Файл: Понятие и основания приостановления исполнительного производства судом и судебным приставом исполнителем 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Приостановление исполнительного производства главным судебным приставом РФ, главным судебным приставом субъекта РФ и их заместителями. Согласно п. 3 ст. 40 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об исполнительном производстве" главный судебный пристав РФ, главный судебный пристав субъекта РФ и их заместители вправе приостановить исполнительное производство в случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных им должностных лиц службы судебных приставов.

 

Обязательное приостановление.

 

Согласно ст. 39 и 40 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об исполнительном производстве" исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению полностью или частично в случаях[5]:

  • предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении изописи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;

  • оспаривания результатов оценки арестованного имущества;

  • оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

  • смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;

  • утраты должником дееспособности;

  • участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;

  • отзыва у должника — кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается;

  • применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном ст. 96 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об исполнительном производстве";

  • принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;

  • направления судебным приставом-исполнителем в ФНЕ России или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в п. 4 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об исполнительном производстве";

  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.


 

Факультативное приостановление.

 

Согласно ч. 2 ст. 39 и ч. 2 ст. 40 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об исполнительном производстве" исполнительное производство может быть приостановлено полностью или частично в случаях:

  • оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

  • оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

  • нахождения должника в длительной служебной командировке;

  • принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;

  • обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;

  • нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;

  • розыска должника, его имущества или розыска ребенка;

  • просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве;

  • поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных главному судебному приставу РФ, главному судебному приставу субъекта РФ и их заместителям должностных лиц службы судебных приставов;

  • в иных случаях, предусмотренных ст. 40 Закона об исполнительном производстве.

Таким образом, можно выделить из вышенаписанного, что приостановление исполнительного производства представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий. Исполнительное производство может быть приостановлено по нескольким обстоятельствам в порядке установленным процессуальным законодательством Российской Федерации.





 

Глава 2. Сроки и последствия приостановления исполнительного производства судом и судебным приставом-исполнителем




2.1 Сроки приостановления исполнительного производства судом и судебным приставом – исполнителем


 

Исполнительное производство приостанавливается судом или судебным приставом-исполнителем до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства.

 Суд или судебный пристав-исполнитель возобновляет приостановленное исполнительное производство после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления. 

В законе зафиксирован новый подход к исчислению сроков приостановления исполнительного производства[4]. Его суть состоит в формулировании общего правила, а не конкретных правил относительно каждого основания. Общее правило сводится к тому, что срок приостановления определяется через событие - до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства. Течение этого срока начинается с принятия судом или судебным приставом акта о приостановлении исполнительного производства.

Важным моментом является контроль за соблюдением сроков приостановления и за устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства. Принимая во внимание, что обеспечение правильного и своевременного исполнения — это задача Федеральной Службы Судебных Приставов  и ее должностных лиц, указанный контроль должен осуществлять пристав, ведущий исполнительное производство. Взыскатель как заинтересованный участник исполнительного производства также может контролировать сроки приостановления и вправе поставить вопрос об их истечении. 

Окончание срока приостановления связано с устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнения. Оформляется окончание срока актом суда или судебного пристава о возобновлении исполнительного производства, что допускается по заявлению взыскателя или по инициативе пристава.

 

 2.2 Последствия приостановления исполнительного производства судебным приставом – исполнителем


 

Частью 6 ст. 45 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об исполнительном производстве" предусмотрены последствия приостановления исполнительною производства. Так, в соответствии с указанной нормой по приостановленному исполнительному производству до его возобновления применение мер принудительного исполнения не допускается[4].

Это означает следующее. 


Во-первых, речь идет лишь о запрете применения мер принудительного исполнения, предусмотренных ст. 68 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об исполнительном производстве". Иные действия по исполнительному производству, в том числе исполнительные, могут и должны совершаться.

Так, например, приостановление исполнительного производства не препятствует:

1.                 вызову сторон исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

2.                 запросу необходимых сведений у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получению от них объяснений, информации, справок;

3.                 проведению проверок, в том числе проверок финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

4.                 наложению ареста на имущество, передаче арестованного и изъятого имущества на хранение;

5.                 привлечению для оценки имущества специалистов;

6.                 проведению розыска должника, его имущества, розыску ребенка;

7.                 взысканию исполнительского сбора;

8.                 установлению временных ограничений на выезд должника из Российской Федерации;

9.                 совершению иных исполнительных действий.

 

Во-вторых, факт приостановления исполнительного производства имеет значение только для судебного пристава-исполнителя, т.е. адресован только судебному приставу-исполнителю. Иным лицам и организациям приостановление исполнительного производства не адресовано, поскольку последние мер принудительного исполнения не применяют.

 

Таким образом, для регистрирующих органов, для банков, в которых арестованы денежные средства должника, иных органов и организаций приостановление исполнительного производства не влечет правовых последствий. Так, например, банк не вправе совершать операции с денежными средствами, на которые наложен арест, не вправе приостановить списание денежных средств со счета должника, производимое на основании постановления судебного пристава-исполнителя.

 

Особые последствия приостановления исполнительного производства предусмотрены в случае применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства. Так, согласно ч. 2 ст. 95 Федеральный закон  от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об исполнительном производстве" при приостановлении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает аресты с имущества должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства. 


Приостановление исполнительного производства влечет возложение на судебного пристава-исполнителя новых обязанностей в виде снятия ареста и иных ограничений.

Также особые последствия приостановления исполнительного производства возникают при приостановлении исполнительного производства о взыскании штрафа за преступление. Частью 12 ст. 103 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об исполнительном производстве" установлено, что одновременно с приостановлением исполнительного производства по основаниям, предусмотренным п. 3-8 ч. 11 указанной статьи, судебный пристав-исполнитель направляет в суд, вынесший приговор, представление об определении порядка взыскания штрафа за преступление. 

Говоря о последствиях приостановления исполнительного производства, необходимо отметить, что исполнительное производство может быть приостановлено как полностью, так и частично.

Также важным моментом является контроль за соблюдением сроков приостановления и за устранение обстоятельств, которые послужили основанием для приостановления исполнительного производства.

 

Заключение



Таким образом, в ходе исследования может вывести такие выводы:

Приостановление исполнительного производства - это временное прекращение судом, судебным приставом- исполнителем   исполнительных действий, вызванное, как правило, объективными обстоятельствами, которые препятствуют дальнейшему развитию исполнительного производства и в отношении которых невозможно определить, когда они будут устранены и когда наступит возможность его возобновления.

Приостановление исполнительного производства предлагает перенос совершения исполнительных действий на неопределенный срок. Применяется оно в тех случаях, когда невозможно точно определить срок, в который обстоятельства, препятствующие совершению исполнительных действий, отпадут, т.е. не вызывает сомнения, что они носят временный характер и рано или поздно снова появится возможность осуществления исполнительного производства, но точное время появления такой возможности установить невозможно в силу специфики обстоятельств. 

Приостановление исполнительного производства существенно отличается от переноса исполнительных действий:

1) исполнительное производство приостанавливается на неопределенный срок, а в случае переноса совершения исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель всегда обязан точно определить новое время совершения исполнительных действий;