Файл: Феномен проституции и уголовноправовые средства борьбы с ней.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 438
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проституция определяется, как вступление за плату в случайные внебрачные сексуальные отношения. Обязательные признаки проституции: платность услуги, ее систематичность, неопределенный круг партнеров.
Вовлечение в занятие проституцией может выражаться в склонении, обмане, в любой другой форме привлечения к деятельности по оказанию систематических платных сексуальных услуг клиентам. Обман как вид вовлечения в занятие проституцией предполагает заведомое введение потерпевших в заблуждение относительно их будущей деятельности.
Принуждение к продолжению занятия проституцией чаще всего связано с шантажом. Шантаж в этом случае предполагает угрозу оглашения позорящих женщину сведений среди соседей, родственников, супруга и т.п. При этом достоверность сведений значения для квалификации не имеет.
Субъективная сторона заключается в прямом умысле. То есть лицо осознает, что вовлекает потерпевшую в занятие проституцией, и желает свершить эти действия. Субъектом данного преступления выступает лицо, достигшее 16 лет.
Вовлечение в занятие проституцией является оконченным преступлением с момента совершения действий, направленных на вовлечение другого лица в занятие проституцией независимо от того, наступил ли желаемый результат. То есть для уголовного закона не важно, начало ли вовлекаемое лицо заниматься проституцией или нет.
Итак, подводя итог можно отметить, что организация проституции и вовлечение в занятие проституцией, носят сходный характер. Однако, есть в них и различия, которые дополняют друг друга.
Глава 2. Квалифицирующие признаки организации и вовлечение в занятие проституцией
2.1. Квалифицирующие признаки вовлечения в занятие проституцией
Часть 2 ст. 240 УК РФ предусматривает ответственность за вовлечение в занятие проституцией, совершенное:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с перемещением потерпевшего через Государственную границу Российской Федерации или с незаконным удержанием его за границей;
в) группой лиц по предварительному сговору.
Примененное насилие может быть как физическим (побои, причинение легкой или средней тяжести вреда здоровью), так и заключаться в угрозе его применения. Угроза физического насилия или его применение, шантаж, истребление имущества или обман,
совершенные организованной группой, представляют повышенную общественную опасность. Противостоять преступникам в подобной ситуации жертве чрезвычайно трудно. Организованные группы держат лиц, занимающихся проституцией, в абсолютной зависимости и подчинении, изымая значительную часть денег, полученных ими за сексуальные услуги.
Умышленное причинение более серьезного вреда, например тяжкого вреда здоровью или истязания, подлежит квалификации по совокупности ст.240 и ст.111 УК РФ или ч. 2 ст. 117 Уголовного Кодекса РФ.
Лица, занимающиеся вывозом «живого товара» за границу, обманывают свои жертвы обещанием баснословных заработков за проституцию. Или даже обещают престижную и хорошо оплачиваемую работу манекенщицы, фотомодели, танцовщицы и т.д. Проблема борьбы с вывозом граждан за границу для занятия там проституцией особенно важна. Представляется целесообразным в УК РФ предусмотреть ответственность за подобное деяние как за особо квалифицированное преступление.
В тех случаях, когда вовлечение в занятие проституцией сопряжено с причинением средней тяжести или тяжкого вреда здоровью лица (ст. 112, 111 УК РФ), изнасилованием (ст. 131 УК РФ), квалифицированным незаконным лишением свободы (ч. 2 ст. 127 УК РФ) и иными преступлениями, влекущими более строгое наказание, чем вовлечение, то содеянное квалифицируется по совокупности преступлений.
Вместе с тем представляется спорным утверждение о том, что такая совокупность необходима во всех случаях, когда вовлечение в занятие проституцией сопровождается совершением других преступлений, например, развратными действиями. Сам способ совершения рассматриваемого деяния подпадает под признаки некоторых преступлений против личности (насилие, побои и т.д.) и поэтому охватывается диспозицией ст. 240 УК РФ. Квалификация по совокупности преступлений необходима лишь в тех случаях, когда тяжесть, опасность этого способа выходит за границы, установленные ст. 240 УК РФ.8
Вовлечение в проституцию является особо квалифицированным, если оно совершено организованной группой или в отношении заведомо несовершеннолетнего.
Очевидно, что для общества более опасно вовлечение в занятие проституцией несовершеннолетних, чем взрослых. Так как растление молодежи приводит к аморальности, повышению уровня преступности и ряду других социальных проблем, которые не дают обществу нормально развиваться.
