Файл: Реферат по дисциплине Правовое обеспечение нефтегазового бизнеса (горное право).docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра Экономики, организации и управления
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Правовое обеспечение нефтегазового бизнеса (горное право).
(наименование учебной дисциплины согласно плану)
Тема:
Требования по рациональному использованию и охране недр
Выполнил: студент гр. НГШ-17 ________ /Фролов М.Н/
(шифр группы) (подпись) (Ф.И.О.)
Дата: .
Проверил: доцент ________ /Веселова Ю.А./
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
Санкт-Петербург
2020
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФОНДА НЕДР 4
1.1. Понятие недр 4
1.2. Государственный фонд недр 5
2.ТРЕБОВАНИЯ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ НЕДР 7
3.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ НЕДР 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
ВВЕДЕНИЕ
Недра, как и земля, являются объектом правовой охраны. Их значение постоянно возрастает в связи с разведкой и добычей минерально-сырьевых ресурсов, хозяйственное использование которых является основой экономического благополучия нашей страны. Однако при этом необходимо бережное отношение к содержащимся в недрах полезным ископаемым, поскольку они являются невозобновляемыми ресурсами и потребление их человеком происходит несравнимо быстрее, чем восстановление в природной среде.
В силу того, что сегодня потребление минерально-сырьевых ресурсов все больше увеличивается, обеспечения рационального использования недр становится определяющей в развитии правового регулирования горных отношений.
Целью данной работы является обзор правовых аспектов по рациональному использованию и охране недр. Для достижения данной цели необходимо поставить и решить следующие задачи:
-
дать определение понятию недр, а также определить состав государственного фонда недр; -
рассмотреть требования по рациональному использованию и охране недр; -
выяснить, какая ответственность предусмотрена за нарушение этих требований.
-
ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФОНДА НЕДР
1.1. Понятие недр
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения [3]. При этом следует понимать, что под этим термином подразумевается не только часть подземного пространства, где содержатся полезные ископаемые, но и все другие полезные свойства, включая полости, энергетические и иные ресурсы. Поэтому не стоит приравнивать недра с полезными ископаемыми, которые являются частью недр.
Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд [3].
Закон о недрах четко определяет, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью и вопросы владения, пользования, распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Недра могут предоставляться в пользование для:
1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для
строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, размещения в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;
4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов [3].
Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых.
1.2. Государственный фонд недр
Государственный фонд недр составляют используемые участки (геометризированные блоки) и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа. Владение, пользование и распоряжение Государственным фондом недр в пределах территории РФ (включая зону территориального моря) осуществляется совместно РФ и субъектами РФ.
Для управления Государственным фондом недр законодательством предусмотрено создание специального органа исполнительной власти, на который возлагается решение вопросов недропользования и рационального использования и охраны недр. В настоящее время функции государственного органа по управлению Государственным фондом недр возложены на министерство природных ресурсов. [1]
В состав государственного фонда недр входят участки недр федерального значения, федеральный фонд резервных участков недр, а также участки недр местного значения.
Статус участков недр федерального значения в соответствии с законодательством о недрах получают отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, которые в целях гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечивают основы ее суверенитета, а также выполнение обязательств РФ по международным договорам. Статус объектов федерального значения они получают на основании совместных решений федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования и органов государственной власти субъектов РФ [4].
Федеральный фонд резервных участков недр формируется в целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых из не предоставленных в пользование участков недр. При этом включенные в данный фонд участки недр не предоставляются в пользование до принятия решения об исключении их из фонда резервных участков. Решения о включении участков недр в федеральный фонд резервных участков недр и об исключении из него участков недр принимаются Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами [3].
Статус участков недр местного значения получают участки недр, имеющие местное значение (для города, района). Определение порядка пользования недрами, установление форм и размеров платы за пользование такими участками недр в установленных пределах, а также строительства подземных сооружений местного значения относится к компетенции органов государственной власти субъектов РФ.
-
ТРЕБОВАНИЯ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
И ОХРАНЕ НЕДР
Под рациональным использованием недр понимают систему мероприятий научного, производственно-технического и организационного характера, обеспечивающих полное и комплексное использование ресурсов недр для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества [5].
Охрану недр можно определить как совокупность мероприятий, определенных нормативными правовыми актами и техническими проектами по использованию недр, обеспечивающих в интересах нынешнего и будущих поколений состояние защищенности недр и их ресурсов от возможного вреда [9].
Поскольку государство является собственником недр, оно вправе устанавливать требования, которые недропользователь обязан соблюдать. Это могу быть как простые декларации, так и очень жесткие требования, нарушение которых грозит потерей права пользования недрами.
Требования, устанавливаемые законодательством при производстве горных работ, можно разделить на три группы, которые определяют:
-
Порядок пользования недр; -
Безопасность работ; -
Охрану окружающей среды.
Требования, устанавливаемые законодательством к пользователю недр, многообразны и разнохарактерны. Часть из них получила название «охрана недр». Под охраной недр понимается применение горнопромышленниками:
-
технических методов и способов горных работ и соответствия с геологическим строение месторождений, их особенностями и характером залегания пород и ископаемых; -
правил, касающихся технической целесообразности горных работ, в целях достижения наиболее полного использования месторождений ископаемых; -
правил, касающихся съёмки подземных и надземных горных выработок, составления маркшейдерских планов [5].
Согласно статье 23 закона Российской федерации «О недрах», основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:
-
соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; -
обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; -
проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; -
проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, государственный учет работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами; -
обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; -
достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; -
охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; -
предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении отходов I - V классов опасности, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей; -
соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; -
предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; -
предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения [3].