Файл: История формирования внешнеполитического имиджа России.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Хотя британское правительство и Банк Англии согласовывали свои действия с партнерами и наднациональными органами Сообщества, во многих случаях они принимали решения, расходившиеся с общими целями и задачами евростроительства. Лондон, в частности, не подписал Социальную хартию ЕС, одобренную на встрече глав государств и правительств стран ЕС в Страсбурге в декабре 1989 г. В этой связи М. Тэтчер заявила, что Великобритания никогда не примет подобный документ, навязывающий марксистский дух классовой борьбы стабильной системе капиталистического предпринимательства. Эту позицию поддержал и Дж. Мейджор: приведение трудового законодательства в Великобритании к общему с партнерами по ЕС знаменателю, по его мнению, нанесет серьезный ущерб интересам страны. В ходе подписания Маастрихтского договора Великобритании удалось добиться от Сообщества значительной уступки - на нее не распространяется действие обязательной для других стран Социальной хартии. В сентябре 1992 г., когда валютные ограничения стали угрожать конкурентоспособности ее товаров на европейском рынке, Великобритания не колеблясь вышла из механизма обменных курсов ЕВС.

В минувшие два десятилетия шел и процесс европеизации внутриполитической жизни. Баланс общественных сил постепенно складывался в пользу более активного включения страны в процесс консолидации Сообщества, хотя значительная часть британцев до сих пор высказывается против "растворения" в европейском гражданстве. Отношение двух основных политических партий Великобритании к западноевропейской интеграции в течение этого периода эволюционировало в сторону все более позитивной ее оценки. Лейбористская партия, выступавшая после перехода в 1979 г. в оппозицию за выход из ЕС, к концу 80-х гг. стала его сторонницей, хотя в части партии антиевропейские настроения сохраняются. Основной фронт разногласий по вопросам дальнейшего развития Европейского союза переместился в консервативную, правящую уже 14 лет, партию. Кстати, среди факторов, способствовавших в декабре 1990 г. смене М. Тэтчер на посту премьер-министра Дж. Мейджором, большое значение имело недовольство влиятельной части руководства партии негативной позицией, занятой М. Тэтчер по отношению к ряду аспектов углубления интеграции.

После подписания в феврале 1992 г. Маастрихтского договора о создании экономического, валютного и политического союза ЕС вокруг его ратификации в Палате общин развернулись многомесячные дебаты. В мае 1993 г. они завершились победой сторонников Маастрихта. Дж. Мейджору удалось одержать верх благодаря угрозе распустить парламент и объявить досрочные выборы, исход которых мог вывести в лидеры оппозицию.


За два десятилетия существенно изменилось положение Великобритании на международной арене. Перемещение "зоны сосредоточения интересов" в Западную Европу поставило перед Лондоном вопрос о судьбе его "особых отношений" с США. Конечно же европейская ориентация политики Лондона уменьшила значение "атлантизма", особенно в экономической сфере. Двусторонние отношения стали еще более асимметричными - в гораздо большей мере "специальными" для Великобритании, чем для США, которые на международной арене все активнее взаимодействуют с Сообществом в целом. В самом этом объединении на роль привилегированного партнера США претендует наиболее мощный его участник - ФРГ. Примечательно, что в окружении Б. Клинтона появились люди, которые рассматривают Великобританию исключительно как среднего размера государство Европы, которое не заслуживает специального к себе отношения. В этих условиях Лондону, естественно, не удалось реализовать идею стать основным связующим звеном между западноевропейским центром и североамериканским.

И все же несмотря на возрастание роли западноевропейского компонента в системе внешних связей Лондона модифицированный вариант англо-американских "особых отношений", хотя и во все более сокращенном объеме, продолжает действовать. Две англосаксонские страны по-прежнему связывает общность истории, культуры, языка, традиций. В ряде сфер связи Великобритании с США остаются более тесными, чем с континентальными соседями. Даже в экономической области, где отношения подорваны в наибольшей мере, между ними сохраняются прочные связи. Так, в Соединенных Штатах сосредоточены свыше 1/5 прямых зарубежных инвестиций

Великобритании, в то время как в ЕС - всего 1/4. Американские капиталовложения в этой стране также существенно превышают западноевропейские. Привилегированными по-прежнему являются англо-американские отношения в области ядерного оружия. Примечательно, что в отдельные периоды "атлантизм" в британской политике даже усиливается. Так было, например, во время правления М. Тэтчер: с одной стороны, она весьма прохладно относилась к планам дальнейшего развития интеграции, которые, по ее мнению, ущемляли национальный суверенитет Великобритании; с другой - в периоды пребывания у власти в США Р. Рейгана и Дж. Буша она пользовалась большим влиянием в Белом доме, что, естественно, отразилось на характере отношений между Великобританией, Европой и США.



Участие в ЕС создало новую ситуацию в отношениях между Великобританией и освободившимися странами. Лондон стремился там, где это возможно, сохранить в них собственные рычаги и сферы влияния. С этой целью он предпринял активные усилия для того, чтобы смягчить для стран Содружества негативные последствия ликвидации системы имперских преференций и фактического развала стерлинговой зоны. Не в последнюю очередь благодаря деятельности государства удалось обеспечить "выживаемость" Содружества, число участников которого достигает 50. В новых условиях у Великобритании появилась возможность строить свои отношения с развивающимися странами на "коллективной" основе, в частности на базе Ломейской конвенции, действие которой распространяется на 69 государств Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана.

