Файл: Практический аспект классификации таможенных рисков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Факультет Экономики и финансов

Кафедра Финансовый учёт

Специальность Таможенное дело

Специализация Таможенныеплатежиивалютныйконтроль

Реферат


Обучающейся







(фамилия, имя, отчество)




На тему:

Практический аспект классификации таможенных рисков

(тема работы)







Руководитель

(учёная степень, звание, инициалы и фамилия)
Москва 2022 г.

Оглавлени

Факультет Экономики и финансов 1

Кафедра Финансовый учёт 1

Специальность Таможенное дело 1

Введение 3

1.Понятие и сущность таможенного риска 4

2.Классификация рисков в таможенных целях 6

3.Особенности применения системы управления рисками при осуществлении таможенного контроля 10

4.Практическое исследование системы управления рисками в таможенном деле 12

5.Проблемы и основные направления совершенствования системы управления рисками 16

Заключение 20

Список литературы 22

Введение 3

1. Понятие и сущность таможенного риска 4

2. Классификация рисков в таможенных целях 6

3. Особенности применения системы управления рисками при осуществлении таможенного контроля 9

4. Практическое исследование системы управления рисками в таможенном деле 12

5. Проблемы и основные направления совершенствования системы управления рисками 16

Заключение 20

Список литературы 22

Приложения 24

Введение



В современном мире развития информационных технологий и глобальной цифровизации происходит трансформация практически всех экономических процессов. Новые тренды наметились в управлении международными цепями поставок, одной из предпосылок которых стали изменения подходов к конкурентной борьбе, когда конкуренция между экономическими субъектами стала замещаться конкуренцией цепей поставок. В условиях усложнения среды взаимодействуют различные экономические субъекты, возрастает уровень неопределённости, вследствие чего возникают риски, способные нарушать устойчивость цепей поставок.


Необходимость повышения эффективности управления цепями поставок обуславливает актуализацию вопросов исследования сущности возникающих рисков.

Цель работы заключается в практическом исследовании системы управления рисками в таможенном деле.

Для решения поставленной цели необходимо решить комплекс задач:

  1. Изучить понятие и сущность таможенного риска;

  2. Рассмотреть классификацию рисков в таможенных целях;

3. Исследовать особенности применения системы управления рисками при осуществлении таможенного контроля

4. Провести практическое исследование системы управления рисками в таможенном деле;

5. Определить проблемы и основные направления совершенствования системы управления рисками.

В ходе написания данной работы были использованы такие методы исследования как: общенаучный метод, аналитический метод, метод обобщений, анализ литературных источников и др.

Структура работы состоит из введения, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
  1. Понятие и сущность таможенного риска



Всемирная таможенная организация считает, что таможенный контроль служит признаком благоприятного развития таможенной работы. Продуктивным устройством таможенного контроля считается система управления рисками (RMS) – в свойстве приоритета для таможенных структур. В концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации таможенный риск – это вероятность несоблюдения таможенного права1. Однако, определение таможенного риска обязана дополняться таким критерием риска, как величина потерь, так как при оценке ситуации и установлении её как рискованных должностных лиц таможенных структур России предопределяют не только её вероятность, но и возможный экономический или иной ущерб, который способен появиться. Следовательно, под таможенным риском предполагается осознавать комбинацию вероятности нарушения таможенного права и его неблагоприятных результатов.

По мнению О.Н. Бабурина риски в таможенном деле непосредственно причисляются к категории экономических рисков, и их образование способны существенно поменять ход благоприятной и результативной экономической деятельности государства на всех уровнях2.

Из множества определений можно выделить некоторые сходные критерии, которые способны достаточно полно охарактеризовать экономический риск вне зависимости от специфики конкретной ситуации:



1. Риск свойственен любой деятельности, направленной на достижение определённой желаемой цели (результата).

2. Риск носит вероятностный характер (желаемый результат может быть достигнут или нет).

3. Факторами, способствующими возникновению рисков, являются открытость, изменчивость и неопределённость среды, в которой функционируют экономические субъекты.

4. Существованию риска способствует наличие множества вариантов поведения экономических субъектов.

5. Возникновение риска связано с наступлением обстоятельств, которые способны повлиять на достижение конечного желаемого результата.3

Таким образом, необходимо исследовать научно-практический подход к пониманию таможенных рисков и разработать концепции, которые снизят негативные факторы. Когда речь идёт о таможенных рисках, прежде всего важно иметь о них чёткое представление.

Е.В. Ермакова и Ю.В. Малевич считают, что таможенный риск представляет собой риск несоблюдения таможенного права РФ. Разумеется, это определение отражает правовой аспект таможенных рисков, но стоит обратить внимание на то, что это связано с появлением неприятного события, которое может произойти в процессе осуществления таможенного регулирования внешней торговли, что повлечёт за собой нежелательные экономические последствия, а затем это определение вполне может быть применено в экономическом аспекте вопроса о таможенных рисках4.

