Файл: Понятие и основания приостановления исполнительного производства судом и судебным приставом исполнителем 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 248
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие приостановления исполнительного производства судом и судебным приставом – исполнителем
1.2 Основания приостановления исполнительного производства судом и судебным приставом – исполнителем
2.1 Сроки приостановления исполнительного производства судом и судебным приставом – исполнителем
2.2 Последствия приостановления исполнительного производства судебным приставом – исполнителем
Приостановление исполнительного производства главным судебным приставом РФ, главным судебным приставом субъекта РФ и их заместителями. Согласно п. 3 ст. 40 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об исполнительном производстве" главный судебный пристав РФ, главный судебный пристав субъекта РФ и их заместители вправе приостановить исполнительное производство в случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных им должностных лиц службы судебных приставов.
Обязательное приостановление.
Согласно ст. 39 и 40 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об исполнительном производстве" исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению полностью или частично в случаях[5]:
-
предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении изописи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу; -
оспаривания результатов оценки арестованного имущества; -
оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора; -
смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство; -
утраты должником дееспособности; -
участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях; -
отзыва у должника — кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается; -
применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном ст. 96 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об исполнительном производстве"; -
принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора; -
направления судебным приставом-исполнителем в ФНЕ России или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в п. 4 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об исполнительном производстве"; -
в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Факультативное приостановление.
Согласно ч. 2 ст. 39 и ч. 2 ст. 40 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об исполнительном производстве" исполнительное производство может быть приостановлено полностью или частично в случаях:
-
оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ; -
оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях; -
нахождения должника в длительной служебной командировке; -
принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий; -
обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения; -
нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении; -
розыска должника, его имущества или розыска ребенка; -
просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации; -
направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве; -
поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных главному судебному приставу РФ, главному судебному приставу субъекта РФ и их заместителям должностных лиц службы судебных приставов; -
в иных случаях, предусмотренных ст. 40 Закона об исполнительном производстве.
Таким образом, можно выделить из вышенаписанного, что приостановление исполнительного производства представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий. Исполнительное производство может быть приостановлено по нескольким обстоятельствам в порядке установленным процессуальным законодательством Российской Федерации.
Глава 2. Сроки и последствия приостановления исполнительного производства судом и судебным приставом-исполнителем
2.1 Сроки приостановления исполнительного производства судом и судебным приставом – исполнителем
Исполнительное производство приостанавливается судом или судебным приставом-исполнителем до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства.
Суд или судебный пристав-исполнитель возобновляет приостановленное исполнительное производство после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.
В законе зафиксирован новый подход к исчислению сроков приостановления исполнительного производства[4]. Его суть состоит в формулировании общего правила, а не конкретных правил относительно каждого основания. Общее правило сводится к тому, что срок приостановления определяется через событие - до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства. Течение этого срока начинается с принятия судом или судебным приставом акта о приостановлении исполнительного производства.
Важным моментом является контроль за соблюдением сроков приостановления и за устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства. Принимая во внимание, что обеспечение правильного и своевременного исполнения — это задача Федеральной Службы Судебных Приставов и ее должностных лиц, указанный контроль должен осуществлять пристав, ведущий исполнительное производство. Взыскатель как заинтересованный участник исполнительного производства также может контролировать сроки приостановления и вправе поставить вопрос об их истечении.
Окончание срока приостановления связано с устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнения. Оформляется окончание срока актом суда или судебного пристава о возобновлении исполнительного производства, что допускается по заявлению взыскателя или по инициативе пристава.
2.2 Последствия приостановления исполнительного производства судебным приставом – исполнителем
Частью 6 ст. 45 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об исполнительном производстве" предусмотрены последствия приостановления исполнительною производства. Так, в соответствии с указанной нормой по приостановленному исполнительному производству до его возобновления применение мер принудительного исполнения не допускается[4].
Это означает следующее.
Во-первых, речь идет лишь о запрете применения мер принудительного исполнения, предусмотренных ст. 68 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об исполнительном производстве". Иные действия по исполнительному производству, в том числе исполнительные, могут и должны совершаться.
Так, например, приостановление исполнительного производства не препятствует:
1. вызову сторон исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
2. запросу необходимых сведений у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получению от них объяснений, информации, справок;
3. проведению проверок, в том числе проверок финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4. наложению ареста на имущество, передаче арестованного и изъятого имущества на хранение;
5. привлечению для оценки имущества специалистов;
6. проведению розыска должника, его имущества, розыску ребенка;
7. взысканию исполнительского сбора;
8. установлению временных ограничений на выезд должника из Российской Федерации;
9. совершению иных исполнительных действий.
Во-вторых, факт приостановления исполнительного производства имеет значение только для судебного пристава-исполнителя, т.е. адресован только судебному приставу-исполнителю. Иным лицам и организациям приостановление исполнительного производства не адресовано, поскольку последние мер принудительного исполнения не применяют.
Таким образом, для регистрирующих органов, для банков, в которых арестованы денежные средства должника, иных органов и организаций приостановление исполнительного производства не влечет правовых последствий. Так, например, банк не вправе совершать операции с денежными средствами, на которые наложен арест, не вправе приостановить списание денежных средств со счета должника, производимое на основании постановления судебного пристава-исполнителя.
Особые последствия приостановления исполнительного производства предусмотрены в случае применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства. Так, согласно ч. 2 ст. 95 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об исполнительном производстве" при приостановлении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает аресты с имущества должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства.
Приостановление исполнительного производства влечет возложение на судебного пристава-исполнителя новых обязанностей в виде снятия ареста и иных ограничений.
Также особые последствия приостановления исполнительного производства возникают при приостановлении исполнительного производства о взыскании штрафа за преступление. Частью 12 ст. 103 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об исполнительном производстве" установлено, что одновременно с приостановлением исполнительного производства по основаниям, предусмотренным п. 3-8 ч. 11 указанной статьи, судебный пристав-исполнитель направляет в суд, вынесший приговор, представление об определении порядка взыскания штрафа за преступление.
Говоря о последствиях приостановления исполнительного производства, необходимо отметить, что исполнительное производство может быть приостановлено как полностью, так и частично.
Также важным моментом является контроль за соблюдением сроков приостановления и за устранение обстоятельств, которые послужили основанием для приостановления исполнительного производства.
Заключение
Таким образом, в ходе исследования может вывести такие выводы:
Приостановление исполнительного производства - это временное прекращение судом, судебным приставом- исполнителем исполнительных действий, вызванное, как правило, объективными обстоятельствами, которые препятствуют дальнейшему развитию исполнительного производства и в отношении которых невозможно определить, когда они будут устранены и когда наступит возможность его возобновления.
Приостановление исполнительного производства предлагает перенос совершения исполнительных действий на неопределенный срок. Применяется оно в тех случаях, когда невозможно точно определить срок, в который обстоятельства, препятствующие совершению исполнительных действий, отпадут, т.е. не вызывает сомнения, что они носят временный характер и рано или поздно снова появится возможность осуществления исполнительного производства, но точное время появления такой возможности установить невозможно в силу специфики обстоятельств.
Приостановление исполнительного производства существенно отличается от переноса исполнительных действий:
1) исполнительное производство приостанавливается на неопределенный срок, а в случае переноса совершения исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель всегда обязан точно определить новое время совершения исполнительных действий;