Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2. Фиксация, удостоверение и доказывание юридических фактов
В фактофиксирующей системе необходимо различать деятельность общего и деятельность специального назначения. Общая фактофиксирующая деятельность связана с регистрацией различных фактических обстоятельств независимо от их использования в конкретных правоотношениях (фиксация стажа работы, возраста, местожительства, семейного положения и т.п.). Результаты этой фактофиксирующей деятельности могут использоваться для возникновения, изменения, прекращения самых различных правовых отношений. Специальная фактоустановительная деятельность ведется компетентными государственными органами по конкретному юридическому делу (гражданскому, пенсионному, уголовному) и осуществляется в пределах, необходимых для разрешения именно данного дела. Результаты специальной фактоустановительной деятельности, выраженные в правоприменительном акте (решении, приговоре суда), приобретают общее юридическое значение, в том числе преюдициальное, могут использоваться для разрешения иных юридических дел.
Фиксация и удостоверение фактов - близкие, сопряженные, но все же не совпадающие виды деятельности. Фиксация представляет собой регистрационную деятельность, документальное закрепление фактических обстоятельств. Удостоверение состоит в подтверждении истинности фактов, их существования. Фиксация и удостоверение факта нередко сливаются в едином акте (например, регистрация брака, нотариальное удостоверение сделки), но они могут существовать и порознь (например, удостоверение подлинности документа, аутентичности копии).
Реальные системы фиксации и удостоверения юридических фактов существенно различаются в зависимости от характера юридического факта, его социальной значимости, области правовых отношений, с которыми связан данный факт. Рассматривая состав органов и организаций, ведающих фактофиксирующей деятельностью, можно выделить несколько групп субъектов:
а) судебные органы, фиксирующие юридические факты в приговорах, решениях, определениях; в эту же группу входят органы государственного арбитража;
б) специальные государственные органы, подразделения государственных органов и должностные лица, занимающиеся исключительно или в основном фактофиксирующей деятельностью (нотариальные конторы, загсы, ВТЭК, архивы, отделы кадров и др.);
в) иные государственные органы, организации и должностные лица, осуществляющие в пределах своей компетенции фиксацию и удостоверение юридических фактов наряду с управленческой, производственной, социально-культурной и иной деятельностью (домоуправления, главные врачи больниц, руководители учреждений, инспектора государственных инспекций и др.).
Система фиксации и удостоверения юридических фактов, таким образом, включает несколько подсистем, отличающихся далеко не одинаковым уровнем развитости, нормативной урегулированности, юридической культуры. Следствием этого является разный уровень "юридической надежности" фиксируемых и удостоверяемых ими фактов. Различия отчасти обусловлены характером самих фактических обстоятельств, их несовпадающим значением в регулировании общественных отношений. Но очевидно и то, что сама фактофиксирующая деятельность не всегда отвечает необходимым требованиям, особенно когда она сочетается с управленческой, производственной деятельностью.
Заключение
Рассмотренные факты называются юридическими, поскольку предусмотрены в нормах права: прямо – в гипотезе, косвенно – в диспозиции, санкции. Как только в жизни появляются факты, указанные в гипотезе нормы, последняя начинает действовать, т.е. лица – адресаты нормы – приобретают права и обязанности, названные в ее диспозиции.
Использование в законодательстве автоматической санкции требует тщательного регулирования сопряженных с ней правовых отношений. В противном случае эффект от оперативного наступления правовых последствий будет сведен к нулю неэффективностью правового механизма в целом. Так, в законодательстве предусмотрено автоматическое взыскание повышенных процентов за пользование кредитом при нарушении сроков проектирования или строительства. Даже тогда, когда сроки строительства сорваны по вине заказчика, с подрядчика взыскиваются повышенные процентные ставки в полном объеме. Очевидно, что автоматическая санкция в данном случае недостаточно эффективна. Она должна быть дополнена механизмом, который позволил бы взыскивать суммы с действительного виновника нарушения сроков.
Каково место активных (в том числе автоматических) санкций в системе санкций советского законодательства? Для ответа на этот вопрос необходимо принять во внимание несколько обстоятельств. Во-первых, значительная часть рассматриваемых санкций реализуется в одностороннем порядке (путем самозащиты) либо автоматически. Во-вторых, указанные санкции применяются за сам факт нарушения, независимо от вины лица, допустившего нарушение. В-третьих, задача преодоления нарушений сочетается в них с позитивными организационными функциями. Это позволяет отнести активные санкции, применяемые за нарушение в юридическом составе, к оперативным санкциям законодательства.
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Юридические факты | это предусмотренные законом жизненные обстоятельства и факты, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений. |
2 | Функциями юридических фактов | является обобщенная характеристика их роли в механизме правового регулирования |
3 | Основная функция юридических фактов | в правовом регулировании состоит в обеспечении возникновения, изменения, прекращения правовых отношений |
4 | Дополнительные функции | юридические факты выполняют функцию гарантий законности, связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения |
5 | две формы предварительного воздействия норм на поведение субъектов | Когда юридические нормы очерчивают границу правомерного и неправомерного поведения, их предварительное воздействие носит пассивно-предупредительный характер |
6 | Признаки юридического факта | Юридический факт—это конкретное жизненное обстоятельство, выраженное вовне (мысли, чувства и события духовной жизни юридическими фактами не признаются). 2. Юридический факт—это обстоятельство, выражающееся в наличии или отсутствии определенных явлений, т.к. юридическое значение имеют как положительные (существующие), так и отрицательные (отсутствующие) факты. 3. Юридические факты несут в себе информацию о состоянии общественных отношений, т.к. они являются обстоятельствами, которые напрямую затрагивают интересы общества и государства. |
7 | Классификация юридических фактов | наиболее существенное значение для понимания природы и функций юридических фактов имеет их подразделение на юридические события и юридические действия |
8 | Факты-события | это обстоятельство, не зависящее как юридический факт от воли людей |
9 | Факты-действия | это волевое поведение людей, внешнее выражение воли и сознания граждан, воли организаций и общественных образований |
10 | Презумпция | предположение о существовании юридического факта либо его отсутствии, например презумпция знания закона, презумпция невиновности |
Список использованных источников
1 | Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. Права человека. Основные международные документы. - М.: Международные отношения, 1998. |
2 | Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25 декабря 1993. №237. |
3 | Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30 июня, 11 ноября 2003 г.). // Российская газета. 31 июля 2002 |
4 | Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 № 755 «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу». // Российская газета. 16 октября 2002 |
5 | Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958. С. 57 |
6 | Агарков М.М. Обязательства по советскому гражданскому праву. М., 1940. |
7 | Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978. |
8 | Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996 |
9 | Тулиглович М.А. Структура уголовно-правовой нормы: Дис. ... к.ю.н. Омск, 2006. |
10 | Зинченко С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. М., 2007. |
11 | Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Зерцало. М. 1999. |
Приложения
А | |