Файл: Муниципальное образование городской округ Ухта Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 9.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное образование городской округ «Ухта»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»



Проект

«Компьютер и здоровье школьника»

Воробьев Вадим

МОУ «СОШ № 9», 8 класс

Руководитель – Уляшова

Зинаида Петровна,

учитель начальных классов

г. Ухта, п. Седъю

2022 год

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

Подготовительный этап…………..............................................................................5

Основной этап…………………………..……………………………………............6

Заключение………………………………………………………………………….13

Список литературы и источников…………………………………………………14

Приложение…………………………………………………………………………15

  1. Введение

Компьютер – мясорубка для информации. Компьютер – это резонатор того интеллекта, с которым человек к нему обращается.

В.Г.Кротов

ХХI век дал много «технических чудес». Компьютер – реальность в нашей жизни, и человек в силу своей эволюции не приспособлен к постоянной работе за ним.

Сегодня персональный компьютер (ПК) превратился в непременный атрибут нашей работы и жизни. С появлением сети Интернет он ещё и стал лучшим способом поиска информации, делового общения и отдыха. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его влиянии на здоровье.

Дети и подростки зачастую предпочитают общение с ним любым другим видам развлечений, они стали проводить меньше времени на свежем воздухе, меньше играть в подвижные игры. Пользователи сети Интернет стали меньше общаться лично, отдавая предпочтение чатам и электронной почте.

Влияние компьютера на здоровье человека, особенно школьника, являются одной из важных проблем современности, поэтому их лучше рассматривать с профилактической точки зрения, чем лечить появившиеся вдруг заболевания.
Актуальность. С развитием технологий всё больше людей переходит на «сидячий» образ жизни. Если раньше лишь некоторые могли пользоваться компьютерными технологиями, то сейчас детям младших классов (если даже не дошкольникам) под силу управлять электронной машиной. Развлечение, общение, самообразование, информированность – это всё то, что предоставляет нам Интернет-сети.


Со временем виртуальные миры для человека становятся второй реальностью и верными помощниками, а их влияние на нашу жизнь весьма значительны. С помощью сети мы можем найти любую интересующую нас информацию: будь то случайно возникнувший вопрос (например, «Почему мой кот такой глупый?»), или же конкретно интересующая информация (например, «ГДЗ»).

Но есть ли обратная сторона всем этим плюсам? Если человек тратит много своего времени на работу за компьютером, то без последствий он не обойдётся. Вспомним, что родители часто ругают своих детей за то, что они слишком много времени проводят за электронными гаджетами, и потом ссылаются на ухудшение здоровья. Но младшие не всегда слушаются взрослых, считая, что все эти домыслы пусты и не правдивы. Однако, врачи утверждают, что частые и длительные занятия за компьютером и правда могут плохо повлиять на человека. Во время работы может возникнуть дискомфорт, сухость глаз, застой в мышцах или суставах и т.д.

Меня заинтересовал вопрос: как именно на нас влияет компьютер, есть ли вредное воздействие, и можно ли с этим что-нибудь сделать?

Влияние компьютера на здоровье человека, особенно школьника, являются одной из важных проблем современности, поэтому их лучше рассматривать с профилактической точки зрения, чем лечить появившиеся вдруг заболевания.
Цель работы:

  • изучить влияние компьютера на здоровье школьников.


Задачи:

  1. Изучить литературу по данной проблеме.

  2. Выяснить предназначение компьютера в современном мире.

  3. Определить факторы, негативно влияющие на здоровье школьника, при работе за компьютером.

  4. Определить влияние данных факторов на здоровье школьника.

  5. Разработать анкету «Компьютер для школьника» с целью изучения влияния ПК на здоровье.

  6. Провести анкетирование среди учащихся 5-9 классов МОУ «СОШ № 9».

  7. Систематизировать и проанализировать полученные результаты.

  8. Разработать рекомендации для учащихся, родителей и педагогов, с целью

сохранения здоровья при работе на ПК (буклет «Компьютер и здоровье школьника»).
В качестве методов проектирования были использованы: изучение информации, анкетирование, анализ результатов анкетирования.

Продукт проекта: буклет «Компьютер и здоровье школьника».



  1. Подготовительный этап


Работа по проекту началась с планирования основных этапов.




Этапы

Краткое содержание

Деятельность

руководителя

участников

1

Подготовительный этап

Представление, понимание о проекте;

Определить тему, актуальность, проблему, задачи, цели, предмет и объект проекта.

Настрой, мотивация, идеи

-

2

Продукт
    1. Буклет «Компьютер и здоровье школьника»


-

-

3

Планирование

Создать детальный план реализации проекта

Озвучивать критерии, планировать создание таблицы

-

4

Проведение проектной деятельности



Сбор, обработка и анализ информации

Встречи, контролировать действия, контроль процесса.

Изучает информацию, фиксирует её.
Организует, контролирует, корректирует.



-


Ходит на занятия, выполняет инструкции, включается в деятельность.

