течение часа рассказывать о предмете, ни разу не повторившись в фразах.