Файл: Понятие и основания приостановления исполнительного производства судом и судебным приставом исполнителем 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


Введение 3

Глава 1. Понятие и основания приостановления исполнительного производства судом и судебным приставом- исполнителем 5

1.1  Понятие  приостановления  исполнительного производства судом и судебным приставом – исполнителем 6

1.2            Основания  приостановления  исполнительного производства судом и судебным приставом – исполнителем 7

Глава 2. Сроки и последствия приостановления исполнительного производства судом и судебным приставом-исполнителем 14

2.1 Сроки приостановления исполнительного производства судом и судебным приставом – исполнителем 14

 2.2 Последствия приостановления исполнительного производства судебным приставом – исполнителем 15

Библиография 20



 

Введение



Актуальность темы заключается в том,  что современное исполнительное производство имеет государственно-управленческую правовую природу, поскольку по организационно-правовой сути выполняемых задач является государственно-властной и нормативно-урегулированной деятельностью.

Цель курсовой работы является изучения приостановления исполнительного производства судом и судебным приставом – исполнителем.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1.       Рассмотреть  понятие  приостановления  исполнительного производства судом и судебным приставом – исполнителем

2.       Изучить основания  приостановления  исполнительного производства судом и судебным приставом – исполнителем

3.       Рассмотреть сроки приостановления исполнительного производства судом и  судебным приставом – исполнителем

4.       Изучить  последствия приостановления исполнительного производства судом и судебным приставом – исполнителем.

Объектом курсовой работы - являются процессуально-правовые отношения, складывающиеся при осуществлении исполнительного производства.

Предмет курсовой работы - составляет процедура приостановления исполнительного производства.

В данной курсовой использован теоретический метод.

Работа состоит из введения, двух глав, четырёх подглав, заключения и библиографии. Во введении формируется актуальность выбранной темы курсовой работы, определяется цель, задачи, предмет, объект. В первой главе раскрывается понятие и основания приостановление исполнительного производства  судом и судебным приставом – исполнителем. Во второй главе сроки и последствия приостановления исполнительного производства судом и судебным приставом – исполнителем. В заключении делаются выводы по курсовой работе.


Теоретическая основа курсовой работы составляет: всевозможные учебные пособия, комментарии квалифицированных юристов к статьям из нормативной базы законодательства.

Нормативная база курсовой работы составляет:

1.     Конституция РФ

2.     Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

3.     Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»



Глава 1. Понятие и основания приостановления исполнительного производства судом и судебным приставом- исполнителем



1.1  Понятие  приостановления  исполнительного производства судом и судебным приставом – исполнителем


 

Исполнительное производство – это совокупность определенных процессов и действий соответствующих государственных органов.

Название этого процесса произошло от того, что он носит исполнительный характер, то есть, направлен на непосредственное (принудительное) исполнение определенных требований.

Приостановление исполнительного производства  представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий наряду с отложением исполнительных действий и их отсрочкой. Однако, в отличие от иных юридических действий, приостановление осуществляется не на конкретный период времени, а на неопределенный период до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.

В зависимости от оснований приостановление исполнительного производства совершается либо судом, либо судебным приставом-исполнителем [4]. Приостановление исполнительного производства возможно в обязательном порядке или по усмотрению органа, разрешающего вопрос.

В любом случае приостановление исполнительного производства возможно только по основаниям, указанным в ст. 39 и 40 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019)  "Об исполнительном производстве"[4]. Данные перечни носят исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат. Например, в судебной практике одним из распространенных оснований для ходатайств со стороны бюджетных организаций о приостановлении исполнительного производства является ссылка на отсутствие денежных средств. Однако данное основание хотя и уважительное, но не указано в законе, в связи с чем суды отказывают в подобных случаях в приостановлении исполнительного производства.

 

1.2            Основания  приостановления  исполнительного производства судом и судебным приставом – исполнителем



 

Приостановление исполнительного производства судом.

 

Согласно ст. 39 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ  исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично в случаях:

  • предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу. При наложении ареста на имущество в опись нередко попадает имущество не должника, а других собственников, например проживающих с ним лиц и пр. Собственник имущества защищает свои интересы путем предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества;

  • оспаривания результатов оценки арестованного имущества. В силу ст. 85 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об исполнительном производстве" стороны исполнительного производства вправе оспорить произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, а также оценку, произведенную оценщиком;

  • оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. В качестве обязательного основания приостановления исполнительного производства названо оспаривание лишь одного вида постановления судебного пристава-исполнителя - постановления о взыскании исполнительского сбора;

  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Кроме того, исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации полностью или частично в случаях [4]:

  • оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ. Для приостановления исполнительного производства по данному основанию суд должен установить, могут ли результаты рассмотрения дела повлиять на исполнительное производство;

  • оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях. Так, в силу ч. 3 ст. 208 "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения административного органа о привлечении к административной ответственности;

  • нахождения должника в длительной служебной командировке. Данное обстоятельство может явиться основанием, как для отложения исполнения, так и для приостановления исполнительного производства, что зависит от продолжительности командировки;

  •    принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий При решении вопроса о необходимости приостановления исполнительного производства следует определить, насколько зависит исполнительное производство от того решения, к которому придет суд при рассмотрении заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;

  • обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;

  • в иных случаях, при которых исполнительное производство может быть или должно быть приостановлено судебным приставом-исполнителем.


Приостановление исполнительного производства судебным приставом-исполнителем. 

В соответствии со ст. 40 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об исполнительном производстве" исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

  • смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство. Для положительного решения вопроса о приостановлении исполнительного производства требуется совокупность следующих фактов:

а) смерть должника или такие правовые состояния, как объявление его умершим или признание его безвестно отсутствующим. При этом заметим, что Закон говорит лишь о должнике;
          б) допустимость правопреемства (требования или обязанности допускают правопреемство). Судебный пристав-исполнитель должен установить характер правоотношений: например, наследственные правоотношения допускают правопреемство, а алиментные обязательства нет и пр.

в) требования или обязанности установлены судебным актом, актом другого органа или должностного лица. Например, в случае вступления в наследование суд должен произвести замену должника на правопреемника. Для исполнительного производства необходимо соответствующее решение суда. Смерть должника подтверждается свидетельством о смерти, а факт объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим - судебным решением. Если правопреемство невозможно в результате смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, то исполнительное производство прекращается;

  • утраты должником дееспособности. Признание лица недееспособным возможно только в судебном порядке, в таком же порядке осуществляется ограничение в дееспособности. Если еще не назначен законный представитель (опекун для недееспособного, попечитель ограниченному в дееспособности), то также приостанавливается исполнительное производство до назначения законного представителя. Если исполнительное производство не носит имущественный характер (например, передача ребенка на воспитание, вселение, выселение и пр.), то ограничение лица в дееспособности не может рассматриваться в качестве основания для обязательного приостановления исполнительного производства;

  • участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях. Законодательство по-разному подошло к обстоятельству участия взыскателя и должника в боевых действиях. Для приостановления исполнительного производства, если взыскатель участвует в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ, выполняет задачи в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта, требуется его ходатайство, в котором выражена просьба о приостановлении исполнительного производства. Для должника достаточно подтвержденного факта его нахождения в указанных условиях;

  • отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается. В ст. 20 названного Закона перечислены основания, при наличии которых Банк России может или обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций;

  • применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном ст. 96 Закона об исполнительном производстве. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина, о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации долгов гражданина;

  • введения арбитражным судом в отношении должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве);

  • принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;

  • направления судебным приставом-исполнителем в ФНС России или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в п. 4 ч. 1 ст. 94 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об исполнительном производстве".


 Отсутствия у должника – иностранного государства имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Кроме того, исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

  • нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении. Указанное обстоятельство может быть основанием, как для отложения исполнения, так и для приостановления исполнительного производства в зависимости от продолжительности нахождения должника на лечении;

  • розыска должника-гражданина или розыска ребенка. В соответствии со ст. 65 комментируемого Закона в случае отсутствия сведений о местонахождении должника по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, требования об отобрании ребенка, судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника, которое утверждается старшим судебным приставом;

  • просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством РФ;

  • направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об исполнительном производстве". При направлении поручения исполнительное производство может быть приостановлено, если до выполнения поручения невозможно совершать иные исполнительные действия или исполнять меры принудительного исполнения.

Особо Закон об исполнительном производстве выделяет основания приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем о взыскании штрафа за преступление. Так, согласно ч. 11 ст. 103 указанного Закона такое исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем в случаях:


  • направления судебным приставом-исполнителем представления в суд о замене штрафа другим видом наказания;

  • обращения должника в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке выплаты штрафа;

  • смерти, объявления умершим или признания безвестно отсутствующим должника — лица, на которое суд возложил обязанность уплаты штрафа за преступление, совершенное несовершеннолетним;

  • утраты должником дееспособности;

  • нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;

  • нахождения должника в длительной служебной командировке;

  • участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта;

  • просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством РФ.