В целом риски представляют собой сложно-динамическую категорию, поэтому их необходимо исследовать во всех видах деятельности: экономической, политической, социальной и др.

В свою очередь, экономические риски также многообразны. Среди них обычно выделяются финансовые, валютные, предпринимательские, инвестиционные и иные виды рисков. Однако при всей значимости подходов по их исследованиям они не включают особую категорию, а именно риски, возникающие в процессе таможенного регулирования внешней торговли.
  1. Классификация рисков в таможенных целях



Применяя обширный подход к пониманию источников таможенных рисков, их можно классифицировать на внутренние и внешние по отношению к Федеральной таможенной службе России5. Важно учесть, что происхождение и критерии возникновения тесно связаны друг с другом.


Внутренние источники формируются равно как компоненты таможенных структур, которые могут служить носителями конкретных рисков. Следовательно, внутренним источником таможенного риска является работа таможенного персонала. Таким образом, можно представить несколько видов образования рисков, например, когда сотрудники таможенных органов допускают ошибки при выполнении своей непосредственной работы, разнообразные виды злоупотреблений и мошенничество, прорастающие из-за преобладания личных выгод таможенных структур над интересами национальной безопасности, включая ошибки, образующиеся из-за незначительной осведомлённости сотрудников по отношению ко многим вопросам и других рисков. Также, риски могут появляться в случае таких факторов, как деятельность таможенных органов, регулирующийся не с целью оптимального соотношения хозяйствующих субъектов, а для преувеличения государственных доходов6.

Внешние риски обладают наиболее обширным спектром и характеризуются как таможенные риски, образующиеся от государственных и хозяйствующих субъектов Российской Федерации, включая таможенные риски, прорастающие от зарубежных организаций на различных степенях деловой или экономической сферы.7

Со стороны правительства большинство видов рисков включают в себя изменения в любых видах законодательства, прямо или косвенно связанных с деятельностью таможенных структур, любые преобразования ФТС РФ, регулирование информационных потоков, способность специалистов таможенных органов к доступу интеллектуальных новшеств для улучшения таможенных услуг и процедур и т. п.

Со стороны хозяйствующих субъектов список таможенных рисков достаточно широк: неполноценные сведения и документы, переданные при таможенном оформлении; нечёткость регламентных данных и устных заявлениях при таможенном оформлении; передача поддельных документов для подмены отсутствующих; применение противоправных установок уклонения от таможенных платежей; применение мошеннических схем для получения дохода от таможенных услуг и т. д.

Со стороны зарубежных субъектов разного показателя экономической активности или хозяйственной деятельности ситуации, в которых образуются таможенные риски, подобны представленным выше способам с разницей только в принадлежности к конкретному государству.8

Одним из методов классифицирования рисков считается практическая характеристика рисков, таких как выявленных и потенциальных.


Выявленный (доказанный) риск – факт, представляющий то, что нарушение таможенного права таможенного союза (далее – ТС) и/или законодательных регламентов стран – членов ЕАЭС уже имеет место быть и таможенные службы располагают информацией о данном обстоятельстве.9

Выявленный (доказанный) риск считается историческим фактом, когда противоправное действие произошло и в таможенных структурах, а также существует отчёт о нарушении таможенного права и условиях, сопутствующих данной ситуации. Доказанные риски могут быть исследованы по отношению к текущей информации, чтобы понимать существуют ли факторы, провоцирующие риск, в настоящий период10. На рисунке 1 представлены способы выявления таможенных рисков.



Рис. 1 Способы выявления таможенных рисков11

Также, выявленный риск можно разделить на риск в содержании предмета спора:

  • в отношении участников ВЭД осуществляется оценка частоты уже исполненных проверок и их показателей и исторический аспект споров (тип, количество, уровень серьёзности выявленных фальсификаций);

  • в отношении товаров исследуется, во-первых, объём нарушений, выявленных по данному продукту или по товарной группе на национальном значении, установленное по показателям статистики, и, во-вторых, типы мошеннических действий, прорастающих для каждого продукта на национальном уровне, и их показатель серьёзности.12

Риск в содержании информации. Исследуются целевые оперативные данные, которые, как правило, обязаны привести к определению значимых нарушений. Данная информация может быть обнаружена из разносторонних национальных или внешних источников.

Потенциальные риски – риск, который не смогли определить, но критерии для его образования существуют. К примеру, создание нового продукта, которому правообладатель присваивает собственную торговую марку, может явиться целью тех, кто желает пренебречь правами интеллектуальной собственности владельца. Данные риски также должны исследоваться согласно имеющимся данным, и, если факторы для риска присутствуют, то необходимо предпринять соответствующие меры13.

Целью классификации рисков в таможенных целях служит их разобщение на определённые группы на основании конкретных критериев, положенным в основу данной классификации (Приложение 1)14.

Таким образом, научно-обоснованная классификация риска предопределяет чёткое понимание места каждого риска в общей системе и формирует потенциальные способности для рационального использования необходимых методов, приёмов управления рисками. Выявление рисков, их наиболее полное очертание и классификация –