5

Оформление результатов практической деятельности
    1. Оформление буклета «Компьютер и здоровье школьника»


Оформление информации

Знакомство с итоговой информацией



  1. Основной этап

Использование компьютера в современном мире


На сегодняшний день компьютеры уже не роскошь, а необходимое для работы средство. Трудно представить себе успешного человека без знания компьютера. Возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Десять лет назад только половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас учащиеся начальной школы уже имеют некоторые пользовательские навыки. [1]

Персональные компьютеры и ноутбуки сейчас используются повсеместно: от обычного пользователя-ученика до крупных известных компаний. Естественно предположить, что в век научных открытий и технологий каждый должен быть знаком с сетью Интернет и интерфейсом операционной системы (Windows, MacOS, LINUX). [1]


Если в крупномасштабных проектах используются суперкомпьютеры (более мощные по техническим характеристикам), то для обычного пользователя подойдёт как обычные настольные компьютеры, так и ноутбуки. А для чего мы используем их чаще всего?

  • Работа и хобби:

    • дополнительный заработок;

    • создание и редактирование графических изображений и видеофайлов;

    • программирование;

    • проектирование;

  • Поиск и хранение информации;

  • Досуг:

    • просмотр теле- и кинопроектов;

    • чтение электронных книг;

    • игры;

    • прослушивание любимой музыки;

  • Общение;

  • Интернет-покупки.

Спектр использования ПК довольно разнообразен, вследствие чего каждый человек может найти свой способ применения компьютерных технологий. Если подумать, что плохого в работе с компьютером? Мы получаем новые знания, развиваемся и развлекаемся. Но из-за того, что иногда мы не знаем меры в наших желаниях и хотеньях, долгое такое времяпровождение может негативно влиять на наше здоровье. [1]
Для выявления влияния компьютера на здоровье учащихся было проведено анкетирование учащихся 5-9 классов МОУ «СОШ № 9» по разработанной мною анкете (Приложение).

  • Из общего количества опрошенных, 68% учащихся имеют дома компьютер. Все опрошенные респонденты умеют работать на компьютере;

  • До 2х часов в день проводят за компьютером - 74% опрошенных.

  • Устают  глаза при работе с компьютером у 100% опрошенных ответили иногда.

  • Опрошенные показали, что в целом все 100% знают о мерах профилактики для зрения, но применяет их на практике только 10%;

  • 54% из числа опрошенных делают перерыв на отдых. Из них 23% - каждые 20 минут, остальные – каждый час.

  • Родители иногда ограничивают времяпровождения за компьютером у 53% школьников и 47% остаются без ограничения.



Факторы, влияющие на здоровье школьника

1. Негативным фактором является то, что, вследствие неограниченного нахождения за компьютером, в реальной жизни дети вообще не имеют или теряют настоящих друзей. Виртуальные друзья никогда не заменят настоящих друзей. [5]

2. При неправильном использовании и несоблюдении правил работы за компьютером может возникнуть отрицательное воздействие, которое выражается нарушением общего состояния здоровья или самочувствия:

  • Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени: сидя за компьютером, ребенок вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы, что отрицательно сказывается на состоянии позвоночника.

  • Воздействие электромагнитного излучения: современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение. Постоянное электромагнитное воздействие оказывает негативное влияние на нервную систему человека.

  • Утомление глаз, нагрузка на зрение: именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка (или другого пользователя) возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.

  • Перегрузка суставов кистей: постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти.

  • Психическая нагрузка: компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Это влечет появление стресса, нервозности, что выражается «истериками» и повышенной возбудимостью ребенка.

  • Компьютерная зависимость: психика ребёнка ещё недостаточно устойчива, некоторые компьютерные игры и информация из Интернета могут привести к изменениям мировоззрения, пересмотру моральных норм, психическим расстройствам. [5]


Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к проведению времени за компьютером.

Отдельно различают психологическую интернет-зависимость и болезненное пристрастие к компьютерным играм. [6]

Признаки интернет - зависимости: Ребенок проводит в сети буквально все свое свободное время, практически ничем больше не интересуясь. Любые проблемы, возникающие во время онлайн-общения, ребенок воспринимает очень остро и болезненно, может даже заплакать и устроить истерику.

На попытки друзей вытянуть его на прогулку ребенок неизменно отвечает отказом, в чате ему намного интереснее, чем с реальными людьми. Факторами риска являются неуспешность, неумение ребенка общаться в реальной жизни, нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, отсутствие серьезных увлечений. [6]

Признаки игровой зависимости: У ребенка появляется навязчивое желание играть на компьютере. Любому, даже самому любимому некогда занятию он с радостью предпочтет общество «железного» друга.

Куда-то резко исчезают друзья, если кто-то и приходит в гости, то для того, чтобы вместе поиграть за компьютером. Ребенок посещает друзей с этой же целью.

Эмоциональные подъемы резко сменяются дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.

Ночные посиделки у компьютера и отказ от еды по причине, что «в сети идет очень важная битва». [6]

Влияние компьютера на здоровье человека


Если говорить о проблемах со здоровьем, которые могут возникнуть у человека вследствие «неправильного» использования или долгой работы с компьютером, то они связаны, в основном, с позвоночником, зрением, сердечно-сосудистой и нервной системами, со срединным нервом.
Позвоночник. Когда человек проводит много времени за компьютером, зачастую, он делает это без перерывов, поэтому у таких людей возникают проблемы с позвоночником и мышцами. Утомляющая работа за ПК может стать причиной нарушения осанки, появления болей в шее, плечах и пояснице.
Как часто мы следим за тем, в какой позе мы сидим за монитором? А где мы сидим? Нам хочется больше удобства за работой с компьютером, и, естественно, мы не задумываемся о том, в какой позе и где мы пользуемся техникой: будь то лёжа на кровати, или же облокотившись на локоть за столом.