2.2. Квалифицирующие признаки организации занятием проституцией
Часть 2 ст. 241 предусматривает ответственность за совершение квалифицированных видов организации занятия проституцией:
а) лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия или угрозы его применения;
в) с использованием для занятия проституцией заведомо несовершеннолетних.
К лицам, использующим свое служебное положение, принято относить должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, а также руководителей и служащих коммерческих и некоммерческих организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями.
Понятия применения насилия или угрозы его применения аналогичны тому, что мы рассмотрели раньше применительно к составу вовлечения в занятие проституцией (ст. 240 УК РФ).
Использование для занятия проституцией заведомо несовершеннолетнего предполагает вовлечение в занятия проституцией лица, заведомо для виновного, не достигшего 18 лет.
Деяния, предусмотренные ч.1 или 2 настоящей статьи, совершенные с использованием для занятия проституцией лиц, заведомо не достигших 14-летнего возраста, влечет ответственность по ч. 3 ст. 241 УК РФ. При этом преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 241, относится к категории средней тяжести, а ч. 2 и 3 — к тяжкому.
Глава 3. Меры воздействия на занятие проституцией
3.1. Административное воздействие
Уголовный Кодекс РФ не предусматривает ответственности за занятие проституцией, то есть сами проститутки не подлежат уголовной ответственности за свои деяния. Однако, их можно привлечь к административной ответственности.
Так, согласно ст. 6.11 Кодекса РФ об Административных Правонарушениях занятие проституцией влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются здоровье граждан, общественная нравственность, установленный общественный порядок. Общественная опасность проституции состоит в том, что она может стать причиной массового распространения венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Объективная сторона состоит в занятии проституцией, но в статье не раскрывается, каковы при этом противоправные действия. Из ее смысла следует, что проституция – это род занятий, который выражается в систематическом вступлении женщин и мужчин в беспорядочные половые связи за вознаграждение материального характера. При этом необходимо подчеркнуть, что вознаграждение является обязательным признаком объективной стороны. Если же данный признак отсутствует, то нет и проституции как противоправного деяния.
По смыслу административной нормы для квалификации административного правонарушения абсолютно не имеет значения вид вознаграждения. Это может быть как получение денежных средств, так и предоставление материальных и нематериальных выгод лицу, которое оказывает сексуальные услуги.
Субъектом правонарушения являются мужчины и женщины, достигшие шестнадцатилетнего возраста и занимающиеся проституцией.
Субъективная сторона правонарушения выражается в умысле. То есть лицо осознает противоправность своих действий, желает их совершить и преследует цель получить вознаграждение за вступление в половую связь. При этом нужно отметить, что если лицо, занимается проституцией из-за принуждения нарушителя, то такое лицо является пострадавшим и не подлежит административной ответственности
9.
Лица, которые были подвергнуты административному наказанию за занятие проституцией, подлежат направлению на медицинское обследование. Данное условие необходимо для своевременного выявления и лечения венерических заболеваний. К тому же данные лица могут быть отправлены в орган внутренних дел, для того, чтобы сотрудники полиции могли подвергнуть их приводу. В случае отказа без уважительных причин следовать в медицинское учреждение или в орган внутренних дел (полицию) привод производится в принудительном порядке.
Сотрудники полиции составляют протоколы о совершенном и выявленном правонарушении. Для составления такого протокола правонарушитель, то есть лицо, занимающееся проституцией, может быть сотрудником полиции доставлено в орган внутренних дел.
Согласно ст. 6.12. Кодекса об Административных Правонарушениях РФ получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией также влечет наложение административного взыскания. В данном случае под доходом подразумевается прибыль – сумма, составляющая разницу, на которую доход превышает затраты.
Наказание налагается в виде штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.
Объектом данного преступления является здоровье граждан, общественная нравственность и установленный общественный порядок.
Объективная сторона выражается в извлечении дохода из заработка лица, занимающегося проституцией. Это сутенеры, лица, опекающие проституток. Одно лицо занимается проституцией, а другое извлекает из этого доход.
Если извлечение доходов связано с организацией или содержанием притонов для занятия проституцией, то такие действия квалифицируются как преступление (ст.241 УК РФ).
Поскольку занятие проституцией может быть обусловлено только противоправной деятельностью физического лица, то по смыслу комментируемой статьи субъектом рассматриваемого административного правонарушения не может быть юридическое лицо. Субъектом данного административного правонарушения является сутенер – физическое лицо, получающее доход, обусловленный занятием другого лица проституцией. Лицо, эксплуатируемое сутенером и приносящее ему прибыль, не подлежит административной ответственности, предусмотренной данной статьей