Файл: Контрольная работа по курсу экономической социологии тема 108 Этическая компетентность в разрешении противоречий между властью и населением Студент группы Индюков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный технический университет» (ВолгГТУ)
Кафедра «История, культура и социология»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу экономической социологии
ТЕМА № 108
«Этическая компетентность в разрешении противоречий между властью и населением»
Выполнил:
Студент группы
Индюков
(№ зачетки)
Проверил:
Преподаватель кафедры ИКС
____________________________
Волгоград, 2023
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И НАСЕЛЕНИЕМ 5
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И НАСЕЛЕНИЕМ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
ВВЕДЕНИЕ
Конфликты получили широкое распространение практически во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях социального взаимодействия.
Процесс разрешения конфликтов затрудняется, в частности, из-за использования упрощенных, линейных моделей их урегулирования, ориентированных исключительно на устранение конфликтного взаимодействия. Любой конфликт воспринимается при этом как неизбежное зло, от которого следует скорее избавиться. Игнорируются и возможные позитивно-конструктивные функции кoнфликта, а также внутренние закономерности его изменения. Цель урегулирования конфликтов в ряде случаев состоит не в их устранении или предотвращении, а в использовании и развитии их конструктивного потенциала. Подобные цели урегулирования требуют уже иных технологических подходов.
Актуальным для России является повышение культуры разрешения конфликта. Для многих россиян остается пока недостижимым «цивилизованное», рациональное поведение в конфликте. В большинстве конфликтных ситуаций участники демонстрируют импульсивные действия. Как правило, oни стремятся сначала отмахнуться от оппонента, проигнорировать назревающий конфликт, а если это не помогает, и обстановка обостряется, то или нападают на него, или демонстрируют покорность. Именно импульсивность, иррациональность, эмоциональность поведения оппонентов в конфликте сoдержат в себе разрушительный потенциал. Следoвательно, необходимо прививать всему населению культуру разрешения конфликта.
Принимая во внимание актуальность темы и степень ее научной разработанности, можно констатировать нарастающее противоречие между общественной потребностью в эффективных технологиях урегулирования конфликтов, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью вопросов проектирования и использования таких технологий, низкой культурой разрешения конфликтов, с другой стороны. С данным противоречием связана основная проблема – это проблема регулирования конфликтов органов власти и населения.
Целью настоящей работы является изучение этической компетентности в разрешении противоречий между властью и населением.
Для достижения поставленной цели при написании работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить проблемы взаимоотношений между властью и населением;
- исследовать противоречия между властью и населением.
Указанная цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И НАСЕЛЕНИЕМ
Активное вмешательство в возникший конфликтный процесс может приобретать разнообразные формы: регулирование конфликта, подавление и, наконец, разрешение. Регулирование конфликта представляет собой действие управляющего субъекта с целью смягчения, ослабления или перевода его в другое русло и на другой уровень отношений. Проблема регулирования конфликта – это проблема ограничения его негативного влияния на общественные отношения и перевода в общественно приемлемые формы развития и разрешения. Регулируемый конфликт есть конфликт контролируемый и, стало быть, предсказуемый. Элемент регулируемости присутствует в любом конфликтном процессе, если он так или иначе включен в механизм социального управления. В свою очередь, управление конфликтным процессом придает объективно этому процессу формы, «способные обеспечить минимизацию неизбежных экономических, социальных, политических, нравственных потерь и, наоборот, максимизировать такого же рода приобретения, именно здесь суть управления конфликтом1.
Процесс регулирования конфликта как процесс управления им имеет свои этапы. Первоначальное действие по урегулированию конфликта, конечно же, – его признание и выявление как реальности. Фиксация конфликта как действительного факта – достаточно сложный вопрос. Нередки случаи, когда одна из конфликтующих сторон стремится скрыть свои действия, отрицать наличие какой-либо конфликтной ситуации. Как говорится, «делает хорошую мину при плохой игре». Так, иной руководитель коллектива, при наличии конфликтной ситуации, вместо ее преодоления, пытается представить положение вещей в ином свете, как бесконфликтное, руководствуясь небезызвестным обычаем – «не выносить сор из избы».
Признать реальность конфликта – значит сделать шаг на пути к его объективному объяснению. Ранее уже подчеркивалось, что без такого объяснения невозможно управление конфликтным процессом. Первые трудности в решении задачи урегулирования любого конфликта начинаются именно с его объяснения.
Чтобы эффективно управлять развитием конфликта, необходимо с максимальной точностью составить его диагноз. Затем выяснить, кто вовлечен в конфликт, определить потребности и опасения каждого из участников конфликтной ситуации, связанной с данной проблемой. Идеальным является восприятие конфликта таким, каков он есть на самом деле.