Спустя два десятилетия после вступления Великобритании в ЕС складывается новая модель ее участия в системе международных отношений, которую - чем дальше, тем больше - будет определять содержание Единого европейского акта, предусматривающего повышение роли наднациональных органов ЕС, а также Маастрихтского договора о Европейском союзе, важнейшими целями которого являются создание экономического и валютного союза и проведение странами ЕС, в том числе и Великобританией, общей внешней политики и политики безопасности [4].


ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ТУРЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ



Как известно курс внешней политики является органичным продолжением проводимой внутренней политики, а также в значительной мере определяется обязательствами государства в качестве члена региональных и международных блоков и организаций. На сегодняшний день Турция является полноправным членом таких организаций как ООН (1945), МВФ (1947), НАТО (1952) и т.д. В этом контексте многовекторность курса обуславливается наличием определенных национальных интересов в формировании того или иного направления внешней политики.

В целом, многовекторность является особенностью внешней политики Турции. Наиболее приоритетным ее направлением является западная ориентация. Заявку на полное членство в ЕС Турция подала еще в 1987 г. Однако направленность политики и ее уклон в сторону Запада проявилась намного раньше. В 1952г. Турция входит в НАТО и в 1995 г. в Европейский Экономический Союз. После многочисленных отсрочек, вопрос о предоставлении Турецкой Республике статуса кандидата был решен в ее пользу в 1999 г. Однако намеченные переговоры по вступлению Турции в ЕС были заморожены в декабре 2006 г., в силу того, что участники совещания достигли единства во мнениях о приостановлении переговоров по восьми из 35 пунктов переговоров с Анкарой. Было также согласовано, что в течение ближайших трех лет переговорный процесс будет подвергаться ежегодной проверке. Напомним, что вопрос присоединения к ЕС был обусловлен наличием кипрской и курдской проблем, а также нарушением прав человека. Тем не менее, на современном этапе инициатива вступления Турции в Европейский Союз остается главной целью внешней политики, и с уверенностью можно предположить, что в обозримом будущем, турецкое руководство будет следовать именно прозападной политике. Тем более что в самой республике данная инициатива поддерживается полностью.

Тем временем, турецкое правительство уделяет большое внимание партнерству с США. После окончания Второй Мировой Войны отношения Турции с Соединенными Штатами стали активно развиваться. Вашингтон оказывал Анкаре военную и экономическую помощь, закрепив за ней статус военного и политического союзника на Ближнем Востоке. На протяжении более пятидесяти лет США удерживает за собой роль основного стратегического и внешнеполитического партнера, хотя временной фактор играет свою роль в изменении приоритетов в отношениях между этими государствами. Так, к примеру, на фоне устойчивого развития двусторонних отношений в конце 80-х Турция негативно восприняла попытку США продлить соглашение с ее участием в санкциях против Ливии. Хотя данное соглашение было продлено после урегулирования противоречий обеих сторон, и в целом несмотря на то, что Турция продолжала руководствоваться интересами США по особо важным вопросам, относительно отношений с третьими странами или же функционирования военных объектов на территории Турции, Анкара решительно выступает против давления со стороны США. Аналогичный пример можно привести по курдскому вопросу. В ответ на принятие Конгрессом США в конце октября 2007 года положительного решения по Геноциду армян в начале ХХ в., что всячески старались предотвратить президент Буш и госсекретарь Райс, понимая, к чему данное действие может привести (не исключался возможный вывод американского военного контингента с базы Инжирлик в Турции). Турецкое правительство окончательно высказалась за проведение военной операции на севере Ирака, несмотря на возражения "Белого Дома" по этому поводу.


Между тем, необходимо отметить, что как основной стратегический партнер, США заинтересованы в том, чтобы иметь в Европе такого надежного члена НАТО, как Турция. Членство турецкой республики в ЕС имеет определенные выгоды для "Белого Дома". Во-первых, имея свободный доступ на европейский рынок, Турция, скорее всего сократит торговый оборот с Россией, ввиду более низкой стоимости товаров в Европе. Во-вторых, государственные воды будут уже принадлежать ЕС, что существенно затруднит проход российских танкеров через турецкие проливы. Все это приведет к частичной изоляции России, что во времена, когда российско-американские отношения переживают не самый лучший период, будет однозначно соответствовать интересам США.

Не менее важную роль во внешней политике играют отношения Турции со странами Ближнего и Среднего Востока. Одним из главных внешнеполитических достижений является нормализация отношений Турции с Сирией. Напомним, что предметом споров, возникших между правительствами двух государств, являлись вопросы рационального использования вод Евфрата, а также вопросы безопасности. В 2003 году после почти двадцатилетнего перерыва состоялся первый официальный визит премьер-министра Сирии М.Миро в Турцию.

Определенную независимость своего курса внешней политики Турция подтвердила, подписав с Израилем в 1995 году договор о военно-техническом сотрудничестве с Израилем, тем самым, вызвала значительное неодобрение со стороны Лиги арабских государств. На сегодняшний день Турция является единственной мусульманской страной, имеющей столь тесные отношения с Израилем. Недавнее выступление президента Израиля Шимона Переса и председателя Палестинской автономии Махмуда Аббаса в турецком парламенте, подчеркивает важность роли Турции в ближневосточном мирном процессе.

С распадом СССР и обретением независимости Российской Федерацией наблюдается устойчивое развитие российско-турецких отношений преимущественно в торговой и топливно-энергетической сферах. Наглядным примером может послужить подписание между Россией и Турцией договора по поставкам природного газа по проложенному по дну Черного моря газопроводу, открытие которого состоялось в 2005 году. На сегодняшний день, Россия и Турция имеют общий ежегодный торговый оборот в 21млрд. долл., значительную долю в котором занимают поставки энергоресурсов, т.к. около 70% потребляемого Турцией газа, импортируется именно из России.