Управление конфликтами означает не только определение возможных зон их возникновения, но и снижения конфликтного потенциала сообщества, т.е. предотвращение конфликтной ситуации, влияние управленческими средствами на процессы совместной деятельности людей таким образом, чтобы объективно существующие противоречия не перерастало в осознанное противостояние. Прежде всего управления означает умение выдвигать цели и побудить других людей к их достижению.
Управление конфликтом - это целенаправленное, обусловленное объективными законами влияние на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт. Основная цель управления конфликтами состоит в том, чтобы предотвращать деструктивным конфликтам и способствовать адекватному решению конструктивных.
От эффективности управления конфликтом зависит стабильность, на которую влияют: масштаб дисфункциональных последствий, устранения причин противоречий, вероятность противоречивых столкновений.
Управление конфликтами как сложный процесс включает конкретные виды деятельности: профилактика и предотвращение возникновения конфликта; диагностика и регулирования конфликта на основе корректировки поведения его участников; прогнозирование развития конфликтов и оценка их функциональной направленности; разрешения конфликта. Содержание управления конфликтами заключается в строгом соответствии этапов до их динамики.
Прогнозирование конфликта - важнейший вид деятельности субъекта управления, который направлен на выявление причин конфликта к потенциальному развитию.
Особое место в прогнозировании принадлежит постоянному анализу общих и частичных причин возникновения конфликтов. Предотвращение возникновения конфликта предусматривает деятельность субъекта управления, направленную на недопущение возникновения конфликта. Предотвращение возникновения конфликтов основывается на результатах их прогнозирования. По получении информации о причинах нежелательного конфликта,
который назревает, начинается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса факторов, которые его детерминирует. Это так называемая вынужденная форма предотвращения возникновения конфликта.
Конфликты можно предотвращать, осуществляя эффективное управление социальной системой. Основными способами предотвращения возникновения конфликтов могут быть: постоянная забота об удовлетворении потребностей и запросов населения; соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, которые касаются интересов населения и т.д.
Подобную форму предотвращение возникновения конфликтов называют превентивной.
Стимулирование конфликта трактуют как вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию конфликта. Стимулирование целесообразным отношении конструктивных конфликтов. Существуют различные средства стимулирования конфликтов: вынесение проблемного вопроса для публичного обсуждения (на собрании, совещании, семинаре); критика конфликтной ситуации; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т.д.
1 этап. Признание реальности конфликта сторонами - конфликтерами.
2 этап. Легитимизация конфликта, т.е. достижение соглашения между сторонами - конфликтерами относительно признания и соблюдения установленных норм и правил конфликтного взаимодействия.
3 этап. Институализация конфликта, то есть создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия. Кроме того, в процессе регулирования конфликтов важно учитывать некоторые технологии.
Решение конфликта - заключительная фаза в процессе управления, которая обеспечивает завершение конфликта. Решение может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при условии устранения его причин, предмета, а также конфликтных ситуаций. Для неполного решения характерно частичное устранение причины или конфликтных ситуаций. В реальной практике управления конфликтами важно учитывать условия, формы и способы их решения.
Общие рекомендации по совершенствованию управления конфликтами между органами власти и населением могут быть сведены к следующему.
Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих участников конфликта. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что вы находитесь в состоянии конфликта по какому-либо вопросу. Иногда
конфликт существует скрыто уже давно, люди страдают, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.
Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его быстро решить целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе конфликтующие стороны.
Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Проблема состоит в том, чтобы точно определить предмет конфликта. На этом этапе вырабатываются совместные пути к решению проблемы, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
Разработать варианты решений. Конфликтующие стороны предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.
Принять согласованное решение. В результате взаимного обсуждения вариантов решений стороны приходят к общему решению, которое целесообразно представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и др. Иногда, в сложных или ответственных случаях письменные документы можно составлять по окончании каждого этапа переговоров.
Реализовать принятое решение на практике. В тех случаях, когда процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может вызвать другие, более сильные и продолжительные конфликты. Причины, вызвавшие первичный конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее. Поэтому конфликтующие стороны должны определить, как организовать принятое решение на практике, каковы задачи каждой конфликтующей стороны в реализации результатов переговоров и их зафиксировать в принятом согласованном решении.
Активное вмешательство в возникший конфликтный процесс может приобретать разнообразные формы: регулирование конфликта, подавление и, наконец, разрешение. Регулирование конфликта представляет собой действие управляющего субъекта с целью смягчения, ослабления или перевода его в другое русло и на другой уровень